Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) педагогов является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений.
Преподавание – это профессиональная деятельность, которая требует специальной подготовки. Потребность в квалифицированных преподавателях авиационного английского языка и фразеологии радиообмена растет с каждым годом [1, c. 1], особенно в России, в силу увеличения количества обучаемых курсантов по специальности «Управление движением воздушного транспорта» (далее – УВД).
По мнению организации IFATCA (международная федеральная ассоциация авиадиспетчеров), преподаватель авиационного регистра английского языка должен иметь опыт работы в авиационной сфере, так как большинство проблем, связанных с переговорами связи «Земля-Воздух», возникает именно в тех случаях, когда стандартных кодовых фраз и выражений не хватает, чтобы разобраться в ситуации [2, c. 8].
По мнению ИКАО (Международная организация гражданской авиации), идеальный преподаватель должен иметь ученую педагогическую степень, опыт преподавания английского языка как второго и опыт работы пилотом или авиадиспетчером. Минимальными требованиями при поступлении на работу являются: сертификат о прохождении курсов «Преподавание английского языка как второго», опыт в области преподавания английского языка.
ИКАО рекомендует квалифицированным преподавателям английского языка без опыта ведения авиационной радиосвязи сотрудничать со экспертами-предметниками в этой сфере [3, c. 117].
Эффективное преподавание даже наиболее удачно составленной программы обучения авиационному английскому языку возможно только в том случае, если преподаватели обладают минимальным сочетанием навыков и опыта. Квалификационные категории преподавателей авиационного английского языка, приведенные в таблице документа 9835[4, D-1], делятся на “отличный”, “очень хороший” и “минимальный”. Ниже приводятся академические квалификации, которые могут сочетаться с практическим опытом работы в этой области, если эти характеристики не в состоянии компенсировать недостаток профильного образования.
Отличная квалификация:
- Степень магистра в области преподавания языка (преподавание английского языка как второго языка (TESL, TESOL); прикладная лингвистика; иностранный язык или смежная специальность;
- Опыт работы по программе обучения авиационному языку свыше 3 лет;
- Опыт работы пилотом или диспетчером УВД;
- Разработка учебных материалов с использованием коммуникативного или интерактивного подхода к обучению авиационному языку;
- Опыт работы администратором программ обучения авиационному языку.
Очень хорошая квалификация:
- Степень бакалавра в области преподавания иностранного языка;
- Диплом TESL;
- Высшее образование и обширный опыт в области преподавания английского языка как второго языка;
- Опыт работы по программам обучения авиационному языку, иностранному языку для специальных целей, иностранному языку (в аккредитованных университетах или языковых школах);
- Хорошая осведомленность в области радиотелефонной связи (стажировка по авиационному языку или опыт работы в авиации);
- Опыт работы администратором языковых курсов общей направленности.
Минимальная квалификация
- Диплом TESL;
- Диплом о высшем образовании;
- Опыт в области обучения английскому языку;
- Отсутствие преподавательского опыта (этот вариант приемлем, если работа ведется под строгим надзором опытного преподавателя или преподавателя профильной дисциплины);
- Умение работать в коллективе с экспертами-предметниками;
- Разработка учебных материалов с использованием коммуникативного или интерактивного подхода к преподаванию языка;
- Участие в работе программ обучения авиационному языку или языковых курсов общей направленности.
В цикловой комиссии № 3 Санкт-Петербургского Авиационно-Транспортного колледжа было проведено анкетирование на выявление соответствия преподавателей авиационного английского языка и фразеологии радиообмена на английском языке международным требованиям. В анкетировании принимало участие 7 человек, один из преподавателей работает в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУГА). Анкета состоит из 5 вопросов с вариантами ответа и возможностью написать свой ответ, если такого ответа нет в предложенных вариантах.
Первый вопрос. Академические квалификации в области преподавания языка. Семь человек (100%) имеют диплом о высшем образовании, один преподаватель (14%) закончил аспирантуру по специальности «Методика преподавания иностранного языка», один преподаватель (14%) закончил магистратуру, три преподавателя (33%) имеют обширный опыт в области преподавания английского языка как иностранного.
Второй вопрос касался опыта работы в авиационной сфере. Пять человек (71%) имеют опыт работы по программам авиационного английского языка, три человека (33%) работают в этой сфере больше трех лет. Два человека (29%) имеют опыт преподавания общего английского языка, но будут проходить курсы повышения квалификации.
Третий вопрос анкеты затрагивал опыт преподавания фразеологии радиообмена на английском языке. Два преподавателя (29%) не имеют опыт преподавания в этой сфере, пять преподавателей (71%) хорошо осведомлены о правилах ведения радиотелефонной связи. Только один преподаватель имеет опыта работы с преподавателями-предметниками.
Четвертый вопрос был посвящен разработке учебных материалов. Два преподавателя (29%) не имеют опыта не только в области преподавания авиационного английского языка, но и в составлении программ общего английского языка. Пять человек отметили опыт в разработке дидактического материала по авиационному английскому языку с использованием коммуникативного и интерактивного подходов, один человек отметил свой опыт в разработке материала к преподаванию иностранного языка, и один человек отметил разработку сценариев фильмов на английском языке с переводом.
Последний вопрос анкеты касался административного обеспечения авиационных программ. Три преподавателя указали на участие в работе программ обучения авиационному английскому языку, один преподаватель отметил опыт работы администратором языковых курсов общей направленности, у трех преподавателей отсутствует опыт работы в этом виде деятельности.
В результате обработки данных анкетирования мы можем сделать следующие выводы по академическим квалификациям преподавателей ЦК №3 СПАТУГА:
- Отличную квалификацию в соответствии с международными требованиями имеет один преподаватель, с опытом работы более чем 40 лет.
- Очень хорошей квалификацией обладает три преподавателя (33%).
- Три преподавателя имеют минимальную квалификацию.
Преподаватели авиационного регистра английского языка вовлечены в необычный процесс преподавания. Цена несоблюдения слушателями и курсантами требований уровня 4 по шкале ИКАО может оказаться очень высокой в плане карьеры или даже работы по специальности, финансовых последствий и для слушателей, и для государственных корпораций; при несдаче экзамена на лицензию после обучения под угрозой оказывается получение лицензии на право работы в международном аэропорту.
Начальная подготовка и повышение квалификации преподавателей авиационных образовательных учреждений, направленные на обеспечение стандартизации преподавания языка для специальных целей, имеют большое значение для обеспечения повышения языковой подготовки диспетчерского состава.
Поскольку обучение авиационному языку и фразеологии радиообмена носит высокоспециализированный характер, преподавателю, работающему в этой области, необходима достаточно длительная подготовка, чтобы ознакомиться со специфическими требованиями, предъявляемыми к языку радиотелефонной связи. Существует относительно малое число преподавателей языка, имеющих подготовку, соответствующую специальным требованиям к обучению пилотов и диспетчеров УВД. Преподаватель постоянно учится; в деле преподавания спецкурса английского языка для специалистов в авиационной сфере считается общепринятым, что для достаточного ознакомления с предметом необходим как минимум трехлетний опыт преподавания [6, c. 146].
Именно поэтому разработка программ совершенствования профессионально-педагогического мастерства преподавателей средних и высших авиационных учебных заведений и их организация c учетом предъявляемых международных требований требует постоянного контроля со стороны организаторов учебного процесса[5, c. 3].
Библиографический список
- Trott, B. IFATCA’s position. ̸̸ ̸ICAO journal, volume 59, number 1, 2004.
- Arrese W.M. A. Identification of English Language Proficiency of air traffic controllers in the Latin American region. Universidad de Piura, 2011.
- Doc. 9835 AN̸435, Manual on the implementation of ICAO language proficiency requirements (Second edition), ICAO, 2010.
- Circular 323 AN̸185, Guidelines for Aviation English Training Programmes, ICAO, 2009.
- Плугина М.И. Совершенствование системы повышения квалификации как условие оптимизации профессионально-педагогической компетентности преподавателей высшей школы ̸̸̸ ̸ Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журнал 2011 №1.
- Circular 318 AN̸180, Language Testing Criteria for Global Harmonization, ICAO, 2010.
Количество просмотров публикации: Please wait