УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТУДЕНТА-АРХИТЕКТОРА. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Никонова Елена Равильевна1, Никонов Илья Викторович2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель, кафедра «Градостроительство», занимается вопросами исследования социального проектирования как фактора, повышающего качество профессиональной подготовки архитекторов в вузе
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистрант 1 –го года обучения по направлению 270100.68 «Архитектура», занимается проектно-аналитической работой по проектированию спортивных сооружений для технических видов спорта

Аннотация
Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора – это совокупность блоков научно-педагогических деятельностей преподавателя вуза (целевого, содержательного, результативно-оценочного), нацеленных на выполнение социального заказа потенциального работодателя по подготовке высококвалифицированных кадров для реализации национальных проектов в части владения компетентностью социального проектирования. В данной статье рассмотрен содержательный блок модели.

Ключевые слова: комплекс организационно-педагогических условий, педагогические принципы и методы формирования компетентности социального проектирования, социальное проектирование, теоретическая модель


THE THEORETICAL MODEL OF FORMATION COMPETENCE BY THE SOCIAL DESIGNING FOR AN ARCHITECTURE STUDENT. SUBSTANTIAL BLOCK

Nikonova Elena Ravil’evna1, Nikonov Il’a Viktorovich2
1Penza State University of Architecture and Construction, Senior Lecturer of the Department “City Construction”, deals with the study of social planning as a factor that improves the quality of professional training of architects in the University.
2Penza State University of Architecture and Construction, student of the 1st year of study of "Architecture" (270100.68), engaged in the design and analytical work on the design of sports facilities for technical sports

Abstract
The theoretical model of formation of competence of social design of the student architect is a set of blocks of the scientific and pedagogical deyatelnost of the teacher of higher education institution (target, substantial, productive and estimated) aimed at implementation of the social order of the potential employer on preparation of highly qualified personnel for implementation of national projects regarding possession of competence of social design. In this article the substantial block of model is considered.

Keywords: complex of organizational and pedagogical conditions, pedagogical principles and methods of formation of competence of social design., social design, theoretical model


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р., Никонов И.В. Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. Cодержательный блок // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53203 (дата обращения: 02.06.2017).

При изучении процесса формирования компетентности социального проектирования в архитектурно-строительном вузе нами была разработана, апробирована и внедрена теоретическая модель. Студент-архитектор выступал в качестве субъекта педагогического процесса. В предыдущей статье «Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. Целевой блок» мы обосновали, что целевой блок заявленной теоретической модели представляет осознание цели и задач подготовки архитекторов с учетом социального заказа и требований ФГОС ВПО 3 поколения к уровню этой подготовки, определение принципов, как реальных или предполагаемых закономерностей процесса подготовки. Мы обосновали ранее сущность и необходимость учета социального заказа на подготовку специалистов-архитекторов, владеющих компетентностью социального проектирования.

Формируя компетентность социального проектирования мы задействовали дисциплину «Реализация национальных проектов РФ».

Важно понять, почему мы предлагаем именно ее в качестве базовой? Как другие учебные предметы в области архитектурного образования решают проблему социального проектирования как компетентности?

Учебное социальное проектирование эффективно осуществляется в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ». Это, безусловно, творческое проектирование, т.к. попытка решения будущими архитекторами некоторых социальных проблем нашей страны происходит с применением профессиональных знаний, с внесением авторского проектного предложения по созданию социально значимых объектов. Будущие архитекторы не только «прописывают» социальные составляющие своего проекта, но и предлагают, пусть пока на уровне идеи (клаузурного решения), свой вариант профессионального участия в нем.

Разносторонний анализ учебно-методических комплексов дисциплин гуманитарного блока («Политология», «Социология», «История отечества» и т. п.) и междисциплинарных связей показал, что изучение этих курсов дает архитекторам всего лишь общее понятие о социальных процессах в нашей стране. Эти дисциплины не обучают социальному проектированию и не ориентированы на профессию архитектора.

Например, дисциплина гуманитарного блока «Социология» не ставит перед собой цель дать студентам архитектурного факультета знания основ социального проектирования с применением профессиональных знаний. В результате освоения дисциплины «Социология» обучающийся должен:

1) Знать: закономерности социальных явлений и процессов, основные теории происхождения и развития закономерности развития общества, его нормы и ценности; этапы развития цивилизации, основы социологии и демографии.

2) Уметь: учитывать гуманитарные знания и социальные навыки в профессиональной деятельности, в том числе: вести дискуссию, публично представлять результаты работы; учитывать гуманитарные знания в профессиональной деятельности; пользоваться навыками стратегического и оперативного планирования.

3) Владеть: методами анализа, воспроизведения и восприятия информации, синтеза, классификации и систематизации (общенаучными и специальными методами социологии); основами гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования градостроительной политики и разработки программ градостроительного развития территории.

В перечисленных знаниях, умениях, владениях недостаточно информации о том, что студенты архитектурной специальности должны не только знать теорию социального проектирования, но и уметь разрабатывать социальные проекты, применяя при этом свои профессиональные знания.

Это позволяет нам утверждать, что профессиональная подготовка архитекторов нуждается в адаптации гуманитарного блока учебных дисциплин к профессии архитектора. Но здесь опять возникает проблема: преподаватели этого комплекса дисциплин не знают основ архитектурного проектирования. В результате им сложно, а порой и не возможно, адаптировать дисциплины гуманитарного комплекса к профессиональным особенностям архитектурных специальностей. Таким образом социальная подготовка будущих архитекторов не получает профессиональной направленности.

В учебном плане архитекторов имеется дисциплина «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования» (код дисциплины СДА.03). Ее цель − ориентация студентов на решение социальных проблем при проектировании архитектурных объектов, овладение необходимыми знаниями и методами предпроектных исследований социальных потребностей населения, семей и каждой личности в отдельности и приобретение умений по учету полученных данных в проектных решениях.

Дисциплина состоит из двух частей, каждая из которых представлена самостоятельной подпрограммой:

  1. Социальные основы архитектурного проектирования.
  2. Экологические основы архитектурного проектирования.

Она знакомит студентов с особенностями поведения личности в пространстве, социально-демографическим параметрам семьи, населения в целом и социальными основами формирования расселения, городов, системы обслуживания и жилищного фонда. Основные задачи этого курса состоят в снабжении студентов теоретическими знаниями. При этом отсутствует практическая направленность курса. Знания, приобретенные при изучении этого курса, далеко не всегда получают практическое применение. В результате изучения дисциплины «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования» архитекторы не получают должной подготовки к профессиональной деятельности, так как отсутствует деятельностная составляющая.

Поскольку приобретение навыков социального проектирования для архитекторов четко заявлено в требованиях к их уровню подготовки (ФГОС ВПО 3 поколения), делаем вывод, что ни одна из изучаемых архитекторами дисциплин не дает в полной мере таких знаний, следовательно, профессиональная подготовка архитекторов без освоения социального проектирования малоэффективна.

Для решения этой проблемы в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» в 2007 году была введена дисциплина «Реализация национальных проектов РФ», которая преподается, в том числе, и на архитектурном факультете в качестве регионального компонента.

Содержание дисциплины предполагает профессиональную подготовку студентов в ходе освоения социального проектирования в вузе, потому что будущие архитекторы должны осознавать социальные проблемы страны и, обладая социально-проектным мышлением, участвовать в их решении в рамках выбранной профессии. Реализация почти каждого национального проекта страны ведет к проектированию и строительству центров высоких медицинских технологий, современных больниц, школ, доступного и комфортного жилья, как в городе, так и на селе. Выпускники архитектурного факультета должны уметь создавать социальные проекты и участвовать в их реализации полученными профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Под профессиональной подготовкой архитекторов в рамках данной дисциплины понимается их готовность к инициативной и целенаправленной творческой деятельности, ведущая к положительным изменениям жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую жизнь и среду в рамках выбранной профессии. По сути это точка зрения молодежи на создание нового стиля архитектуры России, а значит, в строительных вузах выявлена острая необходимость подготовки современного кадрового резерва молодых архитекторов, ориентированных на социальный заказ и готовых своей профессией к участию в позитивных социальных преобразованиях.

Включение в модель нашего исследования данной дисциплины – это попытка научного обоснования решения проблемы разработки ее учебно-методического обеспечения, ориентированного на освоение архитекторами социального проектирования в вузе.

Как свидетельствует практика, знания, навыки, умения, профессиональные и личностные качества будущих специалистов не могут быть развиты в достаточном объеме, пока не будет организован целостный педагогический процесс, учитывающий организационно-педагогические условий его осуществления. Научно-педагогический анализ процесса освоения архитекторами социального проектирования в вузе показывает, что он должен быть связан с формированием мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Описание содержательного блока модели, а именно целостного педагогического процесса, логично дополнить еще одним необходимым компонентом процесса освоения социального проектирования архитекторами в вузе – организационно-педагогическими условиями. Их реализация позволит обеспечить повышение качества профессиональной подготовки архитекторов.

Под педагогическими условиями профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования как компетентности в вузе мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в вузе, от реализации которых непосредственно зависит процесс подготовки специалистов такого уровня.

При выявлении комплекса педагогических условий эффективной профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе мы учитывали социальный заказ общества, степень разработанности этой проблемы в научно-методической литературе, критерии и уровни профессиональной подготовки таких специалистов с опорой на ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный подходы.

Комплекс таких условий включает:

Организационно-педагогические воздействия:

−                   выявление для архитекторов значимости гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования;

−                   включение студентов в отношения с людьми и социальными институтами в экономической, политической, материальной, духовной, творческой и других сферах деятельности;

−                   приобретение и улучшение навыков самостоятельной работы в ходе выполнения студентами-архитекторами авторских социальных проектов;

−                   обеспечение архитекторов системой знаний, которая позволяет осуществлять профессиональную подготовку в ходе освоения социального проектирования в вузе более эффективно;

Психолого-педагогические воздействия:

-                   установка на самореализацию и самоактуализацию в ходе социального проектирования с применением профессиональных качеств архитектора;

-                   системно-деятельностное ориентирование на взаимодействие педагога и студентов в ходе освоения учебного социального проектирования;

-                   применение совокупности педагогических действий, учитывающих индивидуально-личностные особенности студентов;

Учебно- методические воздействия:

-                   составление ведущим педагогом учебно-методического обеспечения дисциплины “Реализация национальных проектов РФ”;

-                   создание учебного пособия для этой дисциплины;

-                   применение инновационных подходов в оформлении мультимедийных презентаций и видеороликов на авторский студенческий социальный проект в программах Microsoft Office Power Point и Microsoft Movie Maker.

Реализация комплекса организационно-педагогических условий позволит эффективно готовить архитекторов к профессии в ходе освоения социального проектирования в вузе, так как позволит:

-                          в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» сформировать у архитекторов ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования в вузе; дать студентам установку на самореализацию и самоактуализацию, помогла выявить значимость гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования;

-                          качественно улучшить когнитивную структуру личности студентов архитектурного факультета: приобретение опыта освоения системы знаний о реализации приоритетных социальных направлений в РФ и знаний основ социального проектирования;

-                          сформировать у архитекторов базовые (социально-личностные) компетенции: персональную, коммуникативную, учебно-познавательную, инновационно-информационную, профессиональную;

-                          путем взаимодействия педагога и студентов и, кроме того, включение будущих архитекторов в социальные отношения, сформировать умения и навыки архитекторов по социальному проектированию с применением профессиональных знаний в области архитектуры.

Комплексность педагогических условий состоит в том,  что:

-                    без реализации педагогического воздействия у архитекторов не смогло бы само собой сформироваться устойчивое ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования в вузе;

-                    без освоения знаний в области архитектурного проектирования и основ социального проектирования, знаний о реализуемых в стране приоритетных национальных проектах не возникло бы становление ценностей и обозначение мотивов для конструирования желаемых состояний будущего с проектированием зданий социального назначения;

-                    без закрепления на деле осознанно мотивированных знаний и умений, мы имеем в виду авторское социальное проектирование, нам не удалось бы добиться столь эффективного результата – высокопрофессиональной подготовки архитекторов, призванных гармонизировать окружающий мир и ориентированных на современный заказ общества. Это доказывать необходимость и достаточность предложенной части модели, определяющей роль и место организационно-педагогических условий.

Важно добавить их существенные компоненты:

1. Кадровое, материальное и информационное обеспечение.

2. Преемственность и непрерывность в учебной работе.

3. Использование разнообразных методов средств, форм обучения, авторской модели.

4. Эффективная обратная связь с социальным заказчиком.

Неотъемлемым условием качественного обеспечения целостного педагогического процесса является соблюдение ряда принципов, составляющих базу для реализации поставленной в модели нашего исследования цели. Ее структуру составляют следующие группы принципов:

  • основополагающие дидактические принципы;
  • принципы воспитания;
  • принципы теории социального проектирования;
  • принципы деятельностного подхода.

Дидактические принципы были сформулированыв 17 веке великим педагогом Я.А. Коменским. Они отражают основные закономерности функционирования процесса обучения [1]. В настоящее время в педагогике под принципами понимается определенная система исходных требований, норм к процессу воспитания, выполнение которых обеспечивает его эффективность.

В дидактике высшей школы нельзя достичь однозначности трактовки принципов обучения. Однако можно попытаться выяснить сущность традиционных принципов высшей школы. Мы осуществим эту попытку применительно к высшему архитектурному образованию.

В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [2].

Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору новых форм и методов, стимулированию, планированию и анализу результатов.

Выделим группу принципов, которые являются принципами высшей школы и, несомненно, помогают достигать поставленных педагогических целей в освоении архитекторами социального проектирования в вузе:

Принцип сознательности и активности. При его осуществлении осознанная познавательная активность студентов архитектурного факультета в ходе освоения социального проектирования является важнейшим фактором не только обучения, но воспитания в высшей архитектурно-строительной школе [3].

Принцип наглядности обучения. Групповые просмотры презентаций и видеороликов авторских социальных проектов с последующим обсуждением позволяют эффективно формировать у студентов архитектурного факультета профессиональный вкус, шрифтовые навыки, умения колористических оформлений. Это позволит будущим архитекторам на деле доказать свою социальную профессиональную значимость.

Принцип систематичности и последовательности. Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ» дает будущим архитекторам систему знаний в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем логичнее составлена программа курса: от ценностей и мотиваций, через когнитивный компонент и формирование базовых компетенций к профессиональному участию в авторском студенческом социальном проектировании. Кроме этого нужно учитывать, что настоящий учебный курс является элементом в системе остальных учебных курсов профессионального цикла.

Принцип прочности знаний. Если будущие архитекторы поймут ценность преподаваемого материала по основам социального проектирования, создадут свой авторский социальный проект, приобщатся к судьбе своей отчизны, проявят свою сопричастность к проблемам родины, целенаправленно профессионально поучаствуют в позитивных изменениях социума (пусть пока виртуально, хотя не исключено волонтерское движение), то все эти действия примут характер прочных знаний и обязательно принесут положительные результаты в их дальнейшей жизни и карьере. Кроме этого существуют специальные методические приемы обучения – лекции, беседы, дискуссии т.д., которые повышают эффективность усвоения изучаемого материала.

Принцип доступности обучения. Он вытекает не только из возрастных закономерностей, но еще и из уровня базовых знаний и умственных возможностей студенческого возраста. Студентам 3 курса, изучающим дисциплину «Реализация национальных проектов РФ», достаточно несложно освоить когнитивный компонент дисциплины и осознанно перейти к авторскому социальному проектированию.

Принцип научности. Этот принцип обеспечен самим содержанием дисциплины, его соответствием уровню социального и научно-технического прогресса, освоением межпредметных навыков, плавным переходом по нарастающей от теории к творческой профессиональной деятельности, направленной не только на формирование социально-проектного мышления, но и на улучшение и гармонизацию жизни социума. Он поддерживается использованием новейших научных достижений в области архитектуры, социального проектирования и разработанной методики обучения.

Принцип связи теории с практикой состоит в том, что чем с большей тщательностью и заинтересованностью студенты архитектурного факультета анализируют социальные проблемы общества, тем больше возникает мотиваций к освоению социального проектирования с целью внесения положительных изменений в жизнь социума. [4].

Педагогическая наука опирается на принципы обучения и воспитания. В нашем исследовании мы придерживаемся принципов обучения и воспитания, сформулированных П.И. Пидкасистым. Принцип – положение, которому присуща высокая степень обобщения, иначе он не может быть реализован в рассматриваемых педагогических ситуациях, которые насыщены новыми событиями и по своей сути уникальны. Принципы по П.И. Пидкасистому составили основу принципов в описываемой модели и были нами изложены применительно к высшему архитектурному образованию[5].

Принципывоспитания:

  1. Подход к каждому студенту.
  2. Воспитание, формируемое в ходе деятельности.
  3. Высокая требовательность к студентам не затрагивает их личного достоинства, а, напротив, поощряет индивидуальный подход к каждому.
  4. Поиск положительных качеств в каждом и в группе и опора на них при воспитании.

Количество принципов в трактовке Пидкасистого П.И. при максимальном обобщении небольшое:

−                   ориентация на ценности и присущие им свойства;

−                   принцип субьектности;

−                   принцип целостности [5].

В теории социального проектирования выделяется 8базовыхпринциповсоциальногопроектирования. В нашем исследовании они могут иметь следующее прочтение:

1. Принцип освоения обществом новых ценностей и норм деятельности. В процессе освоения социального проектирования подготовка архитекторов в вузе идет по шкале «ценности мотивации – ценности знаний – ценности владения умениями – ценности деятельности (творческого самовыражения)».

2. Принцип саморазвития. Современный социум испытывает потребность в саморазвитии. Реализация в нашей стране приоритетных национальных (социальных) проектов доказывает это. Общество не стоит на месте, все время развивается. Его развитие, в том числе, зависит от участия в позитивных творческих преобразованиях архитекторов, подготовленных к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе. Их деятельность направлена на гармоничное творческое преобразование среды, а социальное проектирование в данном случае является условием развития, востребованным открытым для изменений обществом.

3. Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новейших направлений развития общества, тех, которым государство ранее не уделяло внимания или уделяло недостаточное внимание. Способность архитекторов в ходе освоения социального проектирования самостоятельно чувствовать, анализировать, позитивно изменять эти направления развития социума указывает на высокую культуру личности, общества и государства в целом. Соблюдение принципа социальной ответственности поможет архитекторам в профессиональной деятельности понимать значимость современных зданий и сооружений социального назначения, их многофункциональность и направленность на улучшение проектируемых сторон жизни соотечественников.

4. Принцип социальной компетентности. Социальное проектирование призвано развивать у архитекторов критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. Однако нельзя забывать и о социально-личностных компетенциях как совокупности компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом (персональную или индивидуальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную). Показателем социальной компетентности архитекторов является собственно профессиональная деятельность, направленная на улучшение жизни социума, на качественные изменения архитектурного облика российских городов, на возрождение новым поколением архитекторов культурного облика нашей страны [6].

5. Принцип непрерывного образования населения. Человек, проектирующий будущее, ощущает потребность в новых знаниях и умениях. Получая новые знания, умения и навыки в процессе освоения учебного социального проектирования в ходе изучения дисциплины “Реализация национальных проектов РФ”, архитекторы не только готовятся к профессиональной деятельности, они дополнительно получают знания, умения и навыки в области социологических наук. В итоге они готовы и к профессиональной деятельности, и к социальной, и к волонтерской и т.д. Это означает, что их профессиональная подготовка более эффективна, а значит, они более гибко смогут приспособиться к постоянно изменяющимся условиям труда и потребностям общества, на благо которого будут работать.

6. Принцип согласования целей и интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность архитекторов к освоению социального проектирования в вузе и к согласованию на мотивационном, когнитивном и деятельностном уровнях своего видения ситуации с интересами современного социума.

7. Принцип открытости будущему предполагает развитие способности архитекторов в процессе социального проектирования как к объединению вокруг стратегии развития общества, так и к формированию умения самостоятельно предлагать новые решения социальных проблем в ходе профессиональной деятельности.

8. Принцип автономности сообщества выделяет некоторое сообщество людей, в нашем случае объединенных творческой профессией – архитекторов. Архитекторы обязаны соблюдать нормы социальной справедливости, так как своей профессиональной деятельностью гармонизируют пространство, иными словами приводят его в надлежащее современному социальному заказу состояние.

Адаптированные к дисциплине «Реализация национальных проектов РФ» принципы деятельностного подхода трактуются следующим образом:

1)                 принцип мотивационного подхода к освоению социального проектирования;

2)                 принцип авторского студенческого социального проектирования, конструирования и создания ситуации, способной вызвать сопереживание, участие, сопричастность;

3)                 принцип нравственного обогащения, усиления и углубления развития студента архитектурного факультета с целью развития у него неравнодушного отношения к социальным проблемам отечества;

4)                 принцип результативности студенческого социального проектирования (наряду с целями, задачами, финансированием, сроками реализации, студенты-архитекторы обязательно «прописывают» ожидаемые результаты проекта и свое личное профессиональное участие в создаваемом проекте).

В настоящем исследовании все выделенные группы принципов выступают как одни из условий качественной подготовки студентов-архитекторов в рамках учебной дисциплины «Национальные проекты РФ»

С точки зрения форм, методов и средств обучения будущих архитекторов важно понимать, что социальное проектирование изучается архитекторами с целью познания проектных технологий, которые уже давно применяются во всех цивилизованных странах. Проектная социальная деятельность – это воздействие человека, как субъекта социальной активности, на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели [7, 8]. Она представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект – особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме [9]. Социальное проектирование это не столько технология достижения ожидаемого (прогнозируемого) результата в социальной сфере, но и, что особенно важно, укрепление в социальной практике проектного мышления.

Для эффективного обучения архитекторов социальному проектированию наряду с традиционными методами обучения проектированию (лекции, практические занятия, индивидуальные консультации, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, наблюдение, дискуссия, анкетирование, тестирование) мы предлагаем ярко выраженную их составляющую – архитектурное творчество студентов направленное на улучшение качества жизни социума через гармонизацию окружающего пространства.

Кроме того, реализация каждого из выделенных подходов должна осуществляться с использованием следующих методов формирования компетентности социального проектирования:

−                   метод матрицы идей — когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Такой прием принято применять в случае ограниченных возможностей (в нашем случае – ограничение часов курса «Реализация национальных проектов РФ»);

−                   метод вживания в роль − помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто прогнозирование, а стремление глубже понять, как будет реализован социальный проект, и каков может быть личный вклад архитектора в создание проекта своими профессиональными знаниями. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей. Будущий архитектор должен стремиться к гармонизации пространства, а это достигается лучше, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;

−                   метод аналогии, который является общенаучным и логическим методом. На основе сходства свойств, признаков и отношений студенты-архитекторы формулируют предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у нового явления, которое выступает объектом проектирования. Например, если в предлагаемом проектном решении идет речь о необходимости создания центра социализации, адаптации, гармонизации какого-либо социального явления, асоциальных людей, то этот метод поможет решить как функциональное зонирование, так и внешний вид здания по аналогии с ранее созданными подобными зданиями, учреждениями и сооружениями, но на более сложном уровне;

−                   метод ассоциациинеудовлетворенность существующей практикой при подготовке проекта диктует необходимость принятия нового решения. Например, в послевоенное время, когда страна восстанавливала разрушенное хозяйство, требовалось наладить массовое жилищное строительство. Реальным выходом из создавшегося положения стали так называемые «хрущевки». Они есть в нашей стране и по сей день. Однако современное социальное жилье не должно выглядеть так убого и быть таким некомфортным. Ассоциации должны подсказать будущим архитекторам, что современное социальное жилье, социальная архитектура в целом тоже призвана гармонизировать окружающий мир и делать его максимально удобным для человека. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют найти разнообразные и наиболее эффективные способы создания и изменения объектов архитектуры. Они учитывают не только формы, но и содержательные элементы (конструктивные решения, функциональное зонирование, удобство интерьеров, новые отделочные материалы и т.п.). Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;

−                   метод мозгового штурма— связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Вовлечение студенческой аудитории в мозговой штурм (например, при обсуждении выбора темы авторского студенческого социального проекта будущими архитекторами) позволяет из бесконечного разнообразия высказанных идей аккумулировать для разработки одну наиболее весомую и важную как для социума, так и для студента;

−                   метод синектики − согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Например, два разных социальных студенческих проекта, поднимающие задачи улучшения жизни студенчества – «Создание совершенной материальной базы для архитектурных факультетов с отдельно выделенным многофункциональным выставочным залом» и «Организация зарубежных практик с целью наиболее обширного изучения иностранного опыта архитектурного проектирования», рассматриваются самостоятельно, отдельно друг от друга, хотя, безусловно, связаны между собой одной идеей – инновационного улучшения учебного процесса и модернизации высшего архитектурного образования [10].

Мы полагаем, что именно эти методы организации учебно-проектной деятельности приведут к достижению социально значимого результата в установленные учебные сроки посредством заранее определенной последовательности разработанных этапов и реализации предложенной идеи (клаузурный проект здания или сооружения, реклама, дизайнерская разработка и т.п.).

Итак, мы осветили содержательный блок теоретической модели формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора в архитектурно-строительном вузе. В следующей статье нами будет рассмотрен оценочно-результативный блок.


Библиографический список
  1. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст]/ Я.А. Коменский// Избр. Пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 271.
  2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. [Текст]/ В.И. Андреев //— Казань, 2000. — 600 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И.Божович//– М., 1968. С.15.
  4. Никонова, Е.Р., Никонов И.В. Реализация системы принципов в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Текст]/ Е.Р. Никонова, И.В. Никонов// Проблемы и перспективы развития строительной отрасли. Сборник научных трудов международной научной конференции (23-25 ноября2013 г.).
  5. Пидкасистый, П. И. “Педагогика” Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/ П.И. Пидкасистый// –М.: Педагогическое общество России, 1998.
  6. Тарасова, Е.Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании[Электронный ресурс] ipk.admin.tstu.ru/deyat/obl_mer/konf/kultura_gumanitariya08/tarasova.doc Обращение 2.11.2014.
  7. Загвязинский, В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого [Текст]/ В.И. Загвязинский // – Москва: Педагогическое общество России, 2002. 160 с. (авт.- 40 с.).
  8. Знанецкий, Ф.В. Исходные данные социолога [Текст]/ Ф.В. Знанецкий// Американская социологическая мысль // М ., 1994.
  9. http://socioline/ru/_seminar/library/plotinsky/plot_131.php [Электронный ресурс] Обращение 12.09.11.
  10. Никонова, Е.Р. Методы социального проектирования для архитекторов [Текст]/ Е.Р. Никонова// Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», №12(32), Декабрь 2013.


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: