Государственная политика России в сфере малого бизнеса заметно изменилась начиная в период после 1995года. На смену частным мероприятиям по его поддержке пришли комплексные программы, ориентированные на решение проблем становления и развития малого предпринимательства как особой сферы экономической жизни общества.
Так, в мае1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в котором определены субъекты малого бизнеса и заложены основы государственной политики в этой области. Предусмотрена государственная поддержка малого предпринимательства, а также Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. 6 июня1995 г. Президент РФ подписал Указ «0 Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» (ГКПРП РФ).
Названные Указ и Закон составили законодательную основу патронажа малого предпринимательства, определяя его как одну из важнейших задач государственной экономической политики. На ГКПРП РФ была возложена реализация государственной политики в этой сфере, в частности, разработка финансово-кредитной и налоговой политики, способствующей развитию малого бизнеса, контроль над эффективным использованием выделенных средств, а также координация деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Кроме того, Госкомитет должен был сформировать целостную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в том числе обеспечить консультативную, информационную и финансовую помощь.
К числу основных форм поддержки малого предпринимательства традиционно, в том числе и с учетом зарубежного опыта, были отнесены:
кредитно-финансовая поддержка /включая предоставление гарантий, развитие финансового лизинга в сфере малого предпринимательства и т.д.;
налоговое стимулирование приоритетных видов деятельности;
создание информационной, консультативной и обучающей инфраструктуры; помощь во внедрении инноваций.
В рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства было предусмотрено его законодательное обеспечение, подготовка кадров, создание соответствующей инфраструктуры, в том числе информационных центров и других структур производственно-технологической и финансовой поддержки малого предпринимательства. В соответствии с Программой в 1994-1995 гг. были подготовлены законы «О лизинге», «О лицензировании», «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства».
При анализе Программы 1994-1995 гг. можно увидеть, что система государственной поддержки малых предприятий была более целенаправленной, было усилено внимание к проблемам институциональных преобразований негосударственного предпринимательства со стороны исполнительной и законодательной власти, что нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации и ряде законодательных актов и программных документов.
Произошли изменения и в области финансово-экономической и информационной поддержки малого предпринимательства, формировании его инфраструктуры. Сложилась единая система, которая включала в себя Федеральный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а также открытые новые региональные фонды и центры поддержки. Такого рода структуры были сформированы в 63 регионах Федерации. В более чем 30 регионах были приняты и частично реализовались соответствующие региональные программы. Активизировалась финансово-кредитная поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. В период с 1996 по 2000г велась практика введения местных налоговых льгот, из местных бюджетов выделялись средства на создание инфраструктуры малого бизнеса. Были образованы и действовали агентства, учебно-деловые и информационные центры, юридические, аудиторские, консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство. Расширялась и совершенствовалась деятельность информационно-консультационных центров и бизнес-инкубаторов.
Перечень форм поддержки был действительно шире, чем в прежнем законе. Однако, как любые законы новой России оставалось непонятным, кому конкретно будут оказывать эту поддержку. По настоящее время невозможно помочь всем малым и средним предприятиям, тем более что их состав по новому закону шире.
Прежний закон никак не определял процедуру отбора субъектов для оказания им поддержки. В результате, очень небольшое количество малых предприятий обращалось за помощью. Вопрос в том, удалось ли новому закону изменить эту ситуацию и сделать процедуру отбора и оказания поддержки более прозрачной и легкой для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей.
В 1994-1995 гг. на федеральном и региональном уровнях были созданы базовые элементы системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП): предоставлены необходимые технические и программные средства, приняты организационные решения, сформированы базы данных.
В комплексе мер, осуществляемых правоохранительными и другими органами по борьбе с организованной преступностью, рэкетом, коррупцией и экономическими преступлениями, предусматривалось оказание содействия специализированным охранным фирмам и службам безопасности. В этой связи была сформирована соответствующую законодательная база, расширился перечень фирм, обеспечивающих сохранность имущества предпринимателей (автостоянки, склады-хранилища и т.п.), а также производящих охранные средства (сигнализацию, звуковые и видеосистемы и т.п.).
Все это позволило в свое время укрепить безопасность предпринимателей и социальную защищенность работников малых предприятий, сделать предпринимательство более привлекательным для различных групп населения.
В 1994-1995 гг. были предприняты шаги по формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства. Начало этой деятельности – создание Федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции
Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, с помощью новых финансовых институтов активно содействовал привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций к реализации производственных и инновационных проектов и созданию целостной инфраструктуры малого предпринимательства. Государственные и муниципальные фонды, являющиеся опорными структурами государственной поддержки малого предпринимательства, содействовали более последовательному формированию системы финансово-кредитных институтов, страховых, лизинговых и инвестиционных компаний, учебных центров, маркетинговых и консалтинговых фирм.
Отличительная особенность Федеральной поддержки МП того времени состоит в более четком разграничении полномочий и ответственности Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.
За федеральным уровнем закрепились свойственные ему задачи и средства федерального бюджета, другие источники финансирования, обеспечивающие решение этих задач. Регионы призваны были решать свой круг задач, для чего они получили в свое распоряжение соответствующие средства бюджетов субъектов Федерации. Кроме того, предусматривается реализация комплекса межрегиональных программ и проектов на принципах самофинансирования и долевого участия.
Региональные органы государственной власти и управления самостоятельно определяли направления поддержки малого предпринимательства в своих регионах, а также комплекс мероприятий, необходимых для стимулирования и ориентации малых предприятий на местные проблемы, особенности и ресурсы.
В организационно-правовом отношении фонды представляли собой либо государственное учреждение, государственное предприятие, либо некоммерческую организацию, либо общественное объединение, либо общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. В регионах, где фонды поддержки предпринимательства начали действовать, был отработан механизм отбора, экспертизы и финансирования проектов, в том числе включенных в региональные программы.
Вместе с тем сложившаяся к 2005 году система государственного управления была недостаточно приспособлена к осуществлению целенаправленной экономической политики поддержки и развития предпринимательской деятельности. Причинами такого положения явились:
- рассредоточенность управления теми или иными направлениями экономической политики по разным министерствам и ведомствам, что неизбежно ведет к дублированию функций и полномочий с одновременным снижением ответственности;
- нечеткая постановка задачи поддержки малого бизнеса в каждой отрасли и в каждом звене народного хозяйства;
- слабая межведомственная координация и противоречивые действия различных ведомств при осуществлении тех или иных мер экономической политики, в том числе касающихся поддержки предпринимательства.
В результате происходило снижение, как количества зарегистрированных малых предприятий, так и числа занятых на них. Особенно быстрыми темпами снижалось количество малых предприятий в непроизводственных сферах бытового обслуживания населения, науке и научном обслуживании, в здравоохранении, образовании, информационно-вычислительном обслуживании. Не оправдались надежды и на расширение налогооблагаемой базы в ответ на снижение налоговой нагрузки на малые предприятия.
Что повлияло на разработку и принятия нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ от 24.07.2007г. Который не оказался последним и окончательным.
За последнее десятилетие была разработана масса программ по поддержке малого предпринимательства федерального и регионального уровня. По состоянию на 2015 в стране действует различные государственные, региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса.
Библиографический список
- Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
- Указ Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563 “О Государственном Комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства”.
- Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Финансы/ ЮНИТИ, 2010г
- Гущин В.В., Дмитриев Ю.А.) Российское предпринимательское право М.: Эксмо, 2009.
- http://ip-nalog.ru/gospodderzhka.html
- http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/