УДК 004.031.43

ЗАДАЧИ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Веселов Денис Александрович
Вологодский Государственный Университет
аспирант

Аннотация
Системы поддержки принятия решений путем сбора и анализа большого количества информации могут влиять на процесс принятия решений организационного плана в предпринимательстве и бизнесе. Но как классифицируются и по каким типам архитектур они разделяются?

Ключевые слова: анализ СППР, архитектура СППР, виды СППР, внутреннее устройство СППР, задачи и способы решения, категории СППР, классификация СППР, системы поддержки принятия решений


OBJECTIVES OF SYSTEMS OF SUPPORT OF DECISION-MAKING AND BENEFITS OF THEIR USE

Veselov Denis Aleksandrovich
Vologda State University
graduate

Abstract
Systems of support of decision-making by collecting and analyzing large amounts of information can influence the decision making process of the organizational plan in entrepreneurship and business. But are classified as and what kinds of architectures they are separated?

Keywords: classification of DSS, DSS analysis, DSS architecture, DSS categories, internal structure of DSS, systems of support of decision-making, tasks and solutions, types of DSS


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Веселов Д.А. Задачи систем поддержки принятия решений и преимущества их использования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51717 (дата обращения: 02.06.2017).

Система поддержки принятия решений или СППР - это автоматизированная система, задачей которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР появились в результате объединения систем: управленческих информационных и управления базами данных. [1] В наше время всё чаще СППР стали применяться не в теории, а именно на практике. Для выбора типа системы поддержки принятия решений нужно вначале понять к какому из методов классификации подходит решаемая задача.

Существует несколько видов классификации СППР, к ним относятся: по взаимодействию с пользователем, по способу поддержки, по сфере использования.[2] В каждом из видов есть подвиды.

Для вида СППР по взаимодействию с пользователем:

  1. активные – участвуют в выборе правильного решения;
  2. пассивные – не выдвигают конкретного предложения, но помогают непосредственно в процессе принятия решений;
  3. кооперативные – есть взаимодействие СППР с пользователем. Например, выдвинутое предложение пользователь может усовершенствовать, а потом направить обратно в систему для дополнительной, уточняющей, проверки. В дальнейшем этого предложение снова представляется пользователю, и так будет до того времени, пока он не одобрит полученное решение.

Различают СППР по способу поддержки:

  1. модельно-ориентированные – для в работы со статистическими, финансовыми или иными моделям данных;
  2. основанные на коммуникациях - помогают в работе более двух пользователей, занимающихся одной задачей;
  3. ориентированные на данные - имеют полный доступ к временным рядам. СППР используют в работе не только данные из организации, но и данные извне;
  4. ориентированные на документы - обрабатывают неструктурированную информацию, заключенную в различных электронных формах и форматах;
  5. ориентированные на знания - предоставляют специализированные решения для проблем, основанных на фактах.

По сфере использования выделяются общесистемные и настольные СППР. Общесистемные преимущественно работают с большими системами хранения данных и используются множеством пользователей. Настольные являются небольшими системами и управляются с персонального компьютера одного человека.[3]

Также системы поддержки принятия решений разделяются по архитектуре:

  1. Функциональные.
  2. СППР, использующие независимые витрины данных.
  3. СППР на основе двухуровневого хранилища данных.
  4. СППР на основе трехуровневого хранилища данных.

Подробнее о каждой архитектуре:

  • Функциональные системы поддержки приятия решений. Наиболее простые с точки зрения реализации архитектуры. Распространены в организациях без глобальных задач и имеющих не сильно высокий уровень развития информационных технологий. Особенность: данные, содержащиеся в операционных системах, подвергаются анализу. Преимущества: компактность из-за использования единой платформы и оперативность из-за с отсутствия необходимости перегружать данные чем-то избыточным. Недостатки: сужение круга вопросов, решаемых с помощью системы, уменьшение качества из-за отсутствия автоматической очистки, увеличение нагрузки на саму операционную систему с проблемой прекращения её работы.
  • СППР, использующие независимые витрины данных. Используются в крупных компаниях, имеющих несколько секторов, а так же где есть отдельный сектор информационных технологий. Каждая конкретная витрина создается для решения заранее определенных видов и типов задач и ориентирована на отдельный сектор пользователей. За счет этих действий повышается производительность системы. Внедрение таких структур производится достаточно просто. Отрицательные моменты: данные дублируются из-за их использования в нескольких витринах, поэтому повышаются затраты на хранение информации и усложняется процедура унификации. Наполнение достаточно сложно из-за того, что приходится использовать множество источников. Отсутствует обобщение “картины бизнеса” организации, поэтому нет окончательной консолидации данных.
  • Системы поддержки принятия решений на основе двухуровневого хранилища данных. Используется преимущественно в крупных организациях, данные которых объединены в единую систему. Способы и определения обработки информации унифицированы. На обеспечение беспрерывной работы подобной системы требуется выделить отдельную команду для обслуживания. В этой архитектуре нет недостатков из предыдущей. Также в ней нет возможности обобщать данные для различных групп пользователей, а также закрывать доступ к информации. Возникают сложности с производительностью системы.
  • Системы поддержки принятия решений на основе трехуровневого хранилища данных. Эти СППР применяют хранилище данных в котором формируются витрины данных, используемые различными группами пользователей, решающих схожие задачи. Поэтому обеспечивается доступ как к конкретным обработанным данным, так и к единой объединенной информации. Наполнение данных облегчается ввиду использования обработанных и очищенных данных, располагающихся в едином источнике. Обязательно есть корпоративная модель данных. Данная архитектура отличается гарантированной производительностью, но существует избыточность, которая ведет к росту требований для их хранения. Кроме этого, необходимо согласовать данную архитектуру с многими областями, имеющими принципиально различные запросы.

Преимущества использования систем поддержки принятия решений в организации:

  1. Они позволяют облегчить работу руководителям компаний и повысить эффективность компании в целом.
  2. Способствуют налаживанию контактов внутри организации.
  3. Значительно ускоряют решение проблем в бизнес-процессах.
  4. С их помощью можно проводить подготовку и обучение кадров в компании.
  5. Повышают контроль над деятельностью, за счет разбития данных на структуры.
  6. Наличие хорошо отлаженной по взаимодействию внутри организации СППР дает преимущества по сравнению с конкурентами.
  7. С помощью выдвигаемыми предложениями СППР открываются новые подходы к решению нестандартных, а также ежедневных задач.[4]

Библиографический список
  1. Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования : монография / П. В. Терелянский ; ВолгГТУ. — Волгоград, 2009. — 127 с.
  2. Бондарь И.В., Гуменникова А.В., Золотарёв В.В., Попов А.М. Система поддержки принятия решений по защите информации «Оазис» // Программные продукты и системы. – 2011. – № 3.
  3. Ларичев О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, с. 131—164
  4. Белкин А.А., Чуприна С.И. Проект MAD: Разработка мультиагентной системы обнаружения вторжений. Математика программных систем: Межвуз. сб. науч. ст. – Пермь: Перм. ун-т, 2006. – C. 123-134.


Все статьи автора «Веселов Денис Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: