УДК 377.5

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ АВИАЦИОННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Эсмантова Ольга Александровна
ФГБОУ ВПО «Гуманитарный институт. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
аспирант кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации, преподаватель цикловой комиссии № 3 Авиационно-Транспортного колледжа ФГБОУ ВПО «СПбГУГА»

Аннотация
Статья посвящена описанию квалификационных категорий преподавателей авиационного английского языка и процессу подготовки, соответствующему международным требованиям, предъявляемым к обучению авиадиспетчеров. Показана необходимость постоянного улучшения личностных характеристик, умножения имеющихся и приобретения новых знаний, ориентации каждого на личностный рост и профессиональное мастерство. Отмечается необходимость сотрудничества преподавателей с экспертами-предметниками, корреляция учебных планов в авиационных образовательных учреждениях. Подчеркивается, что система повышения квалификации преподавателя является условием оптимизации профессионально-педагогической компетентности преподавателя среднего учебного заведения.

Ключевые слова: авиационный английский язык, ИКАО, преподаватель колледжа, система повышения квалификации


INTERNATIONAL REQUIREMENTS FOR TEACHERS OF AVIATION ENGLISH

Esmantova Olga Alexandrovna
VPO "Institute of Humanities. St. Petersburg Polytechnic University, Peter the Great"
PhD student, Department of Applied Linguistics and Intercultural Communication, Teacher cyclic commission number 3 Aviation and Transportation College VPO "SPbGUGA"

Abstract
The paper draws upon the aviation language training academic qualifications. The author points out the fact that knowledge of ICAO phraseology is essential for aviation English teaching. The author recommends that teachers of Aviation English and Radiotelephony communications can gain aviation language familiarity through working closely with subject matter experts.

Keywords: Aviation English, college teacher, continuing professional development, ICAO


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Эсмантова О.А. Международные требования к преподавателю авиационного английского языка // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56513 (дата обращения: 19.11.2016).

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) педагогов является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений.

Преподавание – это профессиональная деятельность, которая требует специальной подготовки. Потребность в квалифицированных преподавателях авиационного английского языка и фразеологии радиообмена растет с каждым годом [1, c. 1], особенно в России, в силу увеличения количества обучаемых курсантов по специальности «Управление движением воздушного транспорта» (далее – УВД).

По мнению организации IFATCA (международная федеральная ассоциация авиадиспетчеров), преподаватель авиационного регистра английского языка должен иметь опыт работы  в авиационной сфере, так как большинство проблем, связанных с переговорами связи «Земля-Воздух», возникает именно в тех случаях, когда стандартных кодовых фраз и выражений не хватает, чтобы разобраться в ситуации [2, c. 8].

По мнению ИКАО (Международная организация гражданской авиации), идеальный преподаватель  должен иметь ученую педагогическую степень, опыт преподавания английского языка как второго и опыт работы пилотом или авиадиспетчером. Минимальными требованиями при поступлении на работу являются: сертификат о прохождении курсов «Преподавание английского языка как второго», опыт в области преподавания английского языка.

ИКАО рекомендует квалифицированным преподавателям английского языка без опыта ведения авиационной радиосвязи сотрудничать со экспертами-предметниками в этой сфере [3, c. 117].

Эффективное преподавание даже наиболее удачно составленной программы обучения авиационному английскому языку возможно только в том случае, если преподаватели обладают минимальным сочетанием навыков и опыта. Квалификационные категории преподавателей авиационного английского языка, приведенные в таблице документа 9835[4, D-1], делятся на “отличный”, “очень хороший” и “минимальный”. Ниже приводятся академические квалификации, которые могут сочетаться с практическим опытом работы в этой области, если эти характеристики не в состоянии компенсировать недостаток профильного образования.

Отличная квалификация:

  • Степень магистра в области преподавания языка (преподавание английского языка как второго языка (TESL, TESOL); прикладная лингвистика; иностранный язык или смежная специальность;
  • Опыт работы по программе обучения авиационному языку свыше 3 лет;
  • Опыт работы пилотом или диспетчером УВД;
  • Разработка учебных материалов с использованием коммуникативного или интерактивного подхода к обучению авиационному языку;
  • Опыт работы администратором программ обучения авиационному языку.

Очень хорошая квалификация:

  • Степень бакалавра в области преподавания иностранного языка;
  • Диплом TESL;
  • Высшее образование и обширный опыт в области преподавания английского языка как второго языка;
  • Опыт работы по программам обучения авиационному языку, иностранному языку для специальных целей, иностранному языку (в аккредитованных университетах или языковых школах);
  • Хорошая осведомленность в области радиотелефонной связи (стажировка по авиационному языку или опыт работы в авиации);
  • Опыт работы администратором языковых курсов общей направленности.

Минимальная квалификация

  • Диплом TESL;
  • Диплом о высшем образовании;
  • Опыт в области обучения английскому языку;
  • Отсутствие преподавательского опыта (этот вариант приемлем, если работа ведется под строгим надзором опытного преподавателя или преподавателя профильной дисциплины);
  • Умение работать в коллективе с экспертами-предметниками;
  • Разработка учебных материалов с использованием коммуникативного или интерактивного подхода к преподаванию языка;
  • Участие в работе программ обучения авиационному языку или языковых курсов общей направленности.

В цикловой комиссии № 3 Санкт-Петербургского Авиационно-Транспортного колледжа было проведено анкетирование на выявление соответствия преподавателей авиационного английского языка и фразеологии радиообмена на английском языке международным требованиям. В анкетировании принимало участие 7 человек, один из преподавателей работает в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУГА). Анкета состоит из 5 вопросов с вариантами ответа и возможностью написать свой ответ, если такого ответа нет в предложенных вариантах.

Первый вопрос. Академические квалификации в области преподавания языка. Семь человек (100%) имеют диплом о высшем образовании, один преподаватель (14%) закончил аспирантуру по специальности «Методика преподавания иностранного языка», один преподаватель (14%) закончил магистратуру, три преподавателя (33%) имеют обширный опыт в области преподавания английского языка как иностранного.

Второй вопрос касался опыта работы в авиационной сфере. Пять человек (71%) имеют опыт работы по программам авиационного английского языка,  три человека (33%) работают в этой сфере больше трех лет. Два человека (29%) имеют опыт преподавания общего английского языка, но будут проходить курсы повышения квалификации.

Третий вопрос анкеты затрагивал опыт преподавания фразеологии радиообмена на английском языке. Два преподавателя (29%) не имеют опыт преподавания в этой сфере, пять преподавателей (71%) хорошо осведомлены о правилах ведения радиотелефонной связи. Только один преподаватель имеет опыта работы с преподавателями-предметниками.

Четвертый вопрос был посвящен разработке учебных материалов. Два преподавателя (29%) не имеют опыта не только в области преподавания авиационного английского языка, но и в составлении программ общего английского языка. Пять человек отметили опыт в разработке дидактического материала по авиационному английскому языку с использованием коммуникативного и интерактивного подходов, один человек отметил свой опыт в разработке материала к преподаванию иностранного языка, и один человек отметил разработку сценариев фильмов на английском языке с переводом.

Последний вопрос анкеты касался административного обеспечения авиационных программ. Три преподавателя указали на участие в работе программ обучения авиационному английскому языку, один преподаватель отметил опыт работы администратором языковых курсов общей направленности, у трех преподавателей отсутствует опыт работы в этом виде деятельности.

В результате обработки данных анкетирования мы можем сделать следующие выводы по академическим квалификациям преподавателей ЦК №3 СПАТУГА:

  1. Отличную квалификацию в соответствии с международными требованиями имеет один преподаватель, с опытом работы более чем 40 лет.
  2. Очень хорошей квалификацией обладает три преподавателя (33%).
  3. Три преподавателя имеют минимальную квалификацию.

Преподаватели авиационного регистра английского языка вовлечены в необычный процесс преподавания. Цена несоблюдения слушателями и курсантами требований уровня 4 по шкале ИКАО может оказаться очень высокой в плане карьеры или даже работы по специальности, финансовых последствий и для слушателей, и для государственных корпораций; при несдаче экзамена на лицензию после обучения под угрозой оказывается получение лицензии на право работы в международном аэропорту.

Начальная подготовка и повышение квалификации преподавателей авиационных образовательных учреждений, направленные на обеспечение стандартизации преподавания языка для специальных целей, имеют большое значение для обеспечения повышения языковой подготовки диспетчерского состава.

Поскольку обучение авиационному языку и фразеологии радиообмена носит высокоспециализированный характер, преподавателю, работающему в этой области, необходима достаточно длительная подготовка, чтобы ознакомиться со специфическими требованиями, предъявляемыми к языку радиотелефонной связи. Существует относительно малое число преподавателей языка, имеющих подготовку, соответствующую специальным требованиям к обучению пилотов и диспетчеров УВД. Преподаватель постоянно учится; в деле преподавания спецкурса английского языка для специалистов в авиационной сфере считается общепринятым, что для достаточного ознакомления с предметом необходим как минимум трехлетний опыт преподавания [6, c. 146].

Именно поэтому разработка программ совершенствования профессионально-педагогического мастерства преподавателей средних и высших авиационных учебных заведений и их организация c учетом предъявляемых международных требований требует постоянного контроля со стороны организаторов учебного процесса[5, c. 3].


Библиографический список
  1. Trott, B. IFATCA’s position. ̸̸ ̸ICAO journal, volume 59, number 1, 2004.
  2. Arrese W.M. A. Identification of English Language Proficiency of air traffic controllers in the Latin American region. Universidad de Piura, 2011.
  3. Doc. 9835 AN̸435, Manual on the implementation of ICAO language proficiency requirements (Second edition), ICAO, 2010.
  4. Circular 323 AN̸185, Guidelines for Aviation English Training Programmes, ICAO, 2009.
  5. Плугина М.И. Совершенствование системы повышения квалификации как условие оптимизации профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы ̸̸̸ ̸ Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журнал 2011 №1.
  6. Circular 318 AN̸180, Language Testing Criteria for Global Harmonization, ICAO, 2010.


Все статьи автора «Эсмантова Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация