УДК 378.1; 371.3

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ТУРИЗМУ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И АДАПТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ

Платоненко Кристина Сергеевна1, Платоненко Алексей Игоревич2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», соискатель
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье приводится возможность включения педагога по физической культуре в систему адаптивного и акмеверифицированного знания, обеспечивающих реализацию идеи гуманизма в структуре изучения основ спортивного туризма. Теория и практика продуктивного становления будущего педагога по физической культуре в ресурсах общепедагогического знания обеспечивает реализацию поликультурных основ современного образования, системно верифицирует возможность продуктивного становления личности в модели ведущей деятельности. Системность поиска и использование технологий формирования культуры самостоятельной работы (RP-технология педагогического взаимодействия, технология системно-педагогического моделирования) обеспечивают высокий уровень формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре в практике измерения и коррекции качества за счет использования разработанного программно-педагогического обеспечения курса.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, образование, обучение, практика, профессиональная культура, профессионально-педагогическая культура, туризм


TEACHING PRACTICE OF TOURISM IN THE STRUCTURE OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE: PROFESSIONAL AND ADAPTIVE COMPONENTS

Platonenko Kristina Sergeevna1, Platonenko Alexey Igorevich2, Shvartskopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, aspirant
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, senior teacher

Abstract
The article provides an option for enabling the teacher of physical culture in the system and adaptive activitytracing knowledge, ensuring the realization of the ideas of humanism in the structure learning the basics of sports tourism. Theory and practice of productive formation of the future teacher of physical culture resources in General pedagogical knowledge provides an implementation of multicultural foundations of modern education, the system verifies the ability of the productive formation of the personality in the model leading activity. The systematic search and the use of technology of formation of culture of independent work (RP-technology pedagogical interaction, technology system-pedagogical modeling) provide a high level of formation of competences of future teachers of physical culture in the practice of measurement and correction of quality through the use of developed software and pedagogical components of the course.

Keywords: competence, culture of independent work, education, practice, professional culture, professional-pedagogical culture, tourism, training


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Платоненко К.С., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Учебная практика по туризму в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре: профессиональный и адаптивный компоненты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56967 (дата обращения: 19.11.2016).

Педагогическая профессия – одна из важных профессий, в структуре которой уделяется важное значение адаптивному и акмеверифицированному знанию [1]. Адаптивное знание – это знание, построенное на основе учета всех ограничений и возможностей воспитательно-образовательного процесса, приспосабливающего личность к поликультурным отношениям в обществе. Акмеверифицированное знание – это знание, которое определяет высокие достижения – базовым условием развития и становления личности.

Специфика формирования потребностей в самостоятельной работе обучающегося и сформированности культуры самостоятельной работы личности [2] в модели адаптивной и акмеверифицированной практики различны по природе и получаемым результатам педагогического труда.

Система подготовки будущих педагогов к включению в научно-педагогическое исследование [3] – многогранный процесс, в нашей ситуации дополняемый возможностью решения задач развития личности, социализации и самореализации в модели продуктивного становления в выбранном виде спорта – спортивном туризме. Для оптимизации подготовки будущих педагогов было разработано программно-педагогическое обеспечение изучения основ спортивного туризма будущими педагогами по физической культуре [4], продолжающее в своей основе разработанный блок общепедагогической подготовки студента [5-13], обеспечивающей его базовыми компонентами профессионально-педагогической культуры и выделенными компетенциями изучения курсов современной педагогики.

Возможность включения различных видов обучения в образовательный процесс современной профессионально-педагогической практики освещен в работе [14], продолжив ее основы, мы определяем единство теории и практики включения будущего педагога в систему занятий спортивным тузимом – базовым условием формирования профессионализма и мастерства педагога, обеспечивающим многомерный анализ и решение выявляемых противоречий профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре.

В данном направлении мы выделяем две модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре – 1) традиционный (профессиональный или акмеперсонифицированный), 2) адаптивный (параолимпийский или инклюзивный).

Первое направление в названии статьи заявлено как профессиональный компонент подготовки будущих педагогов по физической культуре, реализуется через построение индивидуальной акметраектории, моделируемой и верифицируемой студентом самостоятельно, – в соответствии с условиями выбора и практики продуктивной самореализации личности.

Второе направление – адаптивный компонент подготовки будущих педагогов по физической культуре реализуется в модели инклюзивной составной современного профессионально-педагогического образования на факультете физической культуры реализуется в структуре подготовки параолимпийцев, фасилитирующей в своей практике возможность самореализации в условиях непрерывного профессионального образования, обеспечивающего определенный уровень защиты и конкурентоспособности в выбранном поле деятельности и завяленных нюансах взаимоотношений.

Реализация профессионального компонента строится соответствии с возможностями и практикой формирования профессионально-педагогической культуры и культуры самостоятельной работы личности [15-17], обеспечивающих своевременное развитие и решение выявляемых противоречий развития личности и общества.

Акмеперсонифицированным примером продуктивной работы со студентами в русле принятия идей развития и коррекции детерминируемых компетенций и внутриличностных показателей сформированности ценностей и моделей профессиональной деятельности и профессионально-педагогической подготовки в рамках двух выделенных направлений могут явиться научные публикации [18-35], в которых будущие педагоги по физической культуре совместно с педагогами и единолично определяют нюансы профессионально-педагогической деятельности в ресурсах спортивного туризма.

Возможность продуктивного становления личности в работе с будущими педагогами по физической культуре отслеживается в различных плоскостях деятельности, кроме научно-педагогической самореализации и самоутверждения личности педагога немаловажное значение имеет летняя практика по туризму.

В ресурсах летней практики по туризму студенты проходят все стадии закрепления основ спортивного туризма. Наиболее популярной формой прохождения летней практики по туризму является сплав, что поддерживается и педагогами, организующими летнюю учебную практику.

В структуре подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики используется разработанное учебно-методическое пособие [4], содержащее 6 вариантов дидактических тестов, на которые в работе приведены ответы, что способствует самостоятельной подготовки будущих педагогов по физической культуре к тестированию по разработанным контрольно-измерительным материалам.

Адаптивная составляющая в структуре дидактического тестирования может быть уточнена шкалой оценивания результатов тестирования, в структуре которой отражается три варианта измерителей, представим их особенности:

Традиционная система оценивания результатов:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81 % до 90 %;
  • отлично – от 91 % до 100%

Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:

  • неудовлетворительно – менее 70 %;
  • удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
  • хорошо – от 81 % до 94 %;
  • отлично – от 95 % до 100%

Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:

  • низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
  • пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
  • средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
  • высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.

В такой модели для адаптивного тестирования можно выбрать модель оценки результатов по Т. А. Чекалиной, конечно, лучше иметь адаптивное учебно-методическое пособие, которое позволяет студенту-инвалиду легко и качественно подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по выделенному направлению деятельности в вузовской профессионально-педагогической подготовке, но данная направленность учебно-методического моделирования только начинает разрабатываться, в работе [36] приведены возможности использования педагогического моделирования в подготовке будущих педагогов к созданию и верификации, оптимизации и реконструкции педагогических средств и методов, форм и педагогических технологий.

Доступность современного профессионально образования – одна из важных проблем, в структуре которой работа по реализации идеи полноценного, многофакторного развития личности-инвалида является одной из наиболее активно детерминируемой в различных плоскостях оценки качества и возможностей решения выделенных педагогических условий оптимизации подготовки студента-педагога в выделенном многомерном поиске, обучающегося в соответствии с возможностями и спецификой развития личности.

Качество подготовки будущих педагогов по физической культуре в ресурсах формируемых компетенций будет проанализирована по учебно-методическому пособию [4] в следующей работе.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
  2. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  3. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  4. Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Новокузнецк : КузГПА, 2013.  51 с.  ISBN 978–5–85117–758–3.
  5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  7. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  9. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978–5–85117–742–2.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
  14. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  15. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  16. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  17. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  18. Балакин И. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения понятия “самореализация занимающегося в секции спортивного туризма” в структуре изучения курса “Теоретическая педагогика” // Инновационное развитие современное науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 7 февр. 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 155-157.
  19. Бызова К. М., Платоненко А. И., Острякова С. В. Туризм как направление социализации и самореализации развивающейся личности // Наука и образование XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.87-88.
  20. Бызова К. М., Шварцкопф Е. Ю., Острякова С. В. Профессиональная культура педагога по ФК в ресурсах реализации идей здоровьесбережения // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.16-18.
  21. Захаров А. В., Козырева О. А. Возможности определения педагогических условий самореализации обучающегося в спортивном туризме // Эволюция научной мысли : сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 18 апреля 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 6-7.
  22. Зыбина Е.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 1 (26). С. 10-16.
  23. Рыбалко О. Н., Козырева О. А. Особенности социализации молодежи при занятии туризмом // Вестник педагогических инноваций.  2011.  №2 (26).  С. 67-80.
  24. Шаталов Д.В., Козырева О.А. Некоторые аспекты социализации и самореализации школьников в спортивном туризме // Тенденции формирования науки нового времени: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 февр. 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.145-147.
  25. Шварцкопф Е. Ю., Шенцев Д. С., Платоненко А. И. Возможности использования метода педагогического моделирования в структуре изучения курса «Основы туризма» // Инновационные процессы современности: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 декабря 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.217-219.
  26. Шварцкопф Е.Ю., Шенцев Д.С., Платоненко А.И. Некоторые аспекты детерминации категории «самосовершенствование» в структуре изучения основ туризма// Наука и современность: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2014. С.146-148.
  27. Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Определение и реализация системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Учебная практика по туризму» // Проблемы становления профессионала: матер. Междун. науч.-практ. конф. 25-26 сент. 2013 г. Прага : Sociosféra-CZ, 2013.  С. 28-30.
  28. Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А., Петрова И. А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре современной здоровьесберегающей педагогики // Наука и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 27 июня 2014 г.). – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 163-164.
  29. Шварцкопф Е. Ю., Петрова И. А., Козырева О. А. Социализация и самореализация в структуре профессионально-педагогической деятельности будущего педагога по ФК // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30 июня 2014 г, г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014.  С. 51-52.
  30. Шварцкопф Е.Ю., Грецкая К.С., Козырева О.А. Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по ФК // Педагогическое мастерство: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Москва, февраль 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 266-268.
  31. Шенцев Д. С., Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» и «самосовершенствование» в структуре изучения основ педагогики спорта // Роль науки в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 декабря 2014 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2014. С.139-140.
  32. Шенцев Д. С., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Специфика и возможности организации педагогического взаимодействия в структуре изучения основ туризма // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 декабря 2014 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2014. С.188-190.
  33. Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
  34. Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
  35. Щукин П.С., Платоненко А.И., Зауэр Н.Г. Возможности детерминации категории «социализация», «саморазвитие» и «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Наука, технологии и инновации в современном мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30-31 июля 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С.34-36.
  36. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213


Все статьи автора «Платоненко Кристина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация