УДК 658.8.013

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Журкина Любовь Сергеевна1, Уханова Юлия Александровна2, Никишин Александр Федорович3, Панкина Татьяна Викторовна4
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, студентка
2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, студентка
3Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.т.н, доцент
4Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н, доцент

Аннотация
Любая торговая организация стремится к увеличению объема продаж. С этой целью в статье рассмотрено особенности поведения покупателей при совершении покупки с использованием сети Интернет. Актуальность исследования определяется тем, что многие Интернет-магазины не учитывают при разработке стратегии специфику поведения потребителей, зависящую от ряда факторов. Учет предлагаемых в статье рекомендаций позволит увеличить эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций.

Ключевые слова: интернет-магазин, мобильная коммерция, поведение покупателей, привлечение покупателей, розничная торговля, скорость загрузки Интернет-страниц, электронная коммерция, электронная торговля


THE FACTORS DEFINING BEHAVIOUR OF BUYERS ON THE INTERNET

Zhurkina Liubov Sergeevna1, Ukhanova Julia Aleksandrovna2, Nikishin Alexander Fedorovich3, Pankina Tatiana Viktorovna4
1Plekhanov Russian University of Economics, student
2Plekhanov Russian University of Economics, student
3Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor
4Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor

Abstract
Any trade organization aspires to increase in sales volume. For this purpose in article it is considered features of behavior of buyers at commission of purchase with use of the Internet. Relevance of research is defined by that many Online stores don't consider the specifics of behavior of consumers depending on a number of factors when developing strategy. The accounting of the recommendations offered in article will allow to increase efficiency of economic activity of trade organizations.

Keywords: behavior of buyers, electronic Commerce, electronic trading, involvement of buyers, mobile commerce, online store, retail trade, speed of loading of Internet pages


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Факторы, определяющие поведение покупателей в сети интернет // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55361 (дата обращения: 20.11.2016).

Любая торговая организация, осуществляющая свою хозяйственную деятельность с использованием сетей Интернет, заинтересована в поиске путей повышения эффективности их применения[1]. Нужно учитывать, что поведения покупателей, осуществляющих покупки в традиционных магазинах и через Интернет существенно отличается. Покупатель в интернете может без существенных проблем изучить предложения многих Интернет-магазинов. Это не приводит к значительному увеличению времени, т.к. переход из одного Интернет-магазина в другой – это всего лишь щелчок мышкой. В этой связи важным является анализ особенностей поведения пользователей сети, рассматривая их как потенциальных покупателей.

Очевидно, что одним из факторов, определяющих действия пользователей в сети, является цель использования информационной сети Интернет в тот или иной момент времени. Цель использования сети потенциальными покупателями может быть различной – это может быть как целенаправленный поиск  того или иного товара, поиск информации о товарах, выбор магазина для совершения покупки и другие цели.

В случае, если покупатель уже определился с выбором конкретного товара и ищет Интернет-магазин, в котором он может совершить покупку, то определяющим фактором его поведения будет привлекательность товарного предложения, которое устраивает его по большинству параметров. Такими параметрами в первую очередь являются цена товара и доставки, рейтинг магазина[2] и способы доставки. Именно учет параметров товарного предложения в настоящее время в большей мере определяет окончательный выбор покупатели.

При поиске наилучшего товарного предложения, непосредственно поведение  покупателя определяет ряд факторов, при этом некоторые факторы находятся в конкуренции между собой – с одной стороны, покупатель стремится приобрести товар максимально выгодно, с другой стороны, поиск такого Интернет-магазина  требует определенного времени. Как правило,  большинство пользователей сети Интернет для поиска товарного предложения используют либо сайты поисковых систем, либо сайты-агрегаторы[3].

В случае использования поисковых систем покупатели часто просматривают лишь несколько первых страниц выдачи, хотя зачастую наилучшие предложения отображаются лишь на последующих страницах. Этому также способствует тот факт, что для отображения на первых страницах выдачи поисковых систем торговой организации необходимо произвести некоторые затраты, которые неизбежно учитываются в цене товара.

Использование для поиска Интернет-магазина сайтов-агрегаторов, ограничивает покупателей в выборе. На таких сайтах покупатели смогут увидеть предложения только тех Интернет-магазинов, которые зарегистрированы в системе. Поэтому представление своих предложений на сайтах-агрегаторах является важной задачей при привлечении покупателей.

Определенный потенциал имеют также пользователи сети, которые изначально цели покупки того или иного товара не имели. Для привлечения таких посетителей используются рекламные сообщения, размещаемые на различных сайтах.

В настоящее время электронная коммерция использует не только классические персональные компьютеры, но и большое количество устройств, также позволяющих осуществлять покупки в Интернет[4]. Диапазон таких устройств является достаточно широким, от смартфонов до телевизоров. Все такие устройства предоставляют пользователю различные возможности поиска информации. Если устройство предоставляет пользователю комфорт использования, сопоставимый с персональным компьютером, пользователь имеет возможность полноценного поиска информации и выбора Интернет – магазина. В случае же ограниченных возможностей электронного устройства пользователь производит выбор лишь из тех предложений, которые отображаются на его устройстве. Аналогичное влияние на поведение пользователей оказывает скорость загрузки Интернет-страниц. Чем медленней передается информация по сети, тем меньше альтернативных предложений по покупке товара сможет рассмотреть пользователь.

Огромное влияние на поведение пользователя оказывает среда, в которой он находится в  настоящее время. В случае, если пользователь находится в комфортных домашних условиях, он может достаточно тщательно просматривать страницы, проводить выбор Интернет-магазина для покупки товара. Даже медленная скорость загрузки страницы в данном случае не будет являться проблемой – пользователь может параллельно заниматься и другой работой на компьютере. Если же пользователь находится в туристической поезде, в том числе в скоростном поезде, его возможности по поиску информации крайне ограничены. Более того, пользователь и сам не будет в этой ситуации стремится к поиску наиболее выгодных путей приобретения товара – ведь час нахождения в поездке так или иначе им оплачен, и он стремится использовать его по назначению. В случае, если покупатель ограничен во времени, его критерии поиска информации меняются – в данном случае определяющим фактором будет уже не ценовая составляющая, а удобство получения товара[5]. Кроме этого, время затраченное на поиск подходящего предложения будет существенно сокращаться.

Следующим фактором, определяющим поведение пользователя в сети Интернет, является его уровень компьютерной грамотности. В случае высокого уровня компьютерной грамотности пользователь сможет открыть даже те сайты, которые изначально на его компьютере не открываются. Однако в случае низкого уровня пользователь действует строго по инструкции, которая написана пользователю другим лицом.

В результате проведенного исследования выявлено, что в настоящее время большое количеств Интернет-магазинов не анализируют поведение своих покупателей. Так, мобильная версия сайта используется крайне редко, а зачастую на мобильную версию сайта выкладываются материалы, не оптимизированные специально для таких страниц – громоздкие изображения, флэш-видеоролики и другие. Более того, такие страницы все равно оптимизированы под те или иные устройства, обычно под смартфоны – но ведь класс мобильных устройств значительно шире. Телефон, даже не имеющий сенсорного экрана, тем не менее, обычно поддерживает java – приложения. И среди пользователей таких устройств есть потенциально выгодные клиенты, которым использование таких телефонов намного удобней.

Также во многих случаях не учитывается уровень компьютерной грамотности. Разумеется, разработчику сайта намного проще вывести сообщение вида “Вы используете устаревший или неподдерживаемый браузер”, чем провести работы по оптимизации сайта, обеспечив его работу в тех браузерах, которые имеются у пользователя. Но выполнить пожелания магазина пользователь согласится лишь тогда, когда у него есть причины произвести покупку непосредственно в данном Интернет – магазине. Во всех других случаях пользователь просто закроет окно с таким предложением и уйдет к конкурентам. Более того, пользователь с низким уровнем компьютерной грамотности, действующий по инструкции, является достаточно выгодным постоянным клиентом – у него отсутствуют знания, каким образом осуществить покупку у конкурента – и поиск альтернативных путей просто не производится. Тем не менее, многие Интернет-магазины постоянно обновляют свои сайты, делая их более удобными (причем степень удобства оценивается зачастую лишь руководством магазина) – но в этой ситуации инструкция для пользователя с низкой степенью компьютерной грамотности становится неприменимой – и постоянный клиент может быть потерян.

В качестве вывода можно отметить, что анализ поведения пользователей в Интернет обладает большим потенциалом для развития, который в настоящее время используется недостаточно эффективно.


Библиографический список
  1. Бережная Ю.В., Никишин А.Ф. Пути увеличения эффективности электронной торговли // Инновационная наука. – 2015. Т. 1. № 5. С. 50-52.
  2. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економiчний часопис-XXI. – 2014. – Т. 1. – № 1-2. – С. 54-57.
  3. Ильяшенко С.Б. Социально-экономические аспекты состояния электронной коммерции в России. В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2013. С. 150-155.
  4. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Электронная торговля: модернизационный подход. В сборнике: прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 225-229.
  5. Леонова Ю.Г. Основные аспекты рыночных исследований в предприятиях торгового сервиса. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89-90.


Все статьи автора «ktdn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация