Развитие отечественной экономики в условиях экономических и внешнеполитических вызовов требует консолидации и активизации имеющихся ресурсов государственной власти и возможностей и опыта частного экономического сектора [1]. Объединение организационных, управленческих, предпринимательских ресурсов позволит сформировать долгосрочную стратегическую программу инновационного развития российской экономики.
В посткризисный период была разработана национальная Стратегия инновационного развития, для которой основными задачами является формирование инновационно активных предприятия, посредством создания благоприятного инвестиционного и политического климата [3].
Данное направление не может быть реализовано только одним государственным участием. Для развития и обеспечения расширенного воспроизводства экономики требуются совокупные усилия бизнеса и властных структур. Такой вид партнерства имеет своим результатом синергетический эффект для всей экономики.
Развитие отношений между органами государственной власти и частным бизнесом в формате государственно-частного партнерства (ГЧП) позволит решить многие социально-экономические проблемы:
- Развитие института ГЧП способствует инвестиционной активности в регионе, что позволит привлечь дополнительные средства в социально-значимые направления;
- Улучшение инвестиционного климата, как реакция на предпринимательскую активность в регионе, привлечет дополнительных участников экономических деятельности;
- Улучшение общеэкономической, а, следовательно, и общеполитической ситуации;
- Комплексное развитие территорий, формирование экономических кластеров приведет к решению социальных вопросов, связанных с трудоустройством, качеством товаров и сервисом услуг;
- Развитие ГЧП позволит сократить бюджетную и социальную нагрузку на органы государственной власти;
- Выбор проектов ГЧП преследует реализацию направлений социально-экономической стратегии.
Таким образом ГЧП выполняет несколько основных функций: инвестиционная, стимулирующая, социальная, санирующая, воспроизводственная, политическая. При этом инвестиционная функция характеризуется активизацией экономической заинтересованности сторон в реализации проектов на взаимовыгодных условиях. Социальная функция ГЧП направлена на формирование положительного общественного мнения посредством решения социально-значимых вопросов:
- Улучшение жизни и качества населения посредством внедрения инновационных технологий, сокращения себестоимости продукции;
- Развитие рынка труда через образование предприятий и организаций посредством стимулирования предпринимательской активности;
- Снижение бюджетной нагрузки за счет налоговых отчислений, снижения дотаций регионов, увеличения ВВП.
Санирующая функция ГЧП предполагает проведение отборных, конкурсных процедур на право реализации социально-значимых проектов.
Воспроизводственная функция в контексте инновационного развития предполагает приращение научных и материальных ценностей, а также формирование и развитие человеческого капитала.
Реализация основных функций ГЧП способствует развитию конкурентных преимуществ не только на микроуровне, но и на национальном, политическом, глобальном уровне. Что в свою очередь будет иметь синергетический эффект посредством привлечения иностранных инвестиций, улучшения общеэкономического и общеполитического положения страны.
Но, следует отметить, что экономические преимущества невозможны без развития науки, здравоохранения, социальной сферы, т.е. всех сфер, которые формируют человеческий и национальный капитал, а это в свою очередь дает стимул к инновационному развитию экономического роста, а экономический рост также расширяет возможности для появления новых продуктов и технологий, что позволяет государству инвестировать в сферу развития человеческого капитала, обеспечивая расширенное воспроизводство [2].
Особенности функционирования государственного и предпринимательского (частного) сектора формируют экономическую особенность ГЧП. Административный ресурс публичной власти, налоговая и бюджетная политика, а также риск-менеджмент, ресурсная мобильность, оперативность решений бизнес-структур позволяют рассчитывать на положительный кумулятивный экономический, социальный и политический эффект.
Таким образом учитывая инновационную заинтересованность государственной власти, что выражается в необходимости переориентации экономики с ресурсозависимости (в частности от углеводородов) на экспорт технологий, знаний, опыта, и частного сектора, наиболее чутко реагирующего на внедрения новых технологий с целью увеличения конкурентных преимуществ и снижения себестоимости продукции, можно сказать, что инновационное развитие экономики России возможно только благодаря усилиям государственной власти и частного сектора в области формирования и совершенствования человеческого капитала.
Библиографический список
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”)
- “Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения” (одобрены на заседании Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству (протокол от 10.03.2015 N 73/23/9))
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года>.