ИННОВАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Курдюмов Александр Васильевич1, Бушина Юлия Олеговна2
1Уральский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, ученый секретарь Совета университета, доцент кафедры экономики и права
2Уральский государственный экономический университет, ассистент кафедры экономики и права

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы внедрения инноваций и передовых технологий. Дана оценка инновационному потенциалу АПК России. Проведен анализ состояния государственной поддержки инноваций в России и странах Евросоюза. Предложены меры по внедрению высокотехнологичной продукции по средствам реализации государственных программ инновационного развития АПК России.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка., импортозамещение, инновации, конкурентоспособность, продовольственная безопасность, сельское хозяйство


THE INNOVATIONS IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Kurdyumov Alexander Vasilyevich1, Busine Yulia Olegovna2
1The Ural State University of Economics, Candidate of Economic Sciences, Scientific secretary of Council of university, Associate of the Department of Economics and Law
2The Ural State University of Economics, Assistant of the Department of Economics and Law

Abstract
In article problems of introduction of innovations and advanced technologies are considered. The assessment is given to the innovative capacity of agrarian and industrial complex of Russia. The analysis of a condition of the state support of innovations in Russia and the European Union countries is carried out. The measures for the implementation of high-tech products by means of realization of state programs of innovative development of the Russian agricultural sector are offered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курдюмов А.В., Бушина Ю.О. Инновации в агропромышленном комплексе россии: проблемы и пути решения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56341 (дата обращения: 18.04.2024).

На современном этапе развития экономики агропромышленный комплекс (далее – АПК) России подвергается активным изменениям и появлению новых инновационных подходов к организации производства, форм взаимодействия со стороны всех существующих институтов власти и управления. Основной задачей, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации, является повышение конкурентоспособности сельского хозяйства страны для обеспечения продовольственной безопасности и реализации политики импортозамещения.

Внедрение инноваций и передовых технологий в процессы производства сельскохозяйственной продукции является основным мотиватором достижения поставленных конкурентных задач. В итоге повышение инновационной активности в АПК создаст условия для повышения технико-экономического уровня агропромышленного производства и улучшения инвестиционного климата.

В тоже время, на пути решения поставленных задач по внедрению инноваций в АПК существуют весомые барьеры. Одним из них является состояние аграрной науки, которая за кризисные годы утратила большую часть своего интеллектуального и кадрового потенциала. Не менее актуальной проблемой является доведение прогрессивных технологий и передового опыта непосредственно до производства, из-за нарушенных связей в инновационной сети. Так, ежегодно в АПК невостребованными производством оказываются до 80 % законченных научных разработок.

При переводе АПК на «инновационные рельсы» высокотехнологичного пути развития Правительство Российской Федерации должно учитывать специфику отрасли и характерные особенности, присущие отечественному АПК. Сочетание прогрессивного и патриархального укладов, передовых и отсталых технологий, вымирающие деревни и стагнирующее общественное производство соседствуют с прогрессирующими высокотехнологичными комплексами [1, с. 61]. Каким образом внедрять инновации в столь разнокалиберные хозяйства? Важно ли сохранять существующие традиции ведения сельского хозяйства? Как добиться реальной эффективности функционирования АПК, используя современные научные разработки? Эти вопросы определяют стратегию Правительства Российской Федерации при разработке программ государственной поддержки и развития сельских территорий.

Необходимость модернизации АПК России также обусловлена вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО). Войдя в состав ВТО, системные проблемы, существовавшие в аграрном секторе, усугубились. В частности, размер получаемого дохода не достаточен для возмещения издержек производства, сохранения земель и социального развития села. Показатели производства сельскохозяйственной продукции в зарубежных странах-участницах ВТО, превышают аналогичные отечественные показатели [2]. В данных условиях возникает угроза прекращения деятельности неконкурентоспособных производителей.

Государственная поддержка аграрного сектора в развитых странах мира является важным направлением их экономической политики. На сегодняшний день в сложившейся обстановке экономических ограничений политика Российской Федерации направлена на становление и укрепление АПК для обеспечения продовольственной безопасности страны и реализации политики импортозамещения. Экономические санкции стали катализатором  активного инновационно-технологического развития сельского хозяйства, стимулом для развития инновационной деятельности в АПК и предотвращения возможного дефицита на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции. Для реализации намеченных целей Правительством Российской Федерации разработан ряд государственных программ и мероприятий. Основной программой поддержки по развитию сельского хозяйства является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», утвержденная Правительством Российской Федерации в июле 2012 года [3].

К мерам государственной поддержки сельскохозяйственных территорий России относится Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013 – 2017 года и на период до 2020 года», направленная, в том числе, на создание комфортных и высокотехнологичных рабочих мест для молодых специалистов в сельской местности. Общий объём финансирования Федеральной целевой программы составляет 299167,4 млн. рублей [4].

Внедрение инновационных технологий в процессы производства при государственной поддержке способствует динамичному и конкурентоспособному развитию АПК России, привлечению молодого поколения специалистов, квалифицированных кадров в сельскую местность, в комфортные условия проживания и работе на высокотехнологичных местах.

По экспертным оценкам, на сегодняшний день инновационный потенциал АПК России реализуется только на 4-7 %, в сравнении, в США на 50 %. Аналогичная ситуация складывается по сельскохозяйственным организациям внедряющих инновации, удельный вес которых, в Российской Федерации составляет 9,2 %, а в развитых странах 30% [5, с. 83].

Одним из обоснований такой неэффективности функционирования АПК России является нерациональное использование сельских территорий, их природного, демографического, экономического и историко-культурного потенциала.

Территория России превышает 17 млн кв. километров, из которых 400 млн гектаров (23,4 %) составляют земли сельскохозяйственного назначения. В сельской местности проживает 27 % от общей численности населения России. Плотность составляет – 2-3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность: 72 % сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2 % [6].

Качественный и высокотехнологичный подход к использованию имеющихся преимуществ может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие территорий, полную занятость, высокий уровень и качество жизни сельского населения.

Согласно, базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, разработанного Минэкономразвития России предполагается, что потенциал импортозамещения в секторе продовольственных товаров будет реализован. С уточнением негативных рисков на данное предположение ввиду высокой себестоимости отечественных сельскохозяйственных товаров и низких темпов модернизации инфраструктуры. Ожидается низкий уровень импортозамещения машиностроительной продукции в результате не высокой конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе из-за низких объемов опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок в области развития технологий, а также низкого уровня процессов технологического обновления.

В настоящее время российские ученые солидарны во мнении, что наиболее верным путем повышения конкурентоспособности сельского хозяйства страны является развитие его инновационной основы.

Однако уровень внедрения инноваций в АПК остается не высоким. Анализ деятельности аграрных хозяйств использующих передовую технику и технологии показывает, что только в 1,5 % крупных аграрных организациях и, менее чем в 0,5 % фермерских (крестьянских) хозяйств применяется современная техника и технологии. Эффективность этих предприятий впечатляет! Они производят десятую часть всей сельскохозяйственной продукции в России. Доля продукции производимой по инновационным технологиям в период с 2008 по 2012 гг. в производстве молока увеличилась с 0,7 % до 2,4 %, в свиноводстве с 9,1 % до 13,5 %, в птицеводстве с 7,3 % до 14,5 % соответственно. Необходимо отметить, что сфера хранения и переработки сельскохозяйственной продукции является наиболее развитой сферой из всего АПК страны, где наиболее интенсивно идёт процесс инновационного развития. В тоже время удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в пищевой промышленности, всего составляет 9,5 % [1, с. 64]. В среднем производительность труда в сельском хозяйстве России в 5,2 раза ниже, чем в Канаде, и в 4,1 раза, по сравнению с Финляндией.

Чтобы внедрение высокотехнологичной продукции в работу аграрных предприятий происходило активнее и увереннее, Министерство сельского хозяйства России совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО» сформировали каталог инновационной, в том числе, нанотехнологичной продукции, рекомендованной для применения предприятиям АПК (далее – Каталог). В Каталоге отображены новейшие разработки, позволяющие существенно повлиять на энергоэффективность, ресурсосбережение, экологичность, безопасность производства. Показаны реальные результаты увеличения эффективности производства, при использовании указанной продукции в процессе производства [7].

В Каталоге представлена нанотехнологическая продукция, используемая в сельскохозяйственном производстве, первичной и промышленной переработке продукции, диагностике и профилактике заболеваний животных и растений, а также описаны различные высокотехнологичные способы и многие другие новшества, которые предприятия АПК смогут применять в своей работе.

Разрабатывая и запуская такого рода проекты, государство поддерживает инициативы по внедрению научных разработок и передовых технологий в работу предприятий АПК и планомерно реализовывает основные цели государственной политики для развития современного сельского хозяйства.

Всесторонняя государственная поддержка инноваций необходима для повышения конкурентоспособности АПК страны. Величина государственных средств, выделяемых Россией и странами Евросоюза на научные исследования и разработку инновационных технологий, в период с 1995 года по 2011 год представлена в таблице 1.

Таблица 1. Внутренние затраты на научные исследования и инновационные разработки в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) [8]

1995

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Россия

0,85

1,07

1,07

1,12

1,04

1,25

1,13

1,09

Страны Евросоюза*

Великобритания

1,95

1,72

1,74

1,77

1,78

1,84

1,80

1,77

Германия

2,25

2,51

2,54

2,53

2,69

2,82

2,80

2,88

Дания

1,84

2,46

2,48

2,58

2,85

3,16

3,07

3,09

Ирландия

1,28

1,25

1,25

1,29

1,46

1,70

1,71

1,70

Нидерланды

1,99

1,90

1,88

1,81

1,77

1,82

1,85

Словения

1,59

1,44

1,56

1,45

1,66

1,85

2,09

2,47

Финляндия

2,28

3,48

3,48

3,47

3,70

3,94

3,90

3,78

Франция

2,31

2,11

2,11

2,08

2,12

2,27

2,24

2,24

Чехия

0,93

1,35

1,49

1,48

1,41

1,47

1,56

1,85

Швеция

3,35

3,56

3,68

3,40

3,70

3,60

3,39

3,37

* – в качестве сравнения взяты страны Евросоюза, выделяющие на развитие инновационных технологий наибольшие средства.

Отметим, что в большинстве стран, за представленный временной отрезок, объём выделяемых на научные исследования и инновационные разработки средств увеличился. Например, в 1995 году Дания выделяла на данное направление 1,84 % от ВВП, а в 2011 году этот процент увеличился до 3,09. В Великобритании же наоборот произошло снижение объёма инвестируемых средств с 1,95 % от ВВП до 1,77 %. В 2011 году большие средства в инновации инвестировала Швеция – 3,37 % от ВВП, наименьшие – Россия – 1,09 % от ВВП. Объём инвестиций в развитие технологических инноваций зависит от выбранного государством стратегического и социально-экономического курса развития.

Конкретным шагом для понимания инновационных процессов, обеспечения экономического роста и конкурентоспособности экономик стран-участниц Европейского Союза, является функционирование Организации инновационных исследований (далее – Организация) [9, с. 7]. Раз в два года Организация проводит мониторинг инновационной деятельности в Европе. По результатам мониторинга формируется отчёт об имеющихся инновационных технологиях и процессах, с целью выбора наиболее эффективных и дальнейшим их внедрением на предприятия различных отраслей. Для правительств понимание тенденций в развитии технологий позволяет обозначить цели экономического развития страны и просчитать необходимые расходы на поддержку инноваций [10].

Инновационное развитие отечественного АПК сдерживается по ряду причин:

–   недостаточный объем собственных средств для формирования оборотных и обновления основных фондов;

–   не значительное вложение ресурсов в инновационные проекты, а преимущественное в инвестиционные проекты;

–   неразвитость рынка технологических инноваций и низкая инновационная активность организаций;

–   незавершенность земельной реформы, отсутствие механизма оборота прав и передачи земли;

– неопределенность и отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности или пользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения;

–   высокая степень износа материально-технической и технологической базы;

–   низкий уровень интеллектуального и кадрового потенциала.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

– актуальным и ключевым фактором для обеспечения конкурентоспособности АПК России является инновационное развитие предприятий отрасли, внедрение высокотехнологичных подходов к производству;

– на сегодняшний день основным инвестором в сферу научных разработок и исследований является государство;

– для планомерного внедрения технологических инноваций в работу сельскохозяйственных предприятий необходима грамотно сформулированная нормативно-правовая база;

– реализация государственных программ инновационного развития АПК, требуют участия всех заинтересованных в повышении конкурентоспособности отрасли сторон.

Таким образом, увеличение объёма инвестиций в научные исследования и разработки инновационных продуктов необходимо для реализации политики импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности России. Кроме этого, использование научных разработок на предприятиях позволит сократить производственные издержки, повысить эффективность производства, конкурентоспособность предприятий отрасли и, как следствие, АПК России в целом.


Библиографический список
  1. Голубев А.В. Инновации и традиции Российского агрокомплекса // Мир России. 2013. № 1. С. 61-77.
  2. Винокуров Г.М., Тренченков П.В., Монгуш Ю.Д. Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий в России и Зарубежных странах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6. URL: http://www.uecs.ru/uecs66-662014 (дата обращения: 30.06.2015).
  3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 года: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 года № 717 (ред. от 19.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 30.06.2015).
  4. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2013 года № 598 (ред. от 16.01.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 30. Ст. 4110 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.06.2015).
  5. Дорошенко Ю.А., Ковалёв А.С. Оценка эффективности инноваций в АПК // Креативная экономика. 2012. № 3 (63). С. 81-86.
  6. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 года № 2136-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6748 ; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.06.2015).
  7. Инновации и нанотехнологии в АПК // Департамент научно-технологической политики и образования. 2013. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/9061.355.htm (дата обращения: 30.06.2015).
  8. Россия и страны – члены Европейского Союза. 2013 // Стат. сборник. Госкомстат России ; Россия и страны – члены Европейского Союза. 2011 // Стат. сборник. Росстат ; Россия и страны – члены Европейского Союза. 2009. // Стат. сборник. Росстат. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 30.06.2015).
  9. Science, technology and innovation in Europe // European Commission. – Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2013. 141 pp.
  10. Community Innovation Survey (CIS) // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/microdata/community_innovation_survey (дата обращения: 30.06.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курдюмов Александр Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация