УДК 334

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД В РОССИИ

Анисимова Полина Михайловна
Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье проанализирована система поддержки малого бизнеса в период перестройки и становления рыночной экономики в новой истории России.

Ключевые слова: малое предпринимательство, специализированные фонды, финансово-кредитная политика


STATE POLICY IN THE FIELD OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS DURING THE POST-PERESTROIKA PERIOD IN RUSSIA

Anisimova Polina Mikhaelovna
Sochi State University

Abstract
In article the system of support of small business during reorganization and formation of market economy in a modern history of Russia is analysed.

Keywords: financial and credit policy, small business, specialized funds


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова П.М. Государственная политика в области поддержки малого бизнеса в постперестроечный период в России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58205 (дата обращения: 30.09.2017).

Государственная политика России в сфере малого бизнеса заметно изменилась начиная в период после 1995года. На смену частным мероприятиям по его поддержке пришли комплексные программы, ориентированные на решение проблем станов­ления и развития малого предпринимательства как особой сферы экономической жизни общества.

Так, в мае1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции», в котором определены субъекты малого бизнеса и заложены основы государственной политики в этой области. Предусмотрена государственная поддер­жка малого предпринимательства, а также Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. 6 июня1995 г. Президент РФ подписал Указ «0 Государ­ственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» (ГКПРП РФ).

Названные Указ и Закон составили законодательную основу патронажа малого предпринимательства, определяя его как одну из важнейших задач государ­ственной экономической политики. На ГКПРП РФ была возложена реализация государ­ственной политики в этой сфере, в частности, разработка финансово-кредитной и налоговой политики, способствующей развитию малого бизнеса, контроль над эффективным использованием выделенных средств, а также координация деятель­ности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Кроме того, Госкомитет должен был сформировать целостную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в том числе обеспечить консультативную, информационную и финансовую помощь.

К числу основных форм поддержки малого предпринимательства традиционно, в том числе и с учетом зарубежного опыта, были отнесены:

кредитно-финансовая поддержка /включая предоставление гарантий, развитие финансового лизинга в сфере малого предпринимательства и т.д.;

налоговое стимулирование приоритетных видов деятельности;

создание информационной, консультативной и обучающей инфраструктуры; помощь во внедрении инноваций.

В рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства было предусмотрено его законодательное обеспечение, подготовка кадров, создание соответствующей инфраструктуры, в том числе информационных центров и других структур производственно-технологической и финансовой поддержки малого предпринимательства. В соответствии с Програм­мой в 1994-1995 гг. были подготовлены законы «О лизинге», «О лицензировании», «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринима­тельства».

При анализе Программы  1994-1995 гг. можно увидеть, что система государственной поддержки малых предприятий была  более целенаправленной, было усилено внимание к проблемам институциональных преобразований негосудар­ственного предпринимательства со стороны исполнительной и законодательной власти, что нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации и ряде законодательных актов и программных документов.

Произошли изменения и в области финансово-экономической и информационной поддержки малого предпринимательства, формировании его инфраструктуры. Сложилась единая сис­тема, которая включала в себя  Федеральный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также  открытые новые региональные фонды и центры поддержки. Такого рода структуры  были  сформированы в 63 регионах Федерации. В более чем 30 регионах были  приняты и  частично реализовались  соответствующие региональные программы. Активизировалась финансово-кредитная поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов.  В период  с 1996 по 2000г  велась  практика введения местных налоговых льгот, из местных бюджетов выделялись средства на создание инфраструктуры малого бизнеса.  Были образованы и действовали  агентства, учебно-деловые и информационные центры, юридические, аудиторские, консал­тинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство. Расширялась и совершенствовалась  деятельность информационно-консультационных центров и бизнес-инкубаторов.

Перечень форм поддержки  был действительно шире, чем в прежнем законе. Однако,  как любые законы новой России оставалось  непонятным, кому конкретно будут оказывать эту поддержку.  По настоящее время невозможно помочь всем малым и средним предприятиям, тем более что их состав по новому закону шире.

Прежний закон никак не определял процедуру отбора субъектов для оказания им поддержки. В результате, очень небольшое количество малых предприятий обращалось за помощью. Вопрос в том, удалось ли новому закону изменить эту ситуацию и сделать процедуру отбора и оказания поддержки более прозрачной и легкой для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей.

В 1994-1995 гг. на федеральном и региональном уровнях были созданы базовые элементы системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП): предос­тавлены необходимые технические и программные средства, приняты организаци­онные решения, сформированы базы данных.

В комплексе мер, осуществляемых правоохранительными и другими органами по борьбе с организованной преступностью, рэкетом, коррупцией и экономичес­кими преступлениями, предусматривалось  оказание содействия специализирован­ным охранным фирмам и службам безопасности. В этой связи была сформи­рована соответствующую законодательная база, расширился перечень   фирм, обеспечи­вающих сохранность имущества предпринимателей (автостоянки, склады-храни­лища и т.п.), а также производящих охранные средства (сигнализацию, звуковые и видеосистемы и т.п.).

Все это позволило в свое  время  укрепить безопасность предпринимателей и социальную защищенность работников малых предприятий, сделать предпринимательство более привлекательным для различных групп населения.

В 1994-1995 гг. были предприняты шаги по формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства. Начало этой деятельности – создание Федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции

Фонда поддержки предпринимательства и развития конкурен­ции,  с помощью новых финансовых институтов активно содействовал привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций к реализации производственных и инновационных проектов и созданию целостной инфраструктуры малого предпринимательства. Государственные и муниципальные фонды, являющиеся опорными структурами государственной поддержки малого предпринимательства, содействовали более последовательному формиро­ванию системы финансово-кредитных институтов, страховых, лизинговых и инвес­тиционных компаний, учебных центров, маркетинговых и консалтинговых фирм.

Отличительная особенность Федеральной поддержки МП того времени состоит в более четком разграничении полномочий и ответственности Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.

За федеральным уровнем закрепились  свойственные ему задачи и средства федерального бюджета, другие источники финансирования, обеспечивающие ре­шение этих задач. Регионы призваны были  решать свой круг задач, для чего они получили в свое распоряжение соответствующие средства бюджетов субъектов Федерации. Кроме того, предусматривается реализация комплекса межрегиональных программ и проектов на принципах самофинансирования и долевого участия.

Региональные органы государственной власти и управления самостоятельно определяли  направления поддержки малого предпринимательства в своих регионах, а также комплекс мероприятий, необходимых для стимули­рования и ориентации малых предприятий на местные проблемы, особенности и ресурсы.

В организационно-правовом отношении фонды представляли собой либо государственное учреждение, государственное предприятие, либо некоммерческую организацию, либо общественное объединение, либо общество с ограничен­ной ответственностью, акционерное общество.  В регионах, где фонды поддержки предпринимательства начали действовать, был  отработан механизм отбора, экспертизы и финансирования проектов, в том числе включенных в региональные программы.

Вместе с тем сложившаяся к 2005 году  система государственного управления  была  недостаточно приспособлена к осуществлению целенаправленной экономической политики поддержки и развития предпринимательской деятельности. Причинами такого положения явились:

  • рассредоточенность управления теми или иными направлениями экономической политики по разным министерствам и ведомствам, что неизбежно ведет к дублированию функций и полномочий с одновременным снижением ответственности;
  • нечеткая постановка задачи поддержки малого бизнеса в каждой отрасли и в каждом звене народного хозяйства;
  • слабая межведомственная координация и противоречивые действия различных ведомств при осуществлении тех или иных мер экономической политики, в том числе касающихся поддержки предпринимательства.

В результате происходило снижение, как количества зарегистрированных малых предприятий, так и числа занятых на них. Особенно быстрыми темпами снижалось количество малых предприятий в непроизводственных сферах бытового обслуживания населения, науке и научном обслуживании, в здравоохранении, образовании, информационно-вычислительном обслуживании. Не оправдались надежды и на расширение налогооблагаемой базы в ответ на снижение налоговой нагрузки на малые предприятия.

Что повлияло на разработку и принятия нового федерального  закона о развитии  малого  и  среднего предпринимательства в РФ от 24.07.2007г. Который не оказался  последним и окончательным.

За последнее десятилетие  была разработана масса программ по поддержке малого предпринимательства федерального и регионального уровня. По состоянию на  2015 в стране действует различные государственные, региональные и муниципальные  программы поддержки малого бизнеса.


Библиографический список
  1. Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  2. Указ Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563 “О Государственном Комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства”.
  3. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Финансы/ ЮНИТИ, 2010г
  4. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А.) Российское предпринимательское право  М.: Эксмо, 2009.
  5. http://ip-nalog.ru/gospodderzhka.html
  6. http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/

 



Все статьи автора «Анисимова Нина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: