УДК 172.16:378+82-83

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Федотова Людмила Федоровна
Ухтинский государственный технический университет
доцент кафедры философии и методологии образования

Аннотация
Статья посвящена изучению значения гуманитарного аспекта в образовании в процессе формирования социокультурных качеств современного специалиста. Автором выявлены ключевые проблемы становления гуманитарных направлений образования в условиях современных требований рынка. Также в работе раскрыты основное значение и факторы развития гуманитарного образования в современной системе обучения специалистов различных направлений подготовки, указаны перспективы совершенствования системы образования в направлении гуманитаризации и диалогового общения.

Ключевые слова: гуманитаризация, диалог, общение, перспективы развития образования., современное образование


HUMANIZATION OF EDUCATION AND DIALOG COMMUNICATION AS NECESSARY CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF QUALITY SYSTEMS TRAINING SPECIALIST

Fedotova Lyudmila Fedorovna
Ukhta State Technical University
assistant professor of philosophy and methodology of education

Abstract
The article is devoted to the study of the values of the human dimension in educa-tion in the process of socio-cultural qualities of the modern professional. The author reveals the key problems of formation humanities education in a modern market requirements. As disclosed in the basic meaning and factors of development of liberal education in the modern system of training of specialists in various areas of training are given the prospects for improving the education system in the direction of humanization and dialog communication.

Keywords: communication, contemporary education, development prospects of education, dialogue, humanization


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федотова Л.Ф. Гуманитаризация образования и диалоговое общение как необходимые условия развития качественной системы обучения специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51792 (дата обращения: 04.06.2017).

С конца прошлого столетия мир претерпевает колоссальные геополитические изменения. На картах появляются новые государства, возникают новые экономические и политические формации. Соответственно обществу требуются профессионалы с новыми подходами и отношениями к действительности. Профессиональные знания необходимы для функциональной адаптации человека к социуму. Задача вузов, в связи с модернизацией высшего образования, подготовить профессионально компетентного специалиста, специалистов в своём деле. Поэтому, глобальной проблемой подготовки профессионала нового поколения становится целостность подготовки будущего специалиста в системе высшего профессионального образования [1].

Однако, специалист новой формации должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смыслы и ценности. В этом освоении смыслов и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущемленного человека [2].

Поэтому главенствующая роль в формировании полноценной личности принадлежит гуманитаризации образования.

В высшей технической школе [3] получение гуманитарных знаний направлено на приобретение таких знаний, навыков и умений, которые помогут будущему инженеру в его профессиональной и социальной адаптации в современном мире.

Поэтому акценты гуманитарного обучения [4] в техническом вузе должны быть смещены в сторону таких аспектов преподавания, которые ориентированы на формирование и развитие, в первую очередь, личностных компетенций будущих специалистов.

Гуманитаризация образования – одно из актуальных требований времени, поскольку образование, в первую очередь, отвечает потребностям общества в воспроизведении определенного типа личности путем воспитания наиболее необходимых обществу человеческих качеств. Многогранность инженерной деятельности и усложнение социокультурных условий   современной России выдвигает новые требования к качеству образования специалистов технического профиля.

Гуманитарное образование призвано преодолеть технократический подход к образованию [5], существовавший долгие годы, и формировать определенный стиль мышления, позволяющий выходить за границы узкой предметной сферы.

В этой связи для развития подходов к обучению особенно значимым представляется изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека [6]. Применение знаний, таким образом, выдвигается как творческая задача.

Человек в наши дни живет во все более и более сложных условиях, когда в каждом конкретном случае нет и быть не может готовых решений, когда нужно их находить, принимать и нести за них ответственность. Поэтому, центральной задачей всей системы образования является учить творчеству, нестандартному мышлению, умению обобщать знания, выделять принципы и способы оперирования ими, формировать и воспитывать самостоятельную, культурную, свободную и ответственную личность, умеющую критически мыслить, хорошо ориентирующуюся в профессиональной и при этом жестко конкурентной среде, вести дискуссию, аргументировать, учитывать аргументы оппонента. Несомненно, востребованными становятся люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, способные работать более чем в одной профессиональной позиции, сохраняющие самообладание в условиях неопределенности.

Сегодняшнее образование предельно рационализировано и вербализовано, из него выхолощен «эффективно-эмоциональный запал детства» (А.В. Толстых), что приводит к распространению бездуховности в обществе.

Как считает Ю.Н. Афанасьев, что в современном обществе происходит «падение духовной культуры, девальвация моральных норм, утилитарная профессионализация ведет молодежь к утрате жизненных ориентиров».

Одной из ведущих стратегий современного образования является настоятельная потребность в активизации процесса гуманитарной подготовки, которая обусловлена не в последнюю очередь в целом низким общекультурным уровнем образовательных учреждений технического профиля. Подчас кругозор этих студентов узок, отсутствует гибкость мышления, непредсказуемо поведение. Для многих характерна низкая культура речи, слабое владение русским языком, неумение четко, грамотно сформулировать свои мысли и т.д.

Все это в конечном итоге отражается на уровне профессиональной культуры будущего специалиста, на его качествах как профессионального работника.

Социологические исследования показывают, что особое значение в гуманитарной подготовке студентов приобретают проблемы общения людей. На вопрос о том, какие качества считаются необходимыми для современного специалиста, студенты на первое место ставят умение строить взаимоотношения с людьми.

Поэтому, учитывая реалии сегодняшнего дня, важнейшей целью образования является становление и развитие человека именно через культуру общения.

Постановка проблемы культуры общения, культуры диалога подчеркивает гуманистическую направленность общения, в которой другой человек представлен как высшая ценность.

В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение обучения в живой процесс. Такой подход к обучению определяет и новые требования к личностным качествам и профессиональным умениям преподавателя.

Культура педагогического общения – это мера принятия преподавателем педагогических ценностей и ориентация на свободное межличностное взаимодействие, в котором реализуются субъект-субъектные отношения, формируются и проявляются личностно-своеобразные свойства партнеров.

Гуманитарное образование непосредственно обращено к человеку, к его интеллектуальной и эмоциональной сфере, к осознанию им своего жизненного предназначения и своего места в обществе.

Гуманитарное образование является основным носителем нравственных ценностей и хранителем моральных истин.

В середине ХIХ века французский поэт, историк, политический деятель А. Ламартин писал: «Если человек утратит хотя бы одну из моральных истин, погибнут и человек, и все человечество».

Сегодня существует проблема снижения значения гуманитарного знания. Оно лишено своей основной функции – научно осмыслять социальный опыт человечества, страны, общества, личности. Гуманитарные дисциплины должны быть связаны единым культурным полем, традициями мировой и отечественной культуры. Вне связи с собственно человеческими проблемами, с поиском личностных смыслов и активизацией развития духовной культуры личности понятие «образованный человек» означает всего лишь «информированный».

Гуманитарные дисциплины учат искусству понимания другой индивидуальности, другой культуры, истории, развивают способность их интерпретации. Человек, лишенный хотя бы основ гуманитарного образования, будет ущербным как личность и не сможет соответствовать той новой культурной ситуации, которая отказывается от односторонне технологической линии развития. Культурная ситуация диктует сегодня рост социальной значимости гуманитарного образования.

Современный социальный заказ, который предъявляет требования к формированию профессиональных качеств субъекта трудовой деятельности, связан с такими характеристиками, как стремление к постоянному пополнению знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них.

Социальный заказ, направляемый обществом системе образования, порождается, в первую очередь, социально-историческими, экономическими и политическими изменениями, которые происходят в мире. Отсюда и цель обучения – формирование ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в сложных ситуациях.

Новые требования общества к образованию, к уровню образованности и развития личности, и новые условия жизни меняют не только методы преподавания, но и содержание учебного процесса.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм и методов обучения, которые рассматриваются в качестве процедур и приемов, активизирующих личностную позицию и опыт участников обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента [7].

Диалоговое обучение получило всестороннее развитие и обоснование в работах русского философа, теоретика культуры М.М. Бахтина.

Важнейшая особенность, с которой М. Бахтин начинает характеристику диалога, заключается в том, что герои его произведений всегда обращены друг к другу и потому человек в диалоге всегда есть субъект обращения. «О нем нельзя говорить, – можно лишь обращаться к нему» [8, с.293]. Обращенность к субъекту М. Бахтин иногда называет интенциональностью и поскольку субъектная интенциональность диалога является взаимной, взаимообращенной, то, по сути дела, она выступает в интерсубъектной форме. Вследствие фундаментальности диалогической обращенности-интенциональности «Самосознание героя у Достоевского сплошь диалогизовано: в каждом своем моменте оно повернуто вовне, напряженно обращается к себе, другому, третьему» [8, с.293]. Вне этой живой обращенности к другим людям невозможно сформировать и отношение к самому себе.

Диалог в педагогическом образовании [9] приобретает в настоящее время новое качественное измерение и наполнение, так как развитие новых информационных технологий, создающих открытость каналов общения (интернет, телемосты, телеконференции и т.д.), влияет на характер мышления, мировоззрение, духовный склад личности.

Смысл самого диалога – в его результате. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения творческому, профессиональному диалоговому взаимодействию, являющемуся показателем социально-психологической приспособленности человека, уровня его коммуникативной компетентности, что является одной из основных задач современного образовательного процесса.

Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одной из главных особенностей организации диалога является создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, равенство субъектов независимо от социального статуса и равенство в признании активной коммуникативной роли.

В процессе диалога [10] решение выбора ведущего мнения производит сам человек, что предопределяет нравственное самоопределение человека, на основе которого формируется «Духовное Я» как процесс внутреннего диалога.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

При такой организации учебного процесса от преподавателя требуется преодоления всей предшествующей традиции обучения. Диалог не может выстраиваться без взаимного понимания, при котором сохраняется уважительное отношение к жизненному опыту преподавателя и студента, устанавливается приятие друг друга, когда каждый ставит себя на место другого.

Диалог предполагает преподавателя как носителя «проникновенного слова», которое, по мнению М. М. Бахтина, вмешивается во внутренний мир Другого и позволяет ему услышать собственный голос.

«Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия» [8, с.294]. Таким образом, диалог является подлинным «событием бытия».

Важным аспектом развития культуры является формирование эффективной коммуникации [11, 12]. Американский антрополог, основатель межкультурной коммуникации, Эдвард Холл, в своей работе «Культура как коммуникация» сказал: «Коммуникация – это «сердцевина» культуры.

Преподаватель создает ситуации творческого диалога. В процессе диалога преподаватель и студент проникают друг в друга, что и образует пространство их взаимодействия. Это диалоговое пространство культуры позволяет каждому выйти за пределы собственной культуры, вжиться, вчувствоваться в чужой контекст восприятия мира и определяется степенью открытости, желанием сделать предметом согласования свои мысли и чувства, способностями всех участников общения к пониманию «другого». В процессе общения происходит становление личности.

Для раскрытия потенциала студента, важно усмотреть в нем не просто сумму качеств, стремлений, но воспринять его в некоей цельности, увидеть в нем конкретную личность во всем ее богатстве. Но для этого необходимо, чтобы студент каждый раз оказывался партнером в социокультурной ситуации, чтобы существовала равноценность и равнозначность всех участников общения.

Совместная работа преподавателя и студентов обеспечивает живое мышление и живую деятельность по решению различных задач. Эта стратегия направлена на развитие и формирование способностей строить собственные формы поведения и действия по мере необходимости.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что максимальное использование и развитие диалогового общения это одновременно:

 – одновременно подготовка студентов к осуществлению грамотного межличностного и межкультурного общения;

– формирование толерантной и свободной личности;

– возможность развивать навыки самостоятельного анализа различных проблем;

– возможность использовать альтернативные подходы к решению тех или иных задач;

– возможность ведения дискуссий, высказывания собственных мнений, точек зрения.

Диалог преподавателя и студента, желание и умение быть услышанным и понятым играют особую, определяющую роль в процессе становления будущего специалиста.

Диалоговая позиция преподавателя является необходимым условием успешного профессионального становления. Анализируя особенности университетского образования, известный культуролог Ю.М. Лотман охарактеризовал эту позицию так: «Университетское образование, как и всякое высшее образование, означает иную ступень <…>. И одна из особенностей этой ступени в том, что здесь уже нет верха и низа – учителей и учеников – здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение, обязательный «насильственный» контроль остались на низшей ступени образования. И отношение преподавателей к вам будет иное. Это будет отношение коллеги к младшему коллеге» [13].

Таким образом, гуманитарное образование призвано подготовить специалистов, способных создать условия для выхода из системного (культурного, нравственного, экологического, антропологического) кризиса современного общества. Причем успех гуманитарного образования в решении такого рода задач определяется спецификой гуманитарных наук, в которых приоритетом является субъект-субъектные отношения, предполагающие диалогичность образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Жеглова О.А. Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования // Молодой ученый. 2011. №6. Т.2. С. 148-150.
  2. Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарное образование в информационном обществе // Гуманитарная информатика. № 1. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/content/index.htm (Дата обращения: 08.04.2015).
  3. Пиралова О.Ф. Теоретические подходы к профессиональной подготовке инженерно-технических кадров // Современные наукоёмкие технологии. 2009. №10. С. 59-60.
  4. Таркова А. И. Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла // Молодой ученый. 2012. №10. С. 390-392.
  5. Нечаев В.Д. О концепции современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. 2011. №3. С. 14-22.
  6. Голубева Н. Б. Взаимосвязь интерактивного обучения и познавательной обучающей среды // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 257–261.
  7. Каримулаева Э.М. Возможности применения диалогового обучения в профессиональном взаимодействии преподавателя и студентов // Современная наука и актуальные проблемы теории и практики, серия «Гуманитарные науки». 2011. № 4.
  8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия,1979. – 320 с.
  9. Бодалев А.А. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 2007.164 с.
  10. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход//Образование и наука. – 2002, №3. С. 9-13.
  11. Гладышева С.Г. О возможностях изучения отечественной культуры в курсах гуманитарных дисциплин в технических вузах // Наука и Слово. URL: http://www.nauka-slovo.ru/node/233 (Дата обращения: 08.04.2015).
  12. Горовая, В.И., Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста // В.И. Горовая, С.И. Уляев – М.: Народное образование. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2004. 132 с.
  13. Лотман Ю.М. Чему же учатся люди? // Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990.


Все статьи автора «Людмила Федоровна Федотова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: