УДК 159.99

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ

Абрамова Анастасия Николаевна1, Щелина Светлана Олеговна2
1Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, студентка 4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
2Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, ассистент кафедры общей и педагогической психологии

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема агрессивности дошкольников в детских образовательных учреждениях. Представлены результаты экспериментального исследования, а также даны рекомендации психолого-педагогической помощи воспитателям во взаимодействии с детьми с агрессивным поведением в ДОУ.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, взаимодействие, воспитатель, ребенок


PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO TEACHERS IN INTERACTION WITH AGGRESSIVE CHILDREN IN THE PRESCHOOL

Abramova Anastasia Nikolaevna1, Selina Svetlana Olegovna2
1Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 4 year student of direction "Psycho-pedagogical education"
2Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Assistant department of general and pedagogic psychology

Abstract
This article discusses the problem of aggression of preschool children in educational institutions. The results of experimental research as well as recommendations of psycho-pedagogical assistance to teachers in interaction with children with aggressive behavior in the preschool.

Keywords: aggressive, child aggressive behavior, interaction, teacher


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамова А.Н., Щелина С.О. Психолого-педагогическая помощь воспитателям во взаимодействии с агрессивными детьми в ДОУ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57717 (дата обращения: 20.11.2016).

В последнее время специалисты в области психологии уделяют особое внимание проблемам агрессивного поведения человека. Этому вопросу посвящено много статей и книг.

По мнению ученых Р. Бэрона и Д. Ричардсона агрессивность – это свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1].

Психологи нашего времени считают, что агрессивность стала значительно моложе. Если раньше агрессивное поведение встречалось в подростковом возрасте, то сейчас эта проблема является актуальной и для младшей школы, а предпосылки агрессивного поведения у детей все чаще проявляются уже в дошкольном возрасте. Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

За последнее время  воспитатели детских садов заметили тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они очень раздражительные, крикливые, шумные, неусидчивые, «моторные», быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними сложно справиться, они часто бывают, непослушны и очень жестоки. Чтобы  достичь своей цели они манипулируют взрослыми.

Изучения и длительные наблюдения показывают, что агрессивность, проявляющаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивные дети, склонные к насилию, кардинально отличаются от обычных миролюбивых сверстников внешним поведением, и психологической характеристикой. Исследовать эти характеристики  очень важно, чтобы выяснить причину их возникновения  и вовремя предотвратить опасные тенденции. Это и стало основанием экспериментального исследования.

На базе МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик» с. Дивеево, Нижегородской области нами было проведено исследование уровня агрессивности у дошкольников, в исследовании принимали 15 воспитанников.

Результаты исследования по выявлению наличия у человека  какой-либо агрессии (проективная методика «Несуществующее животное»[2] в дополнении со «Злым несуществующем животным» (предложена М.3.Друкаревич))  представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Несуществующее животное»

Таким образом, по результатам данной методики, можно сказать, что у 60% (9 детей) испытуемых наблюдается низкий уровень агрессивности, это говорит о том, что данные показатели имеют большинство ребят в группе. Эти дети в качестве злого несуществующего животного сделали рисунки, которые лишены признаков агрессии.

У 20% (3 детей) испытуемых наблюдается повышенная агрессивность. На вопрос о том, что любит делать животное, ребенок ответил: «Атакует врагов. Сам то, он злой и большой. Атаковывает внезапно. Колется рогами». На вопрос, кто его враги, Настя С. Ответила: «Ваня и Артемка т.к. они на него нападают».

У 7% (1 ребенок), имеется склонность к вербальной агрессии, о чем свидетельствует присутствие на рисунке следующих деталей: острых ушей, наиболее острых выростов, направленных вверх – это руки, у которых присутствуют когти, которыми он защищается от врагов, по рассказу Саши М. На вопросы о том, что он больше всего любит делать и чем он обычно занимается, мальчик ответил « Ест людей и следит за ними». На вопрос о том, чем питается животное, мальчик ответил, что мясом. Агрессия скрыта в рисунке простого несуществующего животного, а проявляется только в злом несуществующем животном. Можно сказать, что ни в рисунке, ни в рассказе Саши не присутствует агрессивная тематика.

У 13% (2 детей) испытуемых наблюдается боязнь агрессии и защитная агрессия. На боязнь агрессии указывают такие элементы в рисунке злого несуществующего животного: толстая кожа (фигурирует в описании), описание огромного размера животного, присутствие четко вырисованных зубов, которые служат для защиты «кусается зубами». Боязнь агрессии проявляется и в высказываниях, отражающих чувство одиночества несуществующего животного «Тартазон-Камука»: «Оно живет одно и не имеет ни друзей, ни врагов». О скрытом страхе Насти свидетельствует затемнение контурной линии, а о тревожности Ани говорит наличие рогов, копыт у несуществующего животного, затемнение контурной линии.

Наличие невротической агрессии у воспитанников в данной группе обнаружено не было (0%).

Результаты схемы наблюдения, разработанной Лаврентьевым Г.П. и Титаренво Т.М. [3] представлены на рисунке 2.

Рис.2 Результаты по методике Г. П. Лаврентьева

По рисунку 3 можно заметить, что 5 воспитанников имеют низкий уровень агрессивности, что соответствует 33%. К такому уровню можно отнести детей, которые применяют агрессию как средство привлечения к себе внимание сверстников. Проявляя свои эмоции, дети – громко ругаются, раскидывают вещи и т.д.

40% (6 человек) испытуемых имеют средний  уровень агрессивности. К данному уровню относятся дети, которые используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели.

27% (4 человека) имеют высокий уровень агрессивности. К данному уровню можно отнести детей, для которых желание нанести вред другому является самоцелью. Нормы и правила поведения демонстративно не выполняются. Такие дети  мстительны, злопамятны, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не способны переключиться на другую деятельность.

Сопоставив показатели схемы наблюдений с результатами методик можно выделить две группы детей: агрессивные дети и «группа риска», с которыми необходимо проводить коррекционную и психопрофилактическую работу. Это позволило нам разработать рекомендации психолого-педагогической помощи воспитателям во взаимодействии с детьми с агрессивным поведением в ДОУ.

Для того чтобы работа по профилактике и коррекции агрессивности детей была более эффективной и плодотворной, а воспитателям было легче работать с такой категорией детей, а также для того, чтобы снизить уровень агрессивности воспитателям можно использовать такие формы работы как:

1.Подвижные игры с агрессивными детьми («Два барана»)

2.Релаксационные техники, с помощью, которых ребенок учится, управлять своим гневом тем самым снижает уровень тревожности («Шарик»)

3.Коррекционная работа, которая влияет на обучение ребенка адекватно реагировать на свой гнев и на ситуацию в целом. С помощью следующих методов: рисование гнева, лепка гнева, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев.

4.Поведенческая терапия, которая направлена на широкий спектр поведенческих реакций в проблемной ситуации, а также уменьшение деструктивных элементов в поведении: применение картинок с проблемными ситуациями (придумывание рассказов по картинке); обсуждение взрослого с ребенком проблемных ситуаций и их последствий, выбор положительной ситуации и закрепление ее в игре; внедрение на занятиях правил поведения с применением поощрений и привилегий в случае их соблюдения (аплодисменты, медали, награды, призы и т.п.); заполнение ребенком  и воспитателем поведенческой карты, в которой отражены правила поведения для конкретного ребенка (например, «говори уважительно со старшими», «держи руки при себе») с вручением наград и призов, если эти правила выполняются.

Таким образом,  можно сказать, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения.  И в перспективе мы планируем продолжить исследование по данному вопросу.


Библиографический список
  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
  2. http://www.vashpsixolog.ru/ (дата обращения 23.03.2015)
  3. http://www/maam.ru/detskijsad/metodiki-vyjavlenija-agresivnosti-lichnosti.html (дата обращения 23.03.2015)


Все статьи автора «Абрамова Анастасия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация