ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСТОРАНА НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА

Круглова Анна Юрьевна
Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
студентка факультета Бизнеса

Аннотация
В современных условиях каждому предприятию питания особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям ресторанного бизнеса. Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия питания готовы к ведению конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, маркетинг, общественное питание, оценка конкурентоспособности, принципы маркетинга, ресторан, ресторанный бизнес


IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE RESTAURANT BY THE PRINCIPLES OF MARKETING

Kruglova Anna Yurievna
Plekhanov Russian University of Economics
Student of Faculty of Business

Abstract
In modern conditions, for each catering is especially important to assess properly the market situation to offer an effective means of competition, which, on the one hand, would meet the current market situation in Russia and the tendencies of its development, on the other hand - the features of a restaurant business. The experience of recent years suggests that not all russian enterprises are ready for a competitive struggle.

Keywords: catering, competitiveness, marketing, principles of marketing, restaurant, restaurant business


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Круглова А.Ю. Повышение конкурентоспособности ресторана на принципах маркетинга // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55103 (дата обращения: 29.03.2024).

Рынок ресторанных услуг г. Москвы является высоко конкурентным, что заставляет менеджмент предприятий ресторанного бизнеса постоянно совершенствовать свою деятельность, повышать эффективность производства, укреплять конкурентные позиции, оптимизировать маркетинговую деятельность. Принципы маркетинга и их внедрение в практику деятельности ресторана способны повысить уровень конкурентоспособности [1, с. 50].

Ресторан «Тапчан» является рестораном классической узбекской кухни. Ресторан предлагает своим посетителям вкусные блюда, приготовленные из высококачественных продуктов лучшими узбекскими поварами города Москвы. Традиционная узбекская атмосфера ресторана отражена через уютный интерьер и вежливое обслуживание. Управление рестораном «Тапчан» осуществляется по линейно-функциональному принципу. Меню ресторана «Тапчан», наряду с традиционными блюдами узбекской кухни включает также фирменные блюда от шеф-повара. Повара ресторана «Тапчан» постоянно работают над разработкой новых оригинальных рецептов, чтобы удовлетворить возрастающие требования потребителей. Узбекская кухня неизменно популярна и востребована в Москве. Как это часто случается, визитная карточка кухни – всего несколько блюд (плов, манты, самса, шурпа, чучвара, лагман). В ресторане уделяется большое значение ассортименту напитков в винной карте. Хотя позиции спиртных напитков в узбекской кухне не столь важны, однако современное предприятие питания не может быть экономически эффективным при игнорировании требований рынка [2, с. 6].

Узбекская кухня обладает некоторыми специфическими особенностями: ввиду того, что она более приспособлена для приготовления в домашних условиях, в ресторане существуют некоторые затруднения при предварительной заготовке ингредиентов и быстрой подаче на стол сразу же после приготовления. С другой стороны, преимущества ресторанной узбекской кухни состоят в том, что ингредиенты достаточно недорогие.

Основными конкурентами ресторана «Тапчан» являются рестораны узбекской кухни «Урюк», «Навой», «Чайхана №1».

Нами определена конкурентоспособность цен других предприятий по сравнению с рестораном «Тапчан». Результаты представим в таблице 1.

Таблица 1. Оценка конкурентоспособности ресторанных услуг

Факторы конкурентоспособности

Исследуемые ресторанные услуги

Тапчан

Урюк

Навой

Чайхана №1

Идеальные ресторанные услуги

Полезность блюда

3

3

2

4

5

Художественное оформление блюда

4

4

4

3

5

Наличие системы скидок, карт постоянных посетителей

5

2

1

2

5

Свежесть блюда

2

4

3

4

5

Приятная атмосфера

3

5

4

3

5

Профессиональное вежливое обслуживание

4

4

5

3

5

Время ожидания приготовления блюда

4

3

1

2

5

Красивая посуда

3

4

4

2

5

Вкусовые качества

2

4

3

2

5

Цена

5

5

2

3

5

Индивидуальный подход

1

3

4

2

5

Итого

36

41

33

30

55

Услуги ресторана «Тапчан» более конкурентоспособны, чем у ресторана «Навой» и «Чайхана №1», но менее конкурентоспособны, чем в ресторане Урюк. На основании полученных данных можно сделать вывод, что ресторану «Тапчан» необходимо развивать свои слабые стороны и усиливать преимущества.

С целью оценки конкурентоспособности блюд рассматриваемых ресторанов был проведен экспертный опрос. В исследовании приняли участие 14 экспертов, а также три специалиста, работающие в ресторане «Тапчан». Эксперты анализировали компоненты блюд на предмет соответствия нормам Стандарта предприятия, а также показателям качества. Также в работе были рассмотрены рекламации и жалобы, поступающие от посетителей ресторанов. Определение конкурентоспособности ресторанных услуг по показателям стабильности качества отражено в таблице 2.

Таблица 2. Определение конкурентоспособности ресторанных услуг по показателям стабильности качества

Показатель

Качественная или количественная характеристика показателя

Балльная оценка по 3-балльной шкале

Тапчан

Урюк

Навой

Чайхана №1

Тапчан

Урюк

Навой

Чайхана №1

Число жалоб

-

-

2

2

3

3

1

1

Число рекламаций

-

1

1

-

3

1

1

3

Свежесть и качество используемых компонентов

Высокое

Высокое

Среднее

Низкое

3

3

2

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Средняя

Средняя

Средняя

Высокая

2

2

2

3

Итого

11

9

6

8

Таким образом, как показало исследование, ресторан «Тапчан» лидирует по данным показателям. Ресторанные блюда, приготовленные в «Тапчан» самые конкурентоспособные. Но по показателю соблюдения санитарно-гигиенических норм «Тапчан» уступает ресторану «Чайхана № 1».

Чтобы продукция и услуги на предприятиях общественного питания были конкурентоспособны, необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа по повышению качества. Любое предприятие, желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль, должно уделять большое внимание не только передовым технологиям, квалифицированному персоналу, но и рациональной организации работ по эффективному управлению предприятием с привлечением системы менеджмента качества. [3, с. 43].

Далее был произведен расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества, который показан в таблице 3.

Таблица 3. Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества

Показатель

Балльная оценка, qi

Ранг

пока-

зателя аi

qi * аi

Тапчан

Урюк

Навой

Чайхана №1

Тапчан

Урюк

Навой

Чайхана №1

Число жалоб

1

1

1/3

1/3

0,4

0,4

0,4

0,13

0,13

Число рекламаций

1

1/3

1/3

1

0,3

0,3

0,1

0,1

0,3

Свежесть и качество используемых компонентов

1

1

2/3

1/3

0,2

0,2

0,2

0,13

0,7

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

1

1

1

1,5

0,1

0,1

0,1

0,1

0,15

Сводный индекс конкурентоспособности

1

0,8

0,46

0,65

С помощью параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества удалось преобразовать качественную оценку в количественную. А также удалось определить: от какого из анализируемых предприятий потребители могут ожидать максимального полезного эффекта.


Библиографический список
  1. Киселев В.М., Красюк И.Н., Плющева Л.В Моделирование процесса маркетинговых коммуникаций // Маркетинг. 2010. № 2. С. 50.
  2. Липатова Л.П., Кузьмин М.И., Смелянский Ф.Ф. Популярность напитков: спрос и предложение. // Пиво и напитки. 2014. № 2. С. 6-8.
  3. Липатова Л.П., Никитина П.В. Влияние качества на экономическую эффективность предприятия питания. // Проблемы региональной экономики. 2014. № 26. С. 42-50.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Круглова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация