УДК 33

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СУВЕРЕННЫМИ ФОНДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кипкеев Таулан Муратович
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
магистр «Финансово-экономического факультета»

Аннотация
Целью написание статьи является рассмотрение процесса управления и определение путей повышения эффективности данного управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (суверенных фондов).
Учитывая кризисные явления в мировой экономике связанные с ухудшением геополитических взаимоотношений между Россией и ведущими странами, вылившуюся в полномасштабную санкционную войну - рассмотрение представленной темы является актуальным.

Ключевые слова: ОАО «Российское финансовое агентство», Резервный фонд, суверенные фонды, Фонд национального благосостояния в Российской Федерации


IMPROVED MANAGEMENT OF SOVEREIGN FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kipkeev Taulan Muratovich
Financial University under the Government of the Russian Federation
Master "Finance and Economics Faculty"

Abstract
The aim of the article is the consideration of the management process and identify ways of improving the efficiency of the management of Reserve Fund and national welfare Fund (sovereign wealth funds).
Given the crisis in the world economy associated with the deterioration of the geopolitical relationship between Russia and the leading countries, which resulted in a full-scale sanctions war - the consideration of the topic is relevant.

Keywords: JSC "Russian financial Agency", national welfare Fund in the Russian Federation, Reserve Fund, sovereign wealth funds


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кипкеев Т.М. Повышение эффективности управления суверенными фондами Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53324 (дата обращения: 04.10.2017).

Создание ОАО «Российское финансовое агентство» как инструмента повышения эффективности управления средствами российских суверенных фондов

Создание такой специализированной финансовой организации, как ОАО «Российское финансовое агентство» сопряжено с целым рядом сложностей. Такого рода трудности возникают в том числе и в связи с тем, что подобного рода организация создаётся в нашей стране впервые и, поэтому, должно быть чёткое регламентирование всех сторон её деятельности.

Решение о создании указанной структуры было принято ещё до разразившегося в 2008 году финансового кризиса. Однако законопроект о создании Российского финансового агентства[1] был разработан не к осени 2011 года, как ожидалось, а лишь к сентябрю 2012, когда он был внесён в Государственную думу Российской Федерации.  Указанный законопроект был принят Государственной думой при рассмотрении в первом чтении, однако требовал значительных поправок.

Целью создания Российского финансового агентства является управление средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а также рыночной частью государственного долга России.

Реализация указанной цели предполагается через выполнение функций по:

  • Размещению и учёту государственных финансовых активов Российской Федерации, включая средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • Размещению, выкупу, обмену, обслуживанию, погашению и учёту государственных долговых обязательств Российской Федерации по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации.

Кроме указанных функций ОАО «Российское финансовое агентство» может выполнять функции по размещению и учёту средств пенсионных накоплений граждан Российской Федерации.

Предложения по повышению эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации

Говоря об эффективности от управления средствами российских суверенных фондов, следует отметить следующее. Эффективность от управления может быть рассмотрена со следующих позиций:

1 с точки зрения используемой инвестиционной стратегии;

2 с точки зрения доходности от такого управления;

3 с точки зрения ликвидности вложенных в разрешённые финансовые активы средств фондов (достижения целей).

По состоянию на 2014 год, доходность от управления средствами фондов оценивается как невысокая, что связано с малым количеством используемых на практике финансовых активов, в которые вкладываются средства фондов. Доход от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния рассчитывается Министерством финансов Российской Федерации накопительным итогом с начала месяца. Так, за период с 15 января по 30 апреля 2014 года совокупная расчётная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Центральном банке Российской Федерации составила 5,73 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств за тот же период составила положительную величину 53,79 млрд. рублей[2].

Что же касается средств Фонда национального благосостояния, то совокупная расчётная сумма дохода от размещения средств за тот же самый период составила 4,43 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах в совокупности составила 42,87 млрд. рублей[3].

Сопоставляя доход за указанный период с совокупным объёмом средств фондов, получаем следующие данные. Доходность от управления средствами Резервного фонда за период с 15 января по 30 апреля 2014 года составляет 2,24 % от совокупного объёма средств фонда. Доходность от управления средствами Фонда национального благосостояния за тот же анализируемый период составляет 1,7% от совокупного объёма средств фонда. Таким образом, данные показатели доходности оцениваются как невысокие.

Таким образом, в мире суверенные фонды ведут свою историю от 1953 года. С 1950-х годов и до сегодняшнего момента их значение возросло в связи со значительными объёмами инвестиций, которые исходят от них в настоящее время. Общее количество суверенных фондов в настоящее время насчитывает 67, что свидетельствует об их признании во многих странах мира.

Существуют различные терминологические определения суверенных фондов, а также  их классификации. При попытке самостоятельного определения понятия суверенных фондов, приходим к тому, что суверенные фонды – это фонды, которые создаются государством из определённого круга источников и используются в целях сглаживания неблагоприятных ситуаций в экономике страны, для выполнения государством своих социальных обязательств, а также пополнения средств фонда путём эффективного управления его средствами.

Существует также целый ряд классификаций суверенных фондов. при этом наибольшее значение имеет классификация, которая подразделяет суверенные фонды на товарно-сырьевые и несырьевые. Среди функций, выполняемых суверенными фондами благосостояния можно выделить следующие: накопительная, распределительная, инвестиционная и социальная.

Регламентирование деятельности суверенных фондов может закрепляться законодательно. Кроме того, на межгосударственном уровне создана Международная рабочая группа, которая занимается вопросами, касающимися деятельности суверенных фондов благосостояния. Данной организацией были разработаны «Принципы Сантьяго», которые служат регулятором деятельности суверенных фондов на межгосударственном уровне.

По организационно-правовой форме суверенные фонды могут быть созданы в качестве юридического лица или без образования такового.

Также актуальным является вопрос о транспарентности суверенных фондов. Транспарентность оценивается по 10 критериям, которые представлены в приложении 1. Соблюдение всех критериев демонстрирует наивысший уровень прозрачности деятельности того или иного суверенного фонда.

Институциональная структура управления суверенными фондами предполагает наличие собственника, стратегического управляющего и оперативного управляющего средствами фонда. Кроме того могут быть созданы консультативные структуры и наблюдательные советы, которые обладают своими полномочиями в ходе управления средствами фондов.

Выбор инвестиционной стратегии осуществляется стратегическим управляющим и состоит из ряда этапов. Сами инвестиционные стратегии могут быть сведены к видам: консервативная, основанная на прямых инвестициях, основанная на портфельных инвестициях.

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были образованы 30 января 2008 года путём разделения существовавшего ранее Стабилизационного фонда. Динамика совокупного объёма средств Резервного фонда имеет разнонаправленный характер, что связано с кризисными явлениями в экономике нашей страны.

Основной целью Резервного фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Совокупный объём средств Резервного фонда, равно как и средств Фонда национального благосостояния,  подлежит учёту на четырёх счетах (рублёвое, в долларах США, евро и фунт стерлингов), открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации. Однако, существует небольшая особенность в учёте средств Фонда национального благосостояния, которая заключается в том, что 25% от общего объёма его средств расположены на депозитах во Внешэкономбанке, что связано с мерами по поддержке финансовой системы Российской Федерации. Данные меры связаны с предоставлением субординированных кредитов, поддержкой малого и среднего предпринимательства, а также с долгосрочным кредитованием ОАО «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию».

Доходами от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются проценты, которые начисляются на депозиты по учёту средств фондов.

Ежедневное изменение сумм средств фондов прослеживается путём расчёта так называемого индекса. Параметры его определяются раз в квартал, а изменения прослеживаются ежедневно как Министерством финансов, так и Центральным банком. Составление индекса происходит с использованием информации, которая находится в информационно-аналитической системе Блумберг «Bloomberg» с соблюдением законодательно установленных требований к финансовым активам.

Что же касается средств Фонда национального благосостояния, то они используются в настоящее время для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан путём удовлетворения заявок, поступающих из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если говорить о создании в нашей стране специализированной финансовой организации в форме ОАО «Российской финансовое агентство», то следует отметить, что данная мера сопряжена с рядом положительных и отрицательных моментов, которые необходимо рационально сбалансировать.

И, наконец, подводя итог и переходя к эффективности управления средствами российских суверенных фондов, хочется отметить следующее. Мерами, повышающими эффективность управления, могут служить:

1 использование всего перечня предусмотренного законодательством финансовых активов, в которые разрешено вкладывать средства суверенных фондов путём создания ОАО «Российское финансовое агентство»;

2 усиление подразделений Министерства финансов Российской Федерации, которые будут осуществлять управление средствами фондов;

3 создание в Министерстве финансов  Российской Федерации независимого Консультативного совета, решения которого будут носить исключительно рекомендательный характер;

4 изменение состава валют и валютной структуры вложения средств;

5 повышение транспарентности деятельности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

6 участие Министерства финансов Российской Федерации в международных инициативах в ходе деятельности по управлению средствами суверенных фондов.


[1] Проект федерального закона №137443-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой Правительством Российской Федерации»

[2] По данным официального сайта Министерства финансов Российской Федерации

[3] По данным официального сайта Министерства финансов Российской Федерации


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ.
  3. «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
  4. «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 гг.».
  5. Федеральный закон от 30.12.2001  №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002год».
  6. Федеральный закон от 30.09.2010 №245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Лебединская Е. Роль нефтегазовых фондов в России // Вопросы экономики. – 2012.-№3. – С. 98-119.
  8. Цвирко С.Э. Анализ функционирования суверенных фондов в условиях финансового кризиса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2010 . – №15(39). – С. 27-33.
  9. Данилина М.В. Суверенные фонды благосостояния – крупные институциональные инвесторы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2011 . – №16(109).- С. 58-74.
  10. Дораев М.Г. Суверенные фонды как субъекты международного рынка капиталов (правовые аспекты) // Московский журнал международного права – 2012. №1 С. 229-240.
  11. Кудрин А. Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики- 2006. №2 С. 28-45.
  12. Казакевич П.А. Организационные аспекты деятельности суверенных фондов благосостояния // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс] – Электрон. журн. – М., 2009. – № гос. регистрации 0420800008.


Все статьи автора «Кипкеев Таулан Муратович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: