УДК 332.146.2

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Жердев Роман Александрович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
аспирант кафедры региональной экономики

Аннотация
Данная статья рассматривает процесс инновационного и социально-экономического развития страны в контексте совместной и обоюдовыгодной деятельности органов государственной власти и частных предпринимательских структур в формате ГЧП. Объединение ресурсов, усилий, опыта и средств бизнеса и государственного секторов даст толчок развитию человеческого потенциала страны всей экономики в целом.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, инновационное развитие экономики, человеческий капитал


PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY

Zherdev Roman Aleksandrovich
St. Petersburg State University of Economics
graduate student of the regional economy

Abstract
This article examines the process of innovation and socio-economic development in the context of joint and mutually beneficial activities of public authorities and private enterprise structures in the form of PPP. Pooling resources, effort, expertise and resources of business and the public sector will give impetus to the development of the human potential of the country economy as a whole.

Keywords: human capital, innovative development of the economy, public-private partnership


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жердев Р.А. Государственно-частное партнерство в процессе инновационного развития отечественной экономики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57915 (дата обращения: 02.06.2017).

Развитие отечественной экономики в условиях экономических и внешнеполитических вызовов требует консолидации и активизации имеющихся ресурсов государственной власти и возможностей и опыта частного экономического сектора [1]. Объединение организационных, управленческих, предпринимательских ресурсов позволит сформировать долгосрочную стратегическую программу инновационного развития российской экономики.

В посткризисный период была разработана национальная Стратегия инновационного развития, для которой основными задачами является формирование инновационно активных предприятия, посредством создания благоприятного инвестиционного и политического климата [3].

Данное направление не может быть реализовано только одним государственным участием. Для развития и обеспечения расширенного воспроизводства экономики требуются совокупные усилия бизнеса и властных структур. Такой вид партнерства имеет своим результатом синергетический эффект для всей экономики.

Развитие отношений между органами государственной власти и частным бизнесом в формате государственно-частного партнерства (ГЧП) позволит решить многие социально-экономические проблемы:

  • Развитие института ГЧП способствует инвестиционной активности в регионе, что позволит привлечь дополнительные средства в социально-значимые направления;
  • Улучшение инвестиционного климата, как реакция на предпринимательскую активность в регионе, привлечет дополнительных участников экономических деятельности;
  • Улучшение общеэкономической, а, следовательно, и общеполитической ситуации;
  • Комплексное развитие территорий, формирование экономических кластеров приведет к решению социальных вопросов, связанных с трудоустройством, качеством товаров и сервисом услуг;
  • Развитие ГЧП позволит сократить бюджетную и социальную нагрузку на органы государственной власти;
  • Выбор проектов ГЧП преследует реализацию направлений социально-экономической стратегии.

Таким образом ГЧП выполняет несколько основных функций: инвестиционная, стимулирующая, социальная, санирующая, воспроизводственная, политическая. При этом инвестиционная функция характеризуется активизацией экономической заинтересованности сторон в реализации проектов на взаимовыгодных условиях. Социальная функция ГЧП направлена на формирование положительного общественного мнения посредством решения социально-значимых вопросов:

  • Улучшение жизни и качества населения посредством внедрения инновационных технологий, сокращения себестоимости продукции;
  • Развитие рынка труда через образование предприятий и организаций посредством стимулирования предпринимательской активности;
  • Снижение бюджетной нагрузки за счет налоговых отчислений, снижения дотаций регионов, увеличения ВВП.

Санирующая функция ГЧП предполагает проведение отборных, конкурсных процедур на право реализации социально-значимых проектов.

Воспроизводственная функция в контексте инновационного развития предполагает приращение научных и материальных ценностей, а также формирование и развитие человеческого капитала.

Реализация основных функций ГЧП способствует развитию конкурентных преимуществ не только на микроуровне, но и на национальном, политическом, глобальном уровне. Что в свою очередь будет иметь синергетический эффект посредством привлечения иностранных инвестиций, улучшения общеэкономического и общеполитического положения страны.

Но, следует отметить, что экономические преимущества невозможны без развития науки, здравоохранения, социальной сферы, т.е. всех сфер, которые формируют человеческий и национальный капитал, а это в свою очередь дает стимул к инновационному развитию экономического роста, а экономический рост также расширяет возможности для появления новых продуктов и технологий, что позволяет государству инвестировать в сферу развития человеческого капитала, обеспечивая расширенное воспроизводство [2].
Особенности функционирования государственного и предпринимательского (частного) сектора формируют экономическую особенность ГЧП. Административный ресурс публичной власти, налоговая и бюджетная политика, а также риск-менеджмент, ресурсная мобильность, оперативность решений бизнес-структур позволяют рассчитывать на положительный кумулятивный экономический, социальный и политический эффект.

Таким образом учитывая инновационную заинтересованность государственной власти, что выражается в необходимости переориентации экономики с ресурсозависимости (в частности от углеводородов) на экспорт технологий, знаний, опыта, и частного сектора, наиболее чутко реагирующего на внедрения новых технологий с целью увеличения конкурентных преимуществ и снижения себестоимости продукции, можно сказать, что инновационное развитие экономики России возможно только благодаря усилиям государственной власти и частного сектора в области формирования и совершенствования человеческого капитала.


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”)
  2. “Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения” (одобрены на заседании Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству (протокол от 10.03.2015 N 73/23/9))
  3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года>.


Все статьи автора «Жердев Роман Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: