УДК 159.99

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Дробот Джулия Александровна1, Митичева Татьяна Ивановна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 5 курса специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье были проанализированы основные теоретические подходы к данной проблеме, изучены основные психологические особенности студентов, влияющие на межличностные отношения в студенческой группе. Разработаны рекомендации психолого - педагогической помощи им, а также представлены результаты экспериментального исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: дезадаптация, межличностные отношения, студенты, студенческая группа


PREVENTING MALADJUSTMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE STUDENT GROUP

Drobot Djulia Aleksandrovna1, Miticheva Tatiana Ivanovna2
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 5 year student of specialty "Pedagogy and Psychology of deviant behavior"
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, candidate of psychological Sciences, associate Professor

Abstract
This article analyzed the main theoretical approaches to the subject, studied the basic psychological characteristics of students, affecting interpersonal relationships in the student group. Recommendations psycho - pedagogical assistance to them, as well as the results of an experimental study on the issue.

Keywords: interpersonal relationships, maladjustment, student groups, students


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дробот Д.А., Митичева Т.И. Профилактика дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57724 (дата обращения: 20.11.2016).

На сегодняшний день, когда происходит бурное преобразование многих сфер, особенно сильно ощущается необходимость в людях, которые смогут создать положительный климат в коллективе, умеющих логически рассуждать, обладающих коммуникативными навыками. Взаимоотношения студентов, требуют комплексного изучения, так как взаимоотношения студентов носят выборочный характер и можно наблюдать, что во многих высших учебных заведениях, можно выделить группу дезадаптированных студентов.

Актуальность проблемы взаимоотношений студентов определяется тем, что на данном возрастном этапе формируются особенности межличностных отношений студентов с окружающими их людьми, которые оказывают значительное давление на разные аспекты личности. Кроме того, в действиях студентов складывается комплекс норм и правил поведения, они находят свое место в социуме.

Изучение вопроса профилактики дезадаптации межличностных взаимоотношений студентов имеет важное значение, так как, данное исследование способствует формированию высокого профессионализма специалистов в данной области и налаживания эффективности системы образования.

В настоящее время в педагогической науке сложилось противоречие между необходимостью изучения психолого – педагогических аспектов межличностных взаимоотношений дезадаптированных студентов и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной психолого-педагогической деятельности.

С учётом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова психолого – педагогическая помощь дезадаптированным студентам в коррекции и развитие взаимоотношений.

Цель работы выявление психолого – педагогических особенностей профилактики дезадаптации межличностных отношений студентов.

Объектом изучения являются взаимоотношения студентов.

Предметом изучения является развитие взаимоотношений дезадаптированных студентов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решены поставленные задачи.

Для того, что решить первую задачу, нами были проанализированы теоретическими подходы к изучению данной проблемы отечественных и зарубежных авторов. Вопросом изучения межличностных отношений в студенческой группе занимались многие ученые. Мясищев В.Н., дал стандартное определение межличностных отношений. Ананьев Б.Г. и Кузьмин Е.С., занимались проблемами взаимоотношений людей в осуществление функциональных ролей при общении в группе. Овсяник О.А. рассматривала особенности социальной дезадаптации студентов[1]. Проанализировав современную литературу, мы сделали вывод о том, что развитие межличностных отношений в студенческой среде вызывают большой интерес у исследователей.

Для решения второй задачи нами были рассмотрены психологические особенности современных студентов и проанализированы возможности психолого – педагогической помощи им. Специфика студенчества, как общественной группы определяется в похожем отношении к социальным формам собственности, их функции построение труда в обществе и незначительном участии в продуктивном и непродуктивном труде. Как особая общественная группа, студенты отличаются особыми бытовыми и трудовыми условиями; поведением и системой ценностей. Характеристики, выделяющие студенчество от остальных общественных групп: общественный престиж, поиск цели в жизни, порыв к переменам и нововведениям.

Также, мы изучили возможности психолого-педагогической помощи и разработали рекомендации по профилактике дезадаптации межличностных отношениях в студенческой группе:

1. На наш взгляд, необходимо продумать групповую деятельность с одногруппниками. Это помогает каждому из студентов включиться в работу и показать определенные результаты.

2.      В группе студентов необходимо установить основные нормы и правила поведения.

3.      Необходимо провести исследование, направленное на изучение взаимоотношений в группе, чтобы в дальнейшем их скорректировать.

4.      Формировать для всех студентов группы позитивные условия.

5.      Преподавателям учреждения найти пути эффективного взаимодействия с каждым студентом. Уметь организовать и научить выполнять студентов совместную деятельность. Отношения между студентами должны формироваться преподавателем целенаправленно.

6.      Формировать и развивать профессионализм взаимодействия студентов.

7.      Особое внимание обращать на «не принятых» студентов. Выявлять и формировать у них положительные качества, повышать самооценку.

Для решения третьей задачи мы изучили особенности отношений в студенческой группе. Опытно – экспериментальной базой исследования явились студенты Арзамасского филиала ННГУ, психолого-педагогического факультета, 1 курса в количестве 15 человека. Были использованы такие психологические методики, как социометрия[2], методика диагностики адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика диагностирующая показатели и формы агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К.Осницкого).

1. По итогам проведения социометрии в экспериментальной группе,  были получены следующие результаты.

Из общего количества испытуемых лишь 4 студентов, что составило 33% можно отнести к лидерам. Столько же 4 студентов (33%) были отнесены нами к группе предпочитаемых. 5 студентов  (23%) составили группу пренебрегаемых. Наряду с этим, нами были выделены 2 студентов – 11%, которые имели проблемы в адаптации в студенческой группе. Их не принимали большинство студентов группы. Их мы отнесли к группе отверженных.

Таким образом, 66% студентов имеют положительный статус, т.е. относятся к первой и второй статусным группам, а 34% относятся к третьей и четвёртой.

2.      По методике диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, нами были изучены различные показатели.

Результаты проведения исследования по методике в экспериментальной группе. Процентное соотношение указано по следующим показателям.

По показателю «адаптивность»  были выявлены 6 человек, что составило 40%, по показателю «дезадаптация» – 9 человек (60%). Это значит, что 60% студентов не адаптировались в группе, тем самым студентом тяжело успешно функционировать и развиваться в данной группе.

Исследуя такие показатели, как «правда» и «лживость» у студентов были получены следующие результаты: по показателю «лживость» – 3 человека (20%); по показателю «правда» – 12 человек (80%). Из этого следует, что 80% студентов достаточно искренние и предпочитают говорить правду, но остальные 20% предпочитают солгать, тем самым закрыться в себе и оставить все свои вопросы и проблемы не решенными.

По показателю «принятие себя» были выявлены 15 человек, что составило 100%, по показателю «непринятия себя» – 0, это означает, что все студенты вполне адекватно воспринимают.

По показателям «принятия других» были выявлены 5 человек – 34%, а по показателю «непринятия других» – 10 человек, что составило 66%. Это значит, что для большей половины студентов трудно наладить контакт между собой и они достаточно недоверчиво относятся к одногруппникам.

По показателю «эмоциональный комфорт» было выявлено 7 человек, что составило 46%, а по показателю «эмоциональный дискомфорт» – 8 человек, что составило 54%. В данной группе, чуть больше половины студентов испытывают некий дискомфорт, что создает в коллективе не благоприятный психологический климат.

Исследуя такие показатели, как «внутренний контроль» и «внешний контроль» у студентов были получены следующие результаты: по показателю «внутренний контроль» – 10 человек (66%); по показателю «внешний контроль» – 5 человек (34%). Это означает, что 10 человек, у которых преобладает «внутренний контроль», верят в то, что они управляют своей жизнью и даже после нескольких неудач они сохраняют уверенность, что всё под контролем. А вот остальные 5 человек, у которых преобладает «внешний контроль», они верят в то, что всё происходит случайно или под влиянием удачи. Такие люди, даже после того, как реализуют себя в чем либо, не чувствуют себя уверенней, а объясняют успех удачей или волей случая.

По показателю «доминирование» было выявлено 7 человек, что составило 47%, а по показателю «ведомость» – 8 человек (53%), это говорит о том, что в данной экспериментальной группе больше половины студентов не имеет своего мнения и больше следует за теми, у кого преобладает показатель «доминирование».

По показателю «эскапизм (уход от проблем)» выявлено 11 человек, что составило 74%, а это означает, что студенты не готовы решать свои проблемы, им легче просто делать вид, что их нет.

Таким образом, для большинства студентов пока ещё остается трудным наладить отношения в группе. Данные исследования показали нам, что среди студентов выполнивших данную методику, была выявлена группа студентов, у которых выявлены дезадаптированные показатели.

3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого) была нами использована в работе для выявления агрессивных и враждебных реакций.

В экспериментальной группе, нами были получены следующие данные:

Исследуя такую шкалу, как «физическая агрессия» было выявлено 0 человек. В данной группе физическая агрессия отсутствует.

По шкале «вербальная агрессия» нами было выявлено 4 человека, что составило 27%. Из этого следует, что малая часть людей не может выразить свои чувства без криков и взгов.

По шкале «косвенная агрессия» было выявлено 2 человека (14%), т.е. агрессия направлена на другое лицо или ни на кого не направленная.

По шкале « негативизм» выявлены 2 человека, что составило 14%, это значит, что эти люди либо пассивно, либо активно борятся против установленных норм и правил.

По шкале «раздражение» были выявлены 3 человека – 20%, это означает, что они готовы проявить негативные эмоции при малейшем раздражение.

По шкале «подозрительность» было выявлено 6 человек, что составило 40%, эти люди с осторожностью относятся ко всему, думают, что другие люди спланировано наносят вред.

По шкале «обида» нами было выявлено 2 человека (14%), это означает, что они имеют некую обиду и ненависть к людям, которые их окружают, за действенные или вымышленные действия.

По шкале «чувство вины» выявлены 4 человека, что составило 27%. Они преднамеренно считают хуже других, думают, что поступают ужасно, а так же ощущают угрызение совести.

Таким образом, по результатам исследования, следует, что экспериментальная группа, достаточно, плохо сплоченная, так же преобладает отрицательное отношение студентов к своим одногруппникам.  Из этого можно сделать вывод о том, что необходимо провести психолого – педагогическую коррекцию по профилактике дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе, с целью сплочения студенческого коллектива, поспособствовать положительному отношению студентов к своим одногруппникам, познания других и приобретения навыков работы друг с другом.

Для решения четвертой задачи разработана программа по профилактике дезадапатации межличностных отношений в студенческой группе. Данная программа рассчитана на 8 мероприятий, каждое включает несколько упражнений и длится не более 45+45 минут.

В ходе реализации данной программы предполагается коррекция и формирование коммуникативных компетенций студента с помощью влияния на личность через изучения себя, изучения других и получения навыков работы друг с другом. Реализовать данную программу коррекции и формирования межличностных отношений в группе планируется в дальнейшем со студентами 1 курса.

Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы приходим к выводу о том, что в данной группе, выявлена небольшая группа студентов, у которых наблюдается проблема в дезадаптации. На наш взгляд, высокая степень благоприятного формирования межличностных отношений, возможна при условии положительного психологического климата, который в большинстве обусловлен стилем общения преподавателя со студентами. Поэтому, необходимо проведение целенаправленной работы по профилактике дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе, что мы и запланировали в перспективе.


Библиографический список
  1. Овсяник О.А. Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в вузе// от теории к практики.-М.: Просвящение, 2006.-161с.
  2. Золотовицкий Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социологические исследования.-М.: Просвящение, 2002.-113с.


Все статьи автора «Дробот Джулия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация