На сегодняшний день существует огромное количество интернет-технологий, прежде всего, Веб 2.0 технологий, которые могут успешно применяться при изучении иностранных языков.
Определение наиболее популярных интернет-технологий не представляет трудности, так как учителя и преподаватели в настоящее время активно разрабатывают методические рекомендации по использованию тех или иных интернет-технологий в образовательных целях, создают каталоги интернет-ресурсов и делятся своими наработками в сети Интернет. Так, проанализировав соответствующие данные на различных образовательных сайтах, удалось составить список наиболее популярных и рекомендуемых Веб 2.0 технологий и в дальнейшем классифицировать их согласно функции, которую они выполняют. За основу классификации была взята типология технологий Веб 2.0, предложенная Е.Д. Патаракиным [1, с. 19]. Классификация была несколько расширена и в итоге отобранные интернет-технологии были сгруппированы следующим образом:
а) сервисы, осуществляющие совместный поиск информации: поисковые системы (поисковые машины), рубрикаторы (каталоги);
б) сервисы для совместного хранения закладок;
в) сервисы для совместного хранения медиафайлов: фотохостинг, видеохостинг, аудио (подкасты);
г) сервисы, осуществляющие совместное создание и редактирование документов: текстовые документы, презентации, проекты, электронные книги, публикации, блоги, тесты, игры, облако слов, диаграмма связей, создание видео, редактирование фотографий, мэшапы;
д) викитехнологии;
е) сервисы для общения: социальные сети, общение в 3D (трёхмерной реальности);
ж) технологии дистанционного обучения: образовательные платформы, виртуальные доски, проведение вебинаров, уроков, классов, конференций, встреч.
Данные Веб 2.0 технологии могут успешно применяться на уроках иностранного языка, в том числе и для создания интернет-проектов. Однако важно определить критерии, согласно которым можно осуществлять отбор сервисов Веб 2.0 для организации и осуществления проектной деятельности в интернет-пространстве. Прежде всего, использование того или иного сервиса Веб 2.0 должно способствовать формированию определённых навыков и умений: общеучебных навыков работы с информацией, её отбора и анализа, навыков и умений иноязычного письменного и устного общения. Для реализации вышеупомянутой цели формирования и совершенствования навыков и умений иноязычного общения технологии Веб 2.0 должны располагать коммуникационной платформой, которая, в свою очередь, может способствовать не только общению, но и созданию естественной языковой среды.
Кроме того, отбор интернет-технологий должен соответствовать конечной цели интернет-проекта, заключающейся в создании некоего продукта, представляемого в сети Интернет. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что интернет-технологии должны обеспечивать возможность коллективного и индивидуального создания мультимедийного продукта или контента того или иного вида на иностранном языке, который впоследствии может быть размещён или опубликован в сети Интернет. Более того, интернет-технологии должны быть направлены на повышение учебной автономии учащихся и их активности, однако и давать возможность учителю удалённо контролировать деятельность учеников. Выбор сервисов Веб 2.0 должен опираться и на особенности целевой аудитории, учитывать потребности и интересы учащихся в соответствии с возрастом. Наконец, интернет-технологии должны стимулировать творческий подход к решению проблемных задач проекта.
При отборе сервисов Веб 2.0 также должны учитываться их непосредственные характеристики: мультимедийность как возможность использования аудио, видео и текстовых материалов на иностранном языке на одной платформе, простота в использовании, удобство навигации и поиска необходимой информации о самом сервисе и его возможностях, привлекательный дизайн, изначальная цель, для которой создан данный сервис, популярность и частотность его использования, в том числе и в образовательных целях, авторство. На основе указанных выше требований, предъявляемым к интернет-технологиям, можно сделать вывод о возможности выделения двух основных групп критериев отбора данных технологий. При этом первая группа критериев связана с лингводидактическими возможностями, предоставляемыми интернет-технологиями, вторая – с их непосредственными характеристиками и общими возможностями использования:
Таблица 1 – Критерии отбора Веб 2.0 технологий
Критерии отбора, оценивающие лингводидактический потенциал интернет-технологий |
Критерии отбора, оценивающие непосредственные характеристики и общие возможности использования интернет-технологий |
– вклад в формирование и совершенствование навыков и умений, в том числе общеучебных, языковых и речевых; | – мультимедийность;
|
– аутентичность представляемых материалов; | – простота в использовании; |
– наличие коммуникационной платформы с возможностью мгновенного обмена информацией и создание естественной языковой среды; | – удобство навигации и поиска необходимой информации о самом сервисе и его возможностях; |
– коллективное и индивидуальное создание мультимедийного продукта или контента на иностранном языке; | – привлекательный дизайн; |
– повышение учебной автономии учащихся и их активности; | – изначальная цель создания сервиса; |
– удалённый контроль деятельности учеников со стороны учителя; | – популярность и частотность использования, в том числе и в образовательных целях; |
– учёт особенностей, потребностей и интересов целевой аудитории; | – авторство |
– реализация творческого подхода к решению проблемных задач проекта |
Таким образом, отбор интернет-технологий для организации проектной деятельности учащихся может производиться в соответствии с предложенными критериями. Нами была разработана и апробирована методика организации проектной деятельности старшеклассников по английскому языку на основе одного из сервисов Веб 2.0, сайта www.joomag.com, выбранного с помощью предложенных критериев.
Так как проектная деятельность учащихся обычно проходит в рамках тем, предложенных учебно-методическим комплексом, который они используют на уроках английского языка, нами предлагается методика реализации проекта “Technology” для старшеклассников, составленного на основе УМК «Английский с удовольствием» / “Enjoy English” (11 класс) в рамках темы “Heading for a better new world?”, посвященной использованию современных технологий в нашей жизни.
Согласно классификации проектов, предложенной Е.С. Полат, проект “Technology” можно определить как творческо-информационный, внутренний, групповой, краткосрочный монопроект со скрытой координацией [2, с. 71]. Так как проект “Technology” нацелен на формирование и совершенствование определённых навыков и умений, а также практическое овладение языком, его можно классифицировать и как обучающий проект. Более того, в соответствии с классификацией Н.С. Петрищевой данный проект является Веб 2.0 проектом, создаваемым на основе иностранного языка, направленным на публикацию продукта в сети Интернет и осуществляемым в форме свободной переписки или в рамках виртуального класса [3, c. 63]. Наконец, согласно типологии интернет-проектов, представленной А.В. Могилёвым, данный проект можно охарактеризовать, прежде всего, как проект информационный, ориентированный на совместную разработку ресурса информации по той или иной теме, а также как проект для совместного творчества, предполагающий создание творческих работ по определённой тематике [4, c. 15].
На начальном этапе работы над проектом (1 академический час), прежде всего, была определена тема и те ее аспекты, которые представляли для учащихся наибольший интерес. Так, с помощью метода мозгового штурма удалось выделить четыре аспекта темы “Technology”, наиболее интересных для учащихся и отражающих различные стороны предложенной проблемы: история развития технологий и самые значимые изобретения в истории человечества, развитие технологий в будущем и создание собственного оригинального устройства, позитивное и негативное влияние современных технологий на наше здоровье, а также на окружающую среду. Ученикам было предложено разделиться на четыре группы и представить, что каждая из групп – группа ученых, исследующих выбранную ими проблему. Таким образом, было образовано четыре группы ученых-исследователей: историки, изобретатели, врачи, экологи. Их целью было представление результатов своей работы на заключительной научной конференции в виде устного монологического высказывания и интернет-публикации.
Для создания интернет-публикации был выбран сайт www.joomag.com. Данный сервис позволяет создавать интерактивные публикации любого вида (журнал, каталог, фотоальбом, электронную книгу, брошюру, газетную статью, эссе, доклад, комикс, портфолио) и может широко применяться в образовательных целях. Публикации могут создаваться как в рамках виртуального класса, так и в режиме индивидуального пользователя. Сайт www.joomag.com довольно прост в использовании, при этом для успешного создания первой работы совсем необязательно иметь предыдущий опыт публикаций в сети Интернет. Данный сервис является многофункциональным и позволяет создать публикацию в Интернете, используя при этом профессиональный онлайн-редактор и большое количество разнообразных ресурсов: видео, аудио, слайд-шоу, анимацию, ссылки на другие сайты и т.п. Разработка публикации может осуществляться как онлайн, так и оффлайн; публикация может быть создана на основе уже готовых шаблонов и образцов разного вида или полностью самостоятельно, «с чистого листа». Кроме того, созданную публикацию можно легко распространить, поделившись ссылкой на нее в социальных сетях, на других сайтах или отправив ее по электронной почте. Ряд возможностей и функций данного сайта позволяет выдвинуть гипотезу о том, что сайт www.joomag.com является не только новым и привлекательным для учащихся инструментом для создания конечного продукта проекта по английскому языку, но и эффективным средством, позволяющим совершенствовать умения монологической устной и, прежде всего, письменной речи.
Так, данный сервис соответствует выдвинутым нами ранее критериям отбора технологий Веб 2.0: способствует совершенствованию навыков и умений иноязычного письменного и устного общения; позволяет работать с аутентичными материалами и различными видами ресурсов мультимедиа; может быть использован в качестве коммуникационной платформы; предоставляет возможность коллективного и индивидуального создания проектов в сети Интернет; развивает учебную автономию и активность обучаемых; позволяет учителю контролировать работу учеников со стороны; учитывает потребности и интересы учащихся и основывается на творческом подходе к созданию интернет-публикаций.
Кроме того, как было отмечено выше, работа на данном сайте не представляет трудностей, сайт прост и удобен для использования. На сайте можно получить всю необходимую информацию о самом сервисе, его функциях и возможностях. Более того, данный сайт имеет яркий привлекательный дизайн и является довольно популярным сервисом, применяемым, помимо всего прочего, и в образовательных целях: более тысячи образовательных учреждений по всему миру используют его. Применяется данный сервис широкой аудиторией, начиная от школьников и заканчивая преподавателями ведущих университетов мира. Хотя изначально данный сайт был создан для коммерческих целей, в настоящее время применение сервиса в образовательной среде становится всё более популярным.
Кроме того, на начальном этапе учащимся были даны рекомендации и определены некоторые требования по выполнению проекта. Так, например, старшеклассники должны были быть готовы дать ответы на вопросы по выбранной ими теме после своего выступления. Ряд требований, предъявлялся к содержанию и структуре устного и письменного высказывания и к интернет-публикации. Учащиеся были ознакомлены с данными требованиями и критериями оценки проделанной ими работы. Наряду с этим, на начальном этапе были определены сроки выполнения данного проекта.
Работа учащихся в группах была организована на основе свободной переписки, прежде всего, с помощью социальной сети «Вконтакте». Было принято решение не создавать виртуального класса на основе сайта www.joomag.com, так как большая часть работы над проектом проходила в учебное время, непосредственно на уроках английского языка. Однако важно отметить, что виртуальный класс в рамках данного сервиса может быть прекрасной альтернативой для организации общения между участниками проекта, если не представляется возможным выделить достаточное количество времени на его реализацию или, как это происходит в большинстве случаев, если время отводится только на защиту проекта, в то время как его подготовка и выполнение осуществляются учащимися самостоятельно в неучебное время. Кроме того, учащимся был предоставлен адрес электронной почты и страницы в социальной сети «Вконтакте» учителя для организации общения и получения консультаций в неучебное время.
Основной этап работы длился 3 академических часа, а также включал самостоятельную работу учащихся дома, в неучебное время. На данном этапе учащиеся использовали разнообразные сервисы Веб 2.0: сервисы, осуществляющие совместный поиск информации, совместное хранение закладок и медиафайлов, совместное создание и редактирование документов (сайт www.joomag.com), а также социальные сети для обеспечения коммуникации. Тем не менее, основная работа над конечным продуктом проекта была сосредоточена на сайте www.joomag.com. Для большего удобства учителем была предложена памятка-алгоритм работы с данным сервисом.
На заключительном этапе работы над проектом (2 академических часа) учащиеся представили результаты своей работы на научной конференции. Историки разработали публикацию и представили доклад по теме “The Inventions that Changed the World”. Данной группой было выбрано четыре изобретения, которые, по их мнению, внесли наиболее весомый вклад в историю и развитие человечества: изобретение письменности, бумаги, автомобиля и лампочки. Группа изобретателей создала публикацию “Air City! Is it Possible or not?”, где учащиеся определили один из возможных вариантов существования и проживания людей в будущем. Согласно ученым данной группы, летающий город, где все объекты, включая людей, могут парить над землей, может быть одним из решений проблемы перенаселения нашей планеты. В своей работе изобретатели детально разработали устройство и транспортную систему такого города, а также возможные проблемы и способы их устранения. Экологи работали над темой “Modern Technology and Environment: War or Peace?”, где они отметили не только негативное, но и позитивное влияние современных технологий на окружающую среду. В частности, группа ученых отметила, что в то время как ведется работа по созданию безотходных производств, от загрязнения воды и воздуха страдают миллиарды людей по всей планете. Наконец, группа врачей опубликовала журнал “My Health. Modern Technologies: Good or Evil?”, где был рассмотрен ряд вопросов, касающихся вреда и положительных моментов использования новых технологий для нашего здоровья. Другие учащиеся и учителя задавали каждой группе вопросы. Так, например, учащимся было очень интересно узнать мнение группы защитников окружающей среды по поводу всё продолжающегося прогресса, а именно грозит ли он вымиранию человечества. Более того, ученики имели возможность оценить друг друга по критериям, обозначенным на первом этапе работы над проектом.
В конце было проведено анкетирование учащихся, где они получили возможность оценить удовлетворенность своей собственной работой, обозначить, что дало им участие в проекте, какие трудности они испытывали в процессе его выполнения, что понравилось и не понравилось больше всего, а также оставить пожелания и предложения по улучшению проекта и организации работы над ним. Прежде всего, участие в проекте дало основной массе учащихся возможность получить практику английского языка как в устной, так и письменной форме и проявить свои способности, работая в команде. Далее, 7 из 10 учеников отметили вклад проекта в совершенствование навыков поиска, отбора и анализа информации, а также в предоставление возможности творческой реализации. Опыт работы в интернет-пространстве, в том числе создание собственной публикации на сайте www.joomag.com оценили 6 из 10 учащихся. Совершенствование навыков публичного выступления было отмечено 4 из 10, самостоятельная деятельность и возможность оценки результатов своей деятельности – 3 из 10 учащихся соответственно.
На основании полученного практического опыта и данных анкетирования учащихся по завершении проекта сформулируем основные результаты, которых удалось достичь при выполнении данного проекта:
– совершенствование умений письменной речи с помощью сайта www.joomag.com – создание электронной публикации;
– совершенствование монологических умений;
– развитие и совершенствование исследовательских навыков;
– развитие навыков критического, аналитического и творческого мышления;
– реализация принципа дифференциации обучения – возможность выбора темы, формата оформления результатов исследования;
– развитие навыка публичных выступлений;
– знакомство учащихся с совершенно новым для них способом оформления результатов проектной деятельности (сайт www.joomag.com);
– создание аутентичной среды обучения;
– высокий уровень мотивации.
Таким образом, преимущества использования предложенного способа организации проектной деятельности учащихся вполне очевидны; результаты апробации методики также доказывают данное положение. Объединив в себе возможности применения Веб 2.0 технологий и проектного метода в целом, интернет-проекты обеспечивают реализацию основных принципов обучения иностранному языку на современном этапе. Использование интернет-проектов в иноязычном обучении обеспечивает развитие самостоятельной творческой личности и создаёт условия для превращения ученика в активного субъекта учебной деятельности. Отражая личностно-ориентированный подход в обучении, методика организации интернет-проектов может быть легко подстроена под индивидуальные предпочтения и интересы учащихся. Нельзя недооценивать и возможности применения проектов данного типа для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых; с их помощью удаётся сделать процесс совершенствования навыков и умений письменной и устной речи ещё более эффективным.
Предложенная методика может быть успешно использована учителями иностранных языков на старшей и средней ступени обучения и внести вклад в решение проблемы разработки системного подхода к применению информационно-коммуникационных и современных интернет-технологий на уроках английского языка, в том числе для организации проектной деятельности учащихся.
Библиографический список
- Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учеб.-метод. пособие. – М.: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
- Петрищева Н.С. Типология языковых Интернет-проектов // Вестник ТГУ: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2010. – № 8 (88). – С. 60-66.
- Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С.8-20.