На сегодняшний день, когда происходит бурное преобразование многих сфер, особенно сильно ощущается необходимость в людях, которые смогут создать положительный климат в коллективе, умеющих логически рассуждать, обладающих коммуникативными навыками. Взаимоотношения студентов, требуют комплексного изучения, так как взаимоотношения студентов носят выборочный характер и можно наблюдать, что во многих высших учебных заведениях, можно выделить группу дезадаптированных студентов.
Актуальность проблемы взаимоотношений студентов определяется тем, что на данном возрастном этапе формируются особенности межличностных отношений студентов с окружающими их людьми, которые оказывают значительное давление на разные аспекты личности. Кроме того, в действиях студентов складывается комплекс норм и правил поведения, они находят свое место в социуме.
Изучение вопроса профилактики дезадаптации межличностных взаимоотношений студентов имеет важное значение, так как, данное исследование способствует формированию высокого профессионализма специалистов в данной области и налаживания эффективности системы образования.
В настоящее время в педагогической науке сложилось противоречие между необходимостью изучения психолого – педагогических аспектов межличностных взаимоотношений дезадаптированных студентов и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной психолого-педагогической деятельности.
С учётом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова психолого – педагогическая помощь дезадаптированным студентам в коррекции и развитие взаимоотношений.
Цель работы выявление психолого – педагогических особенностей профилактики дезадаптации межличностных отношений студентов.
Объектом изучения являются взаимоотношения студентов.
Предметом изучения является развитие взаимоотношений дезадаптированных студентов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решены поставленные задачи.
Для того, что решить первую задачу, нами были проанализированы теоретическими подходы к изучению данной проблемы отечественных и зарубежных авторов. Вопросом изучения межличностных отношений в студенческой группе занимались многие ученые. Мясищев В.Н., дал стандартное определение межличностных отношений. Ананьев Б.Г. и Кузьмин Е.С., занимались проблемами взаимоотношений людей в осуществление функциональных ролей при общении в группе. Овсяник О.А. рассматривала особенности социальной дезадаптации студентов[1]. Проанализировав современную литературу, мы сделали вывод о том, что развитие межличностных отношений в студенческой среде вызывают большой интерес у исследователей.
Для решения второй задачи нами были рассмотрены психологические особенности современных студентов и проанализированы возможности психолого – педагогической помощи им. Специфика студенчества, как общественной группы определяется в похожем отношении к социальным формам собственности, их функции построение труда в обществе и незначительном участии в продуктивном и непродуктивном труде. Как особая общественная группа, студенты отличаются особыми бытовыми и трудовыми условиями; поведением и системой ценностей. Характеристики, выделяющие студенчество от остальных общественных групп: общественный престиж, поиск цели в жизни, порыв к переменам и нововведениям.
Также, мы изучили возможности психолого-педагогической помощи и разработали рекомендации по профилактике дезадаптации межличностных отношениях в студенческой группе:
1. На наш взгляд, необходимо продумать групповую деятельность с одногруппниками. Это помогает каждому из студентов включиться в работу и показать определенные результаты.
2. В группе студентов необходимо установить основные нормы и правила поведения.
3. Необходимо провести исследование, направленное на изучение взаимоотношений в группе, чтобы в дальнейшем их скорректировать.
4. Формировать для всех студентов группы позитивные условия.
5. Преподавателям учреждения найти пути эффективного взаимодействия с каждым студентом. Уметь организовать и научить выполнять студентов совместную деятельность. Отношения между студентами должны формироваться преподавателем целенаправленно.
6. Формировать и развивать профессионализм взаимодействия студентов.
7. Особое внимание обращать на «не принятых» студентов. Выявлять и формировать у них положительные качества, повышать самооценку.
Для решения третьей задачи мы изучили особенности отношений в студенческой группе. Опытно – экспериментальной базой исследования явились студенты Арзамасского филиала ННГУ, психолого-педагогического факультета, 1 курса в количестве 15 человека. Были использованы такие психологические методики, как социометрия[2], методика диагностики адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика диагностирующая показатели и формы агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К.Осницкого).
1. По итогам проведения социометрии в экспериментальной группе, были получены следующие результаты.
Из общего количества испытуемых лишь 4 студентов, что составило 33% можно отнести к лидерам. Столько же 4 студентов (33%) были отнесены нами к группе предпочитаемых. 5 студентов (23%) составили группу пренебрегаемых. Наряду с этим, нами были выделены 2 студентов – 11%, которые имели проблемы в адаптации в студенческой группе. Их не принимали большинство студентов группы. Их мы отнесли к группе отверженных.
Таким образом, 66% студентов имеют положительный статус, т.е. относятся к первой и второй статусным группам, а 34% относятся к третьей и четвёртой.
2. По методике диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, нами были изучены различные показатели.
Результаты проведения исследования по методике в экспериментальной группе. Процентное соотношение указано по следующим показателям.
По показателю «адаптивность» были выявлены 6 человек, что составило 40%, по показателю «дезадаптация» – 9 человек (60%). Это значит, что 60% студентов не адаптировались в группе, тем самым студентом тяжело успешно функционировать и развиваться в данной группе.
Исследуя такие показатели, как «правда» и «лживость» у студентов были получены следующие результаты: по показателю «лживость» – 3 человека (20%); по показателю «правда» – 12 человек (80%). Из этого следует, что 80% студентов достаточно искренние и предпочитают говорить правду, но остальные 20% предпочитают солгать, тем самым закрыться в себе и оставить все свои вопросы и проблемы не решенными.
По показателю «принятие себя» были выявлены 15 человек, что составило 100%, по показателю «непринятия себя» – 0, это означает, что все студенты вполне адекватно воспринимают.
По показателям «принятия других» были выявлены 5 человек – 34%, а по показателю «непринятия других» – 10 человек, что составило 66%. Это значит, что для большей половины студентов трудно наладить контакт между собой и они достаточно недоверчиво относятся к одногруппникам.
По показателю «эмоциональный комфорт» было выявлено 7 человек, что составило 46%, а по показателю «эмоциональный дискомфорт» – 8 человек, что составило 54%. В данной группе, чуть больше половины студентов испытывают некий дискомфорт, что создает в коллективе не благоприятный психологический климат.
Исследуя такие показатели, как «внутренний контроль» и «внешний контроль» у студентов были получены следующие результаты: по показателю «внутренний контроль» – 10 человек (66%); по показателю «внешний контроль» – 5 человек (34%). Это означает, что 10 человек, у которых преобладает «внутренний контроль», верят в то, что они управляют своей жизнью и даже после нескольких неудач они сохраняют уверенность, что всё под контролем. А вот остальные 5 человек, у которых преобладает «внешний контроль», они верят в то, что всё происходит случайно или под влиянием удачи. Такие люди, даже после того, как реализуют себя в чем либо, не чувствуют себя уверенней, а объясняют успех удачей или волей случая.
По показателю «доминирование» было выявлено 7 человек, что составило 47%, а по показателю «ведомость» – 8 человек (53%), это говорит о том, что в данной экспериментальной группе больше половины студентов не имеет своего мнения и больше следует за теми, у кого преобладает показатель «доминирование».
По показателю «эскапизм (уход от проблем)» выявлено 11 человек, что составило 74%, а это означает, что студенты не готовы решать свои проблемы, им легче просто делать вид, что их нет.
Таким образом, для большинства студентов пока ещё остается трудным наладить отношения в группе. Данные исследования показали нам, что среди студентов выполнивших данную методику, была выявлена группа студентов, у которых выявлены дезадаптированные показатели.
3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки (адаптация А.К.Осницкого) была нами использована в работе для выявления агрессивных и враждебных реакций.
В экспериментальной группе, нами были получены следующие данные:
Исследуя такую шкалу, как «физическая агрессия» было выявлено 0 человек. В данной группе физическая агрессия отсутствует.
По шкале «вербальная агрессия» нами было выявлено 4 человека, что составило 27%. Из этого следует, что малая часть людей не может выразить свои чувства без криков и взгов.
По шкале «косвенная агрессия» было выявлено 2 человека (14%), т.е. агрессия направлена на другое лицо или ни на кого не направленная.
По шкале « негативизм» выявлены 2 человека, что составило 14%, это значит, что эти люди либо пассивно, либо активно борятся против установленных норм и правил.
По шкале «раздражение» были выявлены 3 человека – 20%, это означает, что они готовы проявить негативные эмоции при малейшем раздражение.
По шкале «подозрительность» было выявлено 6 человек, что составило 40%, эти люди с осторожностью относятся ко всему, думают, что другие люди спланировано наносят вред.
По шкале «обида» нами было выявлено 2 человека (14%), это означает, что они имеют некую обиду и ненависть к людям, которые их окружают, за действенные или вымышленные действия.
По шкале «чувство вины» выявлены 4 человека, что составило 27%. Они преднамеренно считают хуже других, думают, что поступают ужасно, а так же ощущают угрызение совести.
Таким образом, по результатам исследования, следует, что экспериментальная группа, достаточно, плохо сплоченная, так же преобладает отрицательное отношение студентов к своим одногруппникам. Из этого можно сделать вывод о том, что необходимо провести психолого – педагогическую коррекцию по профилактике дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе, с целью сплочения студенческого коллектива, поспособствовать положительному отношению студентов к своим одногруппникам, познания других и приобретения навыков работы друг с другом.
Для решения четвертой задачи разработана программа по профилактике дезадапатации межличностных отношений в студенческой группе. Данная программа рассчитана на 8 мероприятий, каждое включает несколько упражнений и длится не более 45+45 минут.
В ходе реализации данной программы предполагается коррекция и формирование коммуникативных компетенций студента с помощью влияния на личность через изучения себя, изучения других и получения навыков работы друг с другом. Реализовать данную программу коррекции и формирования межличностных отношений в группе планируется в дальнейшем со студентами 1 курса.
Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы приходим к выводу о том, что в данной группе, выявлена небольшая группа студентов, у которых наблюдается проблема в дезадаптации. На наш взгляд, высокая степень благоприятного формирования межличностных отношений, возможна при условии положительного психологического климата, который в большинстве обусловлен стилем общения преподавателя со студентами. Поэтому, необходимо проведение целенаправленной работы по профилактике дезадаптации межличностных отношений в студенческой группе, что мы и запланировали в перспективе.
Библиографический список
- Овсяник О.А. Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в вузе// от теории к практики.-М.: Просвящение, 2006.-161с.
- Золотовицкий Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социологические исследования.-М.: Просвящение, 2002.-113с.