Педагогическая профессия – одна из важных профессий, в структуре которой уделяется важное значение адаптивному и акмеверифицированному знанию [1]. Адаптивное знание – это знание, построенное на основе учета всех ограничений и возможностей воспитательно-образовательного процесса, приспосабливающего личность к поликультурным отношениям в обществе. Акмеверифицированное знание – это знание, которое определяет высокие достижения – базовым условием развития и становления личности.
Специфика формирования потребностей в самостоятельной работе обучающегося и сформированности культуры самостоятельной работы личности [2] в модели адаптивной и акмеверифицированной практики различны по природе и получаемым результатам педагогического труда.
Система подготовки будущих педагогов к включению в научно-педагогическое исследование [3] – многогранный процесс, в нашей ситуации дополняемый возможностью решения задач развития личности, социализации и самореализации в модели продуктивного становления в выбранном виде спорта – спортивном туризме. Для оптимизации подготовки будущих педагогов было разработано программно-педагогическое обеспечение изучения основ спортивного туризма будущими педагогами по физической культуре [4], продолжающее в своей основе разработанный блок общепедагогической подготовки студента [5-13], обеспечивающей его базовыми компонентами профессионально-педагогической культуры и выделенными компетенциями изучения курсов современной педагогики.
Возможность включения различных видов обучения в образовательный процесс современной профессионально-педагогической практики освещен в работе [14], продолжив ее основы, мы определяем единство теории и практики включения будущего педагога в систему занятий спортивным тузимом – базовым условием формирования профессионализма и мастерства педагога, обеспечивающим многомерный анализ и решение выявляемых противоречий профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре.
В данном направлении мы выделяем две модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре – 1) традиционный (профессиональный или акмеперсонифицированный), 2) адаптивный (параолимпийский или инклюзивный).
Первое направление в названии статьи заявлено как профессиональный компонент подготовки будущих педагогов по физической культуре, реализуется через построение индивидуальной акметраектории, моделируемой и верифицируемой студентом самостоятельно, – в соответствии с условиями выбора и практики продуктивной самореализации личности.
Второе направление – адаптивный компонент подготовки будущих педагогов по физической культуре реализуется в модели инклюзивной составной современного профессионально-педагогического образования на факультете физической культуры реализуется в структуре подготовки параолимпийцев, фасилитирующей в своей практике возможность самореализации в условиях непрерывного профессионального образования, обеспечивающего определенный уровень защиты и конкурентоспособности в выбранном поле деятельности и завяленных нюансах взаимоотношений.
Реализация профессионального компонента строится соответствии с возможностями и практикой формирования профессионально-педагогической культуры и культуры самостоятельной работы личности [15-17], обеспечивающих своевременное развитие и решение выявляемых противоречий развития личности и общества.
Акмеперсонифицированным примером продуктивной работы со студентами в русле принятия идей развития и коррекции детерминируемых компетенций и внутриличностных показателей сформированности ценностей и моделей профессиональной деятельности и профессионально-педагогической подготовки в рамках двух выделенных направлений могут явиться научные публикации [18-35], в которых будущие педагоги по физической культуре совместно с педагогами и единолично определяют нюансы профессионально-педагогической деятельности в ресурсах спортивного туризма.
Возможность продуктивного становления личности в работе с будущими педагогами по физической культуре отслеживается в различных плоскостях деятельности, кроме научно-педагогической самореализации и самоутверждения личности педагога немаловажное значение имеет летняя практика по туризму.
В ресурсах летней практики по туризму студенты проходят все стадии закрепления основ спортивного туризма. Наиболее популярной формой прохождения летней практики по туризму является сплав, что поддерживается и педагогами, организующими летнюю учебную практику.
В структуре подготовки студентов к прохождению летней педагогической практики используется разработанное учебно-методическое пособие [4], содержащее 6 вариантов дидактических тестов, на которые в работе приведены ответы, что способствует самостоятельной подготовки будущих педагогов по физической культуре к тестированию по разработанным контрольно-измерительным материалам.
Адаптивная составляющая в структуре дидактического тестирования может быть уточнена шкалой оценивания результатов тестирования, в структуре которой отражается три варианта измерителей, представим их особенности:
Традиционная система оценивания результатов:
- неудовлетворительно – менее 70 %;
- удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
- хорошо – от 81 % до 90 %;
- отлично – от 91 % до 100%
Система оценивания результатов по Н. В. Басовой:
- неудовлетворительно – менее 70 %;
- удовлетворительно – от 71 % до 80 %;
- хорошо – от 81 % до 94 %;
- отлично – от 95 % до 100%
Система оценивания результатов по Т. А. Чекалиной:
- низкий (неудовлетворительно) – менее 40 %;
- пороговый (удовлетворительно) – от 41 % до 60 %;
- средний (хорошо) – от 61 % до 80 % и освоение всех дидактических единиц;
- высокий (отлично) – от 81 % до 100 % и освоение всех дидактических единиц.
В такой модели для адаптивного тестирования можно выбрать модель оценки результатов по Т. А. Чекалиной, конечно, лучше иметь адаптивное учебно-методическое пособие, которое позволяет студенту-инвалиду легко и качественно подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов по выделенному направлению деятельности в вузовской профессионально-педагогической подготовке, но данная направленность учебно-методического моделирования только начинает разрабатываться, в работе [36] приведены возможности использования педагогического моделирования в подготовке будущих педагогов к созданию и верификации, оптимизации и реконструкции педагогических средств и методов, форм и педагогических технологий.
Доступность современного профессионально образования – одна из важных проблем, в структуре которой работа по реализации идеи полноценного, многофакторного развития личности-инвалида является одной из наиболее активно детерминируемой в различных плоскостях оценки качества и возможностей решения выделенных педагогических условий оптимизации подготовки студента-педагога в выделенном многомерном поиске, обучающегося в соответствии с возможностями и спецификой развития личности.
Качество подготовки будущих педагогов по физической культуре в ресурсах формируемых компетенций будет проанализирована по учебно-методическому пособию [4] в следующей работе.
Библиографический список
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Т.3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. – М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Шварцкопф Е. Ю. Платоненко А. И., Меркушев Е. О. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма» : учебно-методическое пособие для студентов бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура» / под общ. ред. к. п. н., доцента О. А. Козыревой. – Новокузнецк : КузГПА, 2013. 51 с. ISBN 978–5–85117–758–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
- Балакин И. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения понятия “самореализация занимающегося в секции спортивного туризма” в структуре изучения курса “Теоретическая педагогика” // Инновационное развитие современное науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 7 февр. 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 155-157.
- Бызова К. М., Платоненко А. И., Острякова С. В. Туризм как направление социализации и самореализации развивающейся личности // Наука и образование XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.87-88.
- Бызова К. М., Шварцкопф Е. Ю., Острякова С. В. Профессиональная культура педагога по ФК в ресурсах реализации идей здоровьесбережения // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.16-18.
- Захаров А. В., Козырева О. А. Возможности определения педагогических условий самореализации обучающегося в спортивном туризме // Эволюция научной мысли : сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 18 апреля 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 6-7.
- Зыбина Е.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Специфика моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Учебная практика по туризму» как ресурс формирования профессионально-педагогической культуры педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 1 (26). С. 10-16.
- Рыбалко О. Н., Козырева О. А. Особенности социализации молодежи при занятии туризмом // Вестник педагогических инноваций. 2011. №2 (26). С. 67-80.
- Шаталов Д.В., Козырева О.А. Некоторые аспекты социализации и самореализации школьников в спортивном туризме // Тенденции формирования науки нового времени: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 февр. 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.145-147.
- Шварцкопф Е. Ю., Шенцев Д. С., Платоненко А. И. Возможности использования метода педагогического моделирования в структуре изучения курса «Основы туризма» // Инновационные процессы современности: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 декабря 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.217-219.
- Шварцкопф Е.Ю., Шенцев Д.С., Платоненко А.И. Некоторые аспекты детерминации категории «самосовершенствование» в структуре изучения основ туризма// Наука и современность: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2014. С.146-148.
- Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Определение и реализация системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Учебная практика по туризму» // Проблемы становления профессионала: матер. Междун. науч.-практ. конф. 25-26 сент. 2013 г. Прага : Sociosféra-CZ, 2013. С. 28-30.
- Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А., Петрова И. А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре современной здоровьесберегающей педагогики // Наука и современность : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 27 июня 2014 г.). – Уфа: Аэтерна, 2014. С. 163-164.
- Шварцкопф Е. Ю., Петрова И. А., Козырева О. А. Социализация и самореализация в структуре профессионально-педагогической деятельности будущего педагога по ФК // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30 июня 2014 г, г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 51-52.
- Шварцкопф Е.Ю., Грецкая К.С., Козырева О.А. Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по ФК // Педагогическое мастерство: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Москва, февраль 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 266-268.
- Шенцев Д. С., Платоненко А. И., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» и «самосовершенствование» в структуре изучения основ педагогики спорта // Роль науки в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 декабря 2014 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2014. С.139-140.
- Шенцев Д. С., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Специфика и возможности организации педагогического взаимодействия в структуре изучения основ туризма // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 декабря 2014 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2014. С.188-190.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
- Щукин П.С., Платоненко А.И., Зауэр Н.Г. Возможности детерминации категории «социализация», «саморазвитие» и «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Наука, технологии и инновации в современном мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (30-31 июля 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С.34-36.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213