УДК 37.022

ДЕТЕРМИНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ ОБУЧЕНИЯ

Коноплева Валерия Сергеевна1, Коноплева Ирина Аполлоновна1
1Северный (Арктический) федеральный университет

Аннотация
Статья посвящена детерминизму традиционных образовательных технологий с современным образовательным инструментарием информационно-коммуникационных технологий. Авторы рассмотрели возможность использования Web-портала для организации образовательного процесса путем расположения на Web-ресурсе компьютерных обучающих программ, контроля проверки знаний. Проведенные исследования показали эффективность использования автоматизированных обучающих систем в процессе подготовки квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: автоматизированные обучающие системы, детерминизм образовательных технологий, Информационно-коммуникационные технологии


THE DETERMINISM EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT

Konopleva Valery Sergeevna1, Konopleva Irina Apollonovna1
1Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk), Ph.D., assistant professor of marketing and entrepreneurship

Abstract
The article deals with the determinism of traditional educational technology modern educational tools information and communication technologies. The authors consider the use of a Web portal for the organization of the educational process by placing on the Web-resource computer-based training programs, monitor the test knowledge. Studies have shown the effectiveness of the use of automated learning systems in the process of training qualified specialists.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Коноплева В.С., Коноплева И.А. Детерминизм образовательных технологий в современной среде обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58171 (дата обращения: 30.09.2017).

Современная система образования, как правило, базируется на традиционной схеме преподавания в форме аудиторно-урочных занятий в виде подачи лекционного материала преподавателем, выполнения определенных практических заданий, промежуточной проверки знаний, обязательную регламентацию учебного процесса, которая выражается в жестко установленном учебном расписании, обязательном контроле процесса обучения со стороны преподавателя и т.д. Данная образовательная технология, как правило, приводит к следующим негативным последствиям: к потере индивидуальных подходов в образовании, к уменьшению вариативности в обучении, к потере креативных способностей студентов и их личной заинтересованности в обучении. Технологическая же сторона деятельности преподавателя, т.е. то, как он организует образовательный процесс, с помощью каких форм, методов и средств осталась не актуализированной и отошла на второй план.

Развитие современного образовательного процесса повлекло за собой изменение роли и статуса преподавателя. Появилась острая потребность в дополнительной технологической поддержке образовательного процесса. И это стало крайне востребованным в условиях стремительно возрастающей потребности в высококвалифицированных кадрах для развития экономики страны в целом.

Возникла острая необходимость детерминизма (взаимосвязи) традиционного образовательного процесса с новейшими технологиями, адаптированными к обучению студентов. Такая модель ориентирована на сочетании той же аудиторно-урочной системы образования, но с индивидуальным погружением в учебную среду, которое предполагает постоянное использование дополнительных обучающих приемов, формирующих у студентов умения и навыки самостоятельного познания, а также готовности к решению конкретных задач в профессиональной сфере деятельности. В этом случае обучение основывается на устном, визуальном и практическом доведении до каждого студента учебных материалов по проблемно-ориентированным вопросам изучаемой предметной области по каждому исследуемому модулю или по всей дисциплине в целом. Дополнительные формы и приемы, разработанные непосредственно самими преподавателями, улучшают восприятие и запоминание материала, но используются они бессистемно и, как правило, благодаря преподавателям-энтузиастам, разрабатывающим новые методы обучения студентов. В этих условиях огромную роль играют использование в образовательном процессе инструментария современных информационных технологий (ИТ), ориентированных на обучение будущих специалистов. Однако здесь речь идет, прежде всего, об очной форме образования, которая предполагает непосредственный контакт между студентом и преподавателем, постоянное взаимодействие их в процессе занятий, непосредственном передаче опыта в освоении необходимых знаний, умений и навыков.

Развитие заочной формы обучения повлекло за собой изменение роли и статуса преподавателя. Появилась острая потребность в дополнительной технологической поддержке образовательного процесса. Это тем более важно, что в структуре подготовки специалистов с высшим образованием по заочной форме блок самостоятельного обучения должен занимать 70-80% времени организации образовательного процесса.

Именно в последнее время система заочного образования является весьма востребованной среди различных слоев населения. Это объясняется, прежде всего, тем, что организация образовательного процесса в заочной форме обеспечивает доступность образования для всех категорий населения, позволяет надежно контролировать качество знаний и поддерживать на высоком уровне престиж документов об образовании, обеспечивает возможность реализации разнообразных индивидуальных целей и мотиваций в обучении, способов развития личности и ее самореализации. Кроме того, заочная форма является весьма востребованное среди работающего населения, которое стремится получить качественное образование без отрыва от основного производства.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют внести в обучение элементы практической деятельности, поддерживают научно-образовательные процессы и переводят их на новый качественный уровень.

Детерминированность традиционного образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий как дидактических форм новых образовательных приемов, обеспечиваются совокупностью педагогических средств и методов обучения, одним из которых, наряду с использованием аудиторно-урочной методикой является внедрение в образовательный процесс специализированных программных продуктов обучающего характера, которые позволят в интерактивном режиме изучать учебный курс, представленный в мультимедийной форме с использованием дополнительных аудио- и видеоэффектов. Структурирование и классификация учебного материала в логических, динамически развертывающихся схемах, помогает студентам освоить изучаемый предмет, осознать его базовые проблемы и пути их решения.

В этих условиях важнейшее место в системе развития формы образования является создание специальных автоматизированных обучающих комплексов, которые превращаются в учебные компоненты, позволяя в не только в часы занятий, но и в домашних условиях углубленно изучить специальные дисциплины или дополнить обучение, полученное в процессе посещения образовательного учреждения, что также крайне важно и при организации заочной формы обучения.

Суть использования автоматизированных обучающих комплексов в образовательном процессе состоит в четкой организации и упорядочивании представляемого материала. Информация в них представляется небольшими блоками на мониторе компьютера или в процессе лекционных занятий, когда преподаватель для поддержки теоретического материала использует современные презентационные средства визуализации информации. Может реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов.

Обучение с использованием автоматизированных обучающих комплексов обеспечивает высокую степень подкрепления знаний, увеличивает мотивацию большинства обучающихся, дает толчок к дальнейшему освоению дисциплины и т.д. В отличие от полиграфических изданий в автоматизированных средствах могут быть достаточно легко реализовано общение студента с преподавателем, а также автоматизированный контроль знаний, подсказки по неусвоенному материалу и т.д.

Наиболее существенным качественным показателем уровня автоматизированных обучающих комплексов следует считать то, что весь процесс обучения служит аккумулятором для последующей работы студентов над собой, их самообразованием.

Структурированность автоматизированных обучающих комплексов по модульному принципу (четкое выделение разделов изучаемых тем), возможность разноплановых вариантов восприятия изучаемого материала позволяет совершенствовать знания студентов, обеспечивает освоение содержания основных изучаемых дисциплин в единстве с технологично оформленным графическим материалом.

Обучающий комплекс может быть представлен на лазерном диске (CD), непосредственно на компьютере или использоваться сетевая версия. Некоторые учебные заведения организуют, так называемые, Web-порталы, которые предоставляют студентам доступ к информационным ресурсам учебного заведения, к автоматизированным обучающим комплексам, к организации диалога студента с преподавателем, использовать видеоконференцсвязь, организовать электронные зачетные книжки, электронное расписание и т.д. Данная организация образовательного процесса является, пожалуй, наиболее перспективной и может охватить, практически, весь основной контингент студентов, обучающихся в высшем образовательном учреждении, включая заочную и дистанционную формы.

В целом, Web-портал может предоставлять студентам целый комплекс услуг, к которым можно отнести:

-       поисковую систему, предлагающую широкий выбор тем, связанных с образовательной деятельностью;

-       службу разговоров (чаты), видеоконференцсвязь, позволяющие в интерактивном режиме вести консультативную деятельность или оперативно передавать информацию клиентам сети;

-       справочную службу, позволяющую получать, например, сведения о расписании занятий, решений совета деканов и ректората, мероприятий профкомов сотрудников и студентов и т.д.

-       индивидуальную подписку на новости по различной тематике, получение электронных учебников и методических разработок (в этом случае должна быть задействована библиотека образовательного учреждения);

-       организацию тестового контроля знаний студентов;

-       форум пользователей;

-       рекламу и т.д.

Однако развитие и внедрение автоматизированных обучающих комплексов, как детерминация традиционного образовательного процесса с новыми формами обучения требует определенных, как стоимостных, так и трудовых затрат. Это касается, прежде всего, организации Web-портала высшего учебного заведения. Нельзя не учитывать финансовый фактор – большие вложения в технические средства и специализированное программное обеспечение (создание специализированных обучающих комплексов). Кроме того следует учесть, что придется столкнуться с такими проблемами, как:

-       достаточно сложный процесс пусконаладочных работ по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

-       обучение профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения современным информационно-коммуникационным образовательным технологиям;

-       организацию аудиторий со специализированными средствами обучения и организацией коммуникационного доступа к информационным ресурсам, как внутри образовательного учреждения, так и вне его;

Web-портал должен позволять студентам, активно использовать Internet в процессе своего обучения, что также следует предусмотреть при организации Web-портала образовательного учреждения. При этом выделяют два способа использования глобальной сети в образовательном процессе – прямое и косвенное.

Прямое использование Internet состоит в применении интерактивных программ, обеспечивающих учебное занятие в ходе очного его проведения, в обеспечении оп-line заочного (дистанционного) образования, осуществляемого по IP – каналам.

Прямое использование Internet позволит организовать на базе соответствующих кафедр проблемно-ориентированное обучение. Например, в настоящее время студент при наличии ограниченных временных рамок учебного цикла практически не может быть реальным полноценным соучастником, например, какого-нибудь производственного процесса. Моделирование таких процессов с воспроизведением отдельных этапов через решение определенных ситуационных задач, созданных на базе специализированного программного обеспечения с графическим воспроизведением изучаемого процесса, поможет закрепить обучающими определенные навыки и умения.

Косвенное применение Internet–технологий в учебном процессе не влияет принципиально на методику проведения занятия, являясь лишь мощным информационным каналом, поддерживающим получение учебных и справочных материалов.

При наличии развитой безбумажной системы администрирования, каналы Internet обеспечивают удалённое взаимодействие обучаемых с кафедрами и деканатами (в виде заданий и результатов контроля, доступа к специализированным базам данных и т.д.).

Кроме того, следует учитывать, что одним из важнейших компонентов обучения является контроль знаний, который завершает совокупность технологических приемов образовательной системы. Его задача заключается не в ситуативном или выборочном контроле, а в определении степени усвоенности знаний и овладении навыками каждым студентом по всему спектру проблем изученной дисциплины.

В этом случае в качестве средства проверки усвоенного материала, как правило, выступают тесты, которые предназначены для определения уровня знаний в отдельных модулях изучаемых предметов. На основании полученных объективных данных преподаватель дает оценку представленных знаний. Тем самым устраняется субъективизм, волюнтаризм и случайность в оценке достигнутых знаний и умений студента.

Задачей Web-порталов образовательных учреждений также является организация дистанционного тестового контроля знаний студентов, что также возможно организовать в электронной форме, используя для этого ресурсы интерактивного образовательного процесса.

Также важнейшее значение в детерминации традиционного образовательного процесса с современными формами обучения играют автономные электронные учебники, компьютерные обучающие программы, записанные на дисках и распространяемые среди студентов, удаленно проживающих от образовательных центров, и в некоторых случаях, не имеющих возможности подключиться к Web-порталу высшего учебного заведения.

Специализированные компьютерные обучающие программы относятся к современному образовательному инструментарию, позволяющему интенсифицировать процесс обучения и освоения изучаемого материала. Они разрабатываются для изучения всех основных дисциплин специальностей и направлений подготовки образовательного учреждения и соответствуют Государственному образовательному стандарту и учебным планам высшего учебного заведения.

Анализ таких компьютерных обучающих программ позволил выявить их позитивное влияние на организацию самостоятельной работы студентов при ограниченности времени в процессе образования по очной, заочной и дистанционной формах обучения, реализацию процесса обучения с наибольшим коэффициентом полезного действия.

Структурированность компьютерных обучающих программ по модульному принципу (четкое выделение разделов изучаемых тем), возможность разноплановых вариантов восприятия изучаемого материала позволяет совершенствовать знания студентов, обеспечивает освоение содержания основных изучаемых дисциплин в единстве с технологично оформленным графическим­ материалом [1].

Четкое тематическое разделение материала изучаемой темы на разделы задает значительный потенциал для установления и закрепления уже существующих у студента знаний. Во многих компьютерных обучающих программах информация представлена небольшими блоками. Как правило, после изучения очередного раздела студент проходит тестовый контроль или отвечает на заданные вопросы, которые позволяют оценить приобретенные знания, усвоение материала, выявить ошибки и недопонимание студентом изучаемых понятий. В многих компьютерных обучающих программах предусмотрена обратная связь, которая позволяет вернуть студента к неусвоенному материалу. При этом студент не ограничен во времени, темпе изучения дисциплины и т.д. Причем, чем меньше предлагаемый к изучению раздел материала, тем выше эффективность обучения. Также студент в компьютерных обучающих программах может произвести предварительное знакомство со всем материалом, чтобы получить целостную картину курса, сравнить изучаемые предметы и явления с собственным опытом в данной области и т.д.

Однако при этом следует отметить, что во многих образовательных учреждениях  недостаточно используются инновационные методы и современные образовательные технологии, включая компьютерные обучающие программы, презентационное оборудование для визуализации преподаваемого материала, автоматизированные информационные библиотеки и т.д. В дальнейшем это может негативно сказаться на повышении качества образования. А в условиях демографического спада понизить конкурентоспособность образовательного учреждения с уменьшением контингента обучаемых студентов [2].

Таким образом, следует с полной уверенностью сказать, что актуальность овладения знаниями с детерминацией традиционных форм обучения и современных информационно-коммуникационных технологий сегодня исключительно велика. Коренные базисные (экономические) преобразования требуют столь же коренных преобразований в образовательном процессе, который не может быть результативным без внедрения современных средств автоматизации, новых подходов к оформлению дидактического материала, использования специализированного программного обеспечения и телекоммуникационных­ средств для организации диалога преподавателя со студентом в интерактивном режиме.


Библиографический список
  1. Коноплева И.А., Коноплева В.С. Использование мультимедийных образовательных инструментов в преподавании экономических дисциплин // Современная педагогика: сетевой журнал. 2015. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3685 (дата обращения 01.10.2015).
  2. Коноплев С.П., Коноплева В.С. Использования мультимедийных технологий и электронных учебников в преподавании юридических дисциплин. В сб. Корабел XXI века: формирование инновационно-технологической культурной компетенции. Материалы международной научно-практической конференции (19 июня 2014 года) Институт управления. Северодвинский филиал. – Институт управления (Архангельск), 2014.


Все статьи автора «Коноплева Ирина Аполлоновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: