УДК 372.881.111.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Борская Ольга Алексеевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация
Данная статья посвящена специфике организации проектной деятельности школьников в учебном процессе по иностранному языку с использований интернет-технологий. В статье описывается опыт и результаты организации интернет-проектов на основе сайта www.joomag.com. Предлагаемая методика призвана внести вклад в решение проблемы разработки системного подхода к применению современных интернет-технологий на уроках английского языка в школе.

Ключевые слова: Веб 2.0 технологии, интернет-проекты, классификация интернет-технологий, отбор интернет-технологий, совершенствование умений иноязычной письменной и устной речи, старшая ступень обучения в школе


ENGLISH LANGUAGE LEARNING FOR HIGH SCHOOL PUPILS WITH INTERNET-BASED PROJECTS

Borskaia Olga Alekseevna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

Abstract
The article considers the peculiarities of English language learning for high school pupils with Internet-based projects. The article describes the experience and results of the organization of high school pupils’ project work on the base of website www.joomag.com. The suggested approach is to contribute to the solution of the problem of developing the systematic principle to the use of modern Internet technologies while teaching English.

Keywords: classification of Internet technologies, English project work, high school pupils, improving oral and written language skills, Internet projects, selection of Internet technologies, web 2.0 technologies


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борская О.А. Организация проектной деятельности старшеклассников в учебном процессе по английскому языку с использованием интернет-технологий // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55315 (дата обращения: 29.09.2017).

На сегодняшний день существует огромное количество интернет-технологий, прежде всего, Веб 2.0 технологий, которые могут успешно применяться при изучении иностранных языков.

Определение наиболее популярных интернет-технологий не представляет трудности, так как учителя и преподаватели в настоящее время активно разрабатывают методические рекомендации по использованию тех или иных интернет-технологий в образовательных целях, создают каталоги интернет-ресурсов и делятся своими наработками в сети Интернет. Так, проанализировав соответствующие данные на различных образовательных сайтах, удалось составить список наиболее популярных и рекомендуемых Веб 2.0 технологий и в дальнейшем классифицировать их согласно функции, которую они выполняют. За основу классификации была взята типология технологий Веб 2.0, предложенная Е.Д. Патаракиным [1, с. 19]. Классификация была несколько расширена и в итоге отобранные интернет-технологии были сгруппированы следующим образом:

а) сервисы, осуществляющие совместный поиск информации: поисковые системы (поисковые машины), рубрикаторы  (каталоги);

б) сервисы для совместного хранения закладок;

в) сервисы для совместного хранения медиафайлов: фотохостинг, видеохостинг, аудио (подкасты);

г) сервисы, осуществляющие совместное создание и редактирование документов: текстовые документы, презентации, проекты, электронные книги, публикации, блоги, тесты, игры, облако слов, диаграмма связей, создание видео, редактирование фотографий, мэшапы;

д) викитехнологии;

е) сервисы для общения: социальные сети, общение в 3D (трёхмерной реальности);

ж) технологии дистанционного обучения: образовательные платформы, виртуальные доски, проведение вебинаров, уроков, классов, конференций, встреч.

Данные Веб 2.0 технологии могут успешно применяться на уроках иностранного языка, в том числе и для создания интернет-проектов. Однако важно определить критерии, согласно которым можно осуществлять отбор сервисов Веб 2.0 для организации и осуществления проектной деятельности в интернет-пространстве. Прежде всего, использование того или иного сервиса Веб 2.0 должно способствовать формированию определённых навыков и умений: общеучебных навыков работы с информацией, её отбора и анализа, навыков и умений иноязычного письменного и устного общения. Для реализации вышеупомянутой цели формирования и совершенствования навыков и умений иноязычного общения технологии Веб 2.0 должны располагать коммуникационной платформой, которая, в свою очередь, может способствовать не только общению, но и созданию естественной языковой среды.

Кроме того, отбор интернет-технологий должен соответствовать конечной цели интернет-проекта, заключающейся в создании некоего продукта, представляемого в сети Интернет. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что интернет-технологии должны обеспечивать возможность коллективного и индивидуального создания мультимедийного продукта или контента того или иного вида на иностранном языке, который впоследствии может быть размещён или опубликован в сети Интернет. Более того, интернет-технологии должны быть направлены на повышение учебной автономии учащихся и их активности, однако и давать возможность учителю удалённо контролировать деятельность учеников. Выбор сервисов Веб 2.0 должен опираться и на особенности целевой аудитории, учитывать потребности и интересы учащихся в соответствии с возрастом. Наконец, интернет-технологии должны стимулировать творческий подход к решению проблемных задач проекта.

При отборе сервисов Веб 2.0 также должны учитываться их непосредственные характеристики: мультимедийность как возможность использования аудио, видео и текстовых материалов на иностранном языке на одной платформе, простота в использовании, удобство навигации и поиска необходимой информации о самом сервисе и его возможностях, привлекательный дизайн, изначальная цель, для которой создан данный сервис, популярность и частотность его использования, в том числе и в образовательных целях, авторство. На основе указанных выше требований, предъявляемым к интернет-технологиям, можно сделать вывод о возможности выделения двух основных групп критериев отбора данных технологий. При этом первая группа критериев связана с лингводидактическими возможностями, предоставляемыми интернет-технологиями, вторая – с их непосредственными характеристиками и общими возможностями использования:

Таблица 1 – Критерии отбора Веб 2.0 технологий

Критерии отбора, оценивающие лингводидактический потенциал интернет-технологий

Критерии отбора, оценивающие непосредственные характеристики и общие возможности использования интернет-технологий

– вклад в формирование и совершенствование навыков и умений, в том числе общеучебных, языковых и речевых; – мультимедийность;

 

– аутентичность представляемых материалов; – простота в использовании;
– наличие коммуникационной платформы с возможностью мгновенного обмена информацией и создание естественной языковой среды; – удобство навигации и поиска необходимой информации о самом сервисе и его возможностях;
– коллективное и индивидуальное создание мультимедийного продукта или контента на иностранном языке; – привлекательный дизайн;
– повышение учебной автономии учащихся и их активности; – изначальная цель создания сервиса;
– удалённый контроль деятельности учеников со стороны учителя; – популярность и частотность использования, в том числе и в образовательных целях;
– учёт особенностей, потребностей и интересов целевой аудитории; – авторство
– реализация творческого подхода к решению проблемных задач проекта

Таким образом, отбор интернет-технологий для организации проектной деятельности учащихся может производиться в соответствии с предложенными критериями. Нами была разработана и апробирована методика организации проектной деятельности старшеклассников по английскому языку на основе одного из сервисов Веб 2.0, сайта www.joomag.com, выбранного с помощью предложенных критериев.

Так как проектная деятельность учащихся обычно проходит в рамках тем, предложенных учебно-методическим комплексом, который они используют на уроках английского языка, нами предлагается методика реализации проекта “Technology” для старшеклассников, составленного на основе УМК «Английский с удовольствием» / “Enjoy English” (11 класс) в рамках темы “Heading  for a  better new world?”, посвященной использованию современных технологий в нашей жизни.

Согласно классификации проектов, предложенной Е.С. Полат, проект “Technology” можно определить как творческо-информационный, внутренний, групповой, краткосрочный монопроект со скрытой координацией [2, с. 71]. Так как проект “Technology” нацелен на формирование и совершенствование определённых навыков и умений, а также практическое овладение языком, его можно классифицировать и как обучающий проект. Более того, в соответствии с классификацией Н.С. Петрищевой данный проект является Веб 2.0 проектом, создаваемым на основе иностранного языка, направленным на публикацию продукта в сети Интернет и осуществляемым в форме свободной переписки или в рамках виртуального класса [3, c. 63]. Наконец, согласно типологии интернет-проектов, представленной А.В. Могилёвым, данный проект можно охарактеризовать, прежде всего, как проект информационный, ориентированный на совместную разработку ресурса информации по той или иной теме, а также как проект для совместного творчества, предполагающий создание творческих работ по определённой тематике [4, c. 15].

На начальном этапе работы над проектом (1 академический час), прежде всего, была определена тема и те ее аспекты, которые представляли для учащихся наибольший интерес.  Так, с помощью метода мозгового штурма удалось выделить четыре аспекта темы “Technology”, наиболее интересных для учащихся и отражающих различные стороны предложенной проблемы: история развития технологий и самые значимые изобретения в истории человечества, развитие технологий в будущем и создание собственного оригинального устройства, позитивное и негативное влияние современных технологий на наше здоровье, а также на окружающую среду. Ученикам было предложено разделиться на четыре группы и представить, что каждая из групп – группа ученых, исследующих выбранную ими проблему. Таким образом, было образовано четыре группы ученых-исследователей: историки, изобретатели, врачи, экологи. Их целью было представление результатов своей работы на заключительной научной конференции в виде устного монологического высказывания и интернет-публикации.

Для создания интернет-публикации был выбран сайт www.joomag.com. Данный сервис позволяет создавать интерактивные публикации любого вида (журнал, каталог, фотоальбом, электронную книгу, брошюру, газетную статью, эссе, доклад, комикс, портфолио) и может широко применяться в образовательных целях. Публикации могут создаваться как в рамках виртуального класса, так и в режиме индивидуального пользователя. Сайт www.joomag.com довольно прост в использовании, при этом для успешного создания первой работы совсем необязательно иметь предыдущий опыт публикаций в сети Интернет. Данный сервис является многофункциональным и позволяет создать публикацию в Интернете, используя при этом профессиональный онлайн-редактор и большое количество разнообразных ресурсов: видео, аудио, слайд-шоу, анимацию, ссылки на другие сайты и т.п. Разработка публикации может осуществляться как онлайн, так и оффлайн; публикация может быть создана на основе уже готовых шаблонов и образцов разного вида или полностью самостоятельно, «с чистого листа». Кроме того, созданную публикацию можно легко распространить, поделившись ссылкой на нее в социальных сетях, на других сайтах или отправив ее по электронной почте. Ряд возможностей и функций данного сайта позволяет выдвинуть гипотезу о том, что сайт www.joomag.com является не только новым и привлекательным для учащихся инструментом для создания конечного продукта проекта по английскому языку, но и эффективным средством, позволяющим совершенствовать умения монологической устной и, прежде всего, письменной речи.

Так, данный сервис соответствует выдвинутым нами ранее критериям отбора технологий Веб 2.0: способствует совершенствованию навыков и умений иноязычного письменного и устного общения; позволяет работать с аутентичными материалами и различными видами ресурсов мультимедиа; может быть использован в качестве коммуникационной платформы; предоставляет возможность коллективного и индивидуального создания проектов в сети Интернет; развивает учебную автономию и активность обучаемых; позволяет учителю контролировать работу учеников со стороны; учитывает потребности и интересы учащихся и основывается на творческом подходе к созданию интернет-публикаций.

Кроме того, как было отмечено выше, работа на данном сайте не представляет трудностей, сайт прост и удобен для использования. На сайте можно получить всю необходимую информацию о самом сервисе, его функциях и возможностях. Более того, данный сайт имеет яркий привлекательный дизайн и является довольно популярным сервисом, применяемым, помимо всего прочего, и в образовательных целях: более тысячи образовательных учреждений по всему миру используют его. Применяется данный сервис широкой аудиторией, начиная от школьников и заканчивая преподавателями ведущих университетов мира. Хотя изначально данный сайт был создан для коммерческих целей, в настоящее время применение сервиса в образовательной среде становится всё более популярным.

Кроме того, на начальном этапе учащимся были даны рекомендации и определены некоторые требования по выполнению проекта. Так, например, старшеклассники должны были быть готовы дать ответы на вопросы по выбранной ими теме после своего выступления. Ряд требований, предъявлялся к содержанию и структуре устного и письменного высказывания и к интернет-публикации. Учащиеся были ознакомлены с данными требованиями и критериями оценки проделанной ими работы. Наряду с этим, на начальном этапе были определены сроки выполнения данного проекта.

Работа учащихся в группах была организована на основе свободной переписки, прежде всего, с помощью социальной сети «Вконтакте». Было принято решение не создавать виртуального класса на основе сайта www.joomag.com, так как большая часть работы над проектом проходила в учебное время, непосредственно на уроках английского языка. Однако важно отметить, что виртуальный класс в рамках данного сервиса может быть прекрасной альтернативой для организации общения между участниками проекта, если не представляется возможным выделить достаточное количество времени на его реализацию или, как это происходит в большинстве случаев, если время отводится только на защиту проекта, в то время как его подготовка и выполнение осуществляются учащимися самостоятельно в неучебное время. Кроме того, учащимся был предоставлен адрес электронной почты и страницы в социальной сети «Вконтакте» учителя для организации общения и получения консультаций в неучебное время.

Основной этап работы длился 3 академических часа, а также включал самостоятельную работу учащихся дома, в неучебное время. На данном этапе учащиеся использовали разнообразные сервисы Веб 2.0: сервисы, осуществляющие совместный поиск информации, совместное хранение закладок и медиафайлов, совместное создание и редактирование документов (сайт www.joomag.com), а также социальные сети для обеспечения коммуникации. Тем не менее, основная работа над конечным продуктом проекта была сосредоточена на сайте www.joomag.com. Для большего удобства учителем была предложена памятка-алгоритм работы с данным сервисом.

На заключительном этапе работы над проектом (2 академических часа) учащиеся представили результаты своей работы на научной конференции. Историки разработали публикацию и представили доклад по теме The Inventions that Changed the World. Данной группой было выбрано четыре изобретения, которые, по их мнению, внесли наиболее весомый вклад в историю и развитие человечества: изобретение письменности, бумаги, автомобиля и лампочки. Группа изобретателей создала публикацию Air City! Is it Possible or not?”, где учащиеся определили один из возможных вариантов существования и проживания людей в будущем. Согласно ученым данной группы, летающий город, где все объекты, включая людей, могут парить над землей, может быть одним из решений проблемы перенаселения нашей планеты. В своей работе изобретатели детально разработали устройство и транспортную систему такого города, а также возможные проблемы и способы их устранения. Экологи работали над темой Modern Technology and Environment: War or Peace?”, где они отметили не только негативное, но и позитивное влияние современных технологий на окружающую среду. В частности, группа ученых отметила, что в то время как ведется работа по созданию безотходных производств, от загрязнения воды и воздуха страдают миллиарды людей по всей планете. Наконец, группа врачей опубликовала журнал My Health. Modern Technologies: Good or Evil?”, где был рассмотрен ряд вопросов, касающихся вреда и положительных моментов использования новых технологий для нашего здоровья. Другие учащиеся и учителя задавали каждой группе вопросы. Так, например, учащимся было очень интересно узнать мнение группы защитников окружающей среды по поводу всё продолжающегося прогресса, а именно грозит ли он вымиранию человечества. Более того, ученики имели возможность оценить друг друга по критериям, обозначенным на первом этапе работы над проектом.

В конце было проведено анкетирование учащихся, где они получили возможность оценить удовлетворенность своей собственной работой, обозначить, что дало им участие в проекте, какие трудности они испытывали в процессе его выполнения, что понравилось и не понравилось больше всего, а также оставить пожелания и предложения по улучшению проекта и организации работы над ним. Прежде всего, участие в проекте дало основной массе учащихся возможность получить практику английского языка как в устной, так и письменной форме и проявить свои способности, работая в команде. Далее, 7 из 10 учеников  отметили вклад проекта в совершенствование навыков поиска, отбора и анализа информации, а также в предоставление возможности творческой реализации. Опыт работы в интернет-пространстве, в том числе создание собственной публикации на сайте www.joomag.com оценили 6 из 10 учащихся. Совершенствование навыков публичного выступления было отмечено 4 из 10, самостоятельная деятельность и возможность оценки результатов своей деятельности – 3 из 10 учащихся соответственно.

На основании полученного практического опыта и данных анкетирования учащихся по завершении проекта сформулируем основные результаты, которых удалось достичь при выполнении данного проекта:

– совершенствование умений письменной речи с помощью сайта www.joomag.com – создание электронной публикации;

– совершенствование монологических умений;

– развитие и совершенствование исследовательских навыков;

– развитие навыков критического, аналитического и творческого мышления;

– реализация принципа дифференциации обучения – возможность выбора темы, формата оформления результатов исследования;

– развитие навыка публичных выступлений;

– знакомство учащихся с совершенно новым для них способом оформления результатов проектной деятельности (сайт www.joomag.com);

– создание аутентичной среды обучения;

– высокий уровень мотивации.

Таким образом, преимущества использования предложенного способа организации проектной деятельности учащихся вполне очевидны; результаты апробации методики также доказывают данное положение. Объединив в себе возможности применения Веб 2.0 технологий и проектного метода в целом, интернет-проекты обеспечивают реализацию основных принципов обучения иностранному языку на современном этапе. Использование интернет-проектов в иноязычном обучении обеспечивает развитие самостоятельной творческой личности и создаёт условия для превращения ученика в активного субъекта учебной деятельности. Отражая личностно-ориентированный подход в обучении, методика организации интернет-проектов может быть легко подстроена под индивидуальные предпочтения и интересы учащихся. Нельзя недооценивать и возможности применения проектов данного типа для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых; с их помощью удаётся сделать процесс совершенствования навыков и умений письменной и устной речи ещё более эффективным.

Предложенная методика может быть успешно использована учителями иностранных языков на старшей и средней ступени обучения и внести вклад в решение проблемы разработки системного подхода к применению информационно-коммуникационных и современных интернет-технологий на уроках английского языка, в том числе для организации проектной деятельности учащихся.


Библиографический список
  1. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учеб.-метод. пособие. – М.: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  3. Петрищева Н.С. Типология языковых Интернет-проектов // Вестник ТГУ: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2010. – № 8 (88). – С. 60-66.
  4. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С.8-20.


Все статьи автора «Борская Ольга Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: