Система поддержки принятия решений или СППР - это автоматизированная система, задачей которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР появились в результате объединения систем: управленческих информационных и управления базами данных. [1] В наше время всё чаще СППР стали применяться не в теории, а именно на практике. Для выбора типа системы поддержки принятия решений нужно вначале понять к какому из методов классификации подходит решаемая задача.
Существует несколько видов классификации СППР, к ним относятся: по взаимодействию с пользователем, по способу поддержки, по сфере использования.[2] В каждом из видов есть подвиды.
Для вида СППР по взаимодействию с пользователем:
- активные – участвуют в выборе правильного решения;
- пассивные – не выдвигают конкретного предложения, но помогают непосредственно в процессе принятия решений;
- кооперативные – есть взаимодействие СППР с пользователем. Например, выдвинутое предложение пользователь может усовершенствовать, а потом направить обратно в систему для дополнительной, уточняющей, проверки. В дальнейшем этого предложение снова представляется пользователю, и так будет до того времени, пока он не одобрит полученное решение.
Различают СППР по способу поддержки:
- модельно-ориентированные – для в работы со статистическими, финансовыми или иными моделям данных;
- основанные на коммуникациях - помогают в работе более двух пользователей, занимающихся одной задачей;
- ориентированные на данные - имеют полный доступ к временным рядам. СППР используют в работе не только данные из организации, но и данные извне;
- ориентированные на документы - обрабатывают неструктурированную информацию, заключенную в различных электронных формах и форматах;
- ориентированные на знания - предоставляют специализированные решения для проблем, основанных на фактах.
По сфере использования выделяются общесистемные и настольные СППР. Общесистемные преимущественно работают с большими системами хранения данных и используются множеством пользователей. Настольные являются небольшими системами и управляются с персонального компьютера одного человека.[3]
Также системы поддержки принятия решений разделяются по архитектуре:
- Функциональные.
- СППР, использующие независимые витрины данных.
- СППР на основе двухуровневого хранилища данных.
- СППР на основе трехуровневого хранилища данных.
Подробнее о каждой архитектуре:
- Функциональные системы поддержки приятия решений. Наиболее простые с точки зрения реализации архитектуры. Распространены в организациях без глобальных задач и имеющих не сильно высокий уровень развития информационных технологий. Особенность: данные, содержащиеся в операционных системах, подвергаются анализу. Преимущества: компактность из-за использования единой платформы и оперативность из-за с отсутствия необходимости перегружать данные чем-то избыточным. Недостатки: сужение круга вопросов, решаемых с помощью системы, уменьшение качества из-за отсутствия автоматической очистки, увеличение нагрузки на саму операционную систему с проблемой прекращения её работы.
- СППР, использующие независимые витрины данных. Используются в крупных компаниях, имеющих несколько секторов, а так же где есть отдельный сектор информационных технологий. Каждая конкретная витрина создается для решения заранее определенных видов и типов задач и ориентирована на отдельный сектор пользователей. За счет этих действий повышается производительность системы. Внедрение таких структур производится достаточно просто. Отрицательные моменты: данные дублируются из-за их использования в нескольких витринах, поэтому повышаются затраты на хранение информации и усложняется процедура унификации. Наполнение достаточно сложно из-за того, что приходится использовать множество источников. Отсутствует обобщение “картины бизнеса” организации, поэтому нет окончательной консолидации данных.
- Системы поддержки принятия решений на основе двухуровневого хранилища данных. Используется преимущественно в крупных организациях, данные которых объединены в единую систему. Способы и определения обработки информации унифицированы. На обеспечение беспрерывной работы подобной системы требуется выделить отдельную команду для обслуживания. В этой архитектуре нет недостатков из предыдущей. Также в ней нет возможности обобщать данные для различных групп пользователей, а также закрывать доступ к информации. Возникают сложности с производительностью системы.
- Системы поддержки принятия решений на основе трехуровневого хранилища данных. Эти СППР применяют хранилище данных в котором формируются витрины данных, используемые различными группами пользователей, решающих схожие задачи. Поэтому обеспечивается доступ как к конкретным обработанным данным, так и к единой объединенной информации. Наполнение данных облегчается ввиду использования обработанных и очищенных данных, располагающихся в едином источнике. Обязательно есть корпоративная модель данных. Данная архитектура отличается гарантированной производительностью, но существует избыточность, которая ведет к росту требований для их хранения. Кроме этого, необходимо согласовать данную архитектуру с многими областями, имеющими принципиально различные запросы.
Преимущества использования систем поддержки принятия решений в организации:
- Они позволяют облегчить работу руководителям компаний и повысить эффективность компании в целом.
- Способствуют налаживанию контактов внутри организации.
- Значительно ускоряют решение проблем в бизнес-процессах.
- С их помощью можно проводить подготовку и обучение кадров в компании.
- Повышают контроль над деятельностью, за счет разбития данных на структуры.
- Наличие хорошо отлаженной по взаимодействию внутри организации СППР дает преимущества по сравнению с конкурентами.
- С помощью выдвигаемыми предложениями СППР открываются новые подходы к решению нестандартных, а также ежедневных задач.[4]
Библиографический список
- Терелянский, П. В. Системы поддержки принятия решений. Опыт проектирования : монография / П. В. Терелянский ; ВолгГТУ. — Волгоград, 2009. — 127 с.
- Бондарь И.В., Гуменникова А.В., Золотарёв В.В., Попов А.М. Система поддержки принятия решений по защите информации «Оазис» // Программные продукты и системы. – 2011. – № 3.
- Ларичев О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, с. 131—164
- Белкин А.А., Чуприна С.И. Проект MAD: Разработка мультиагентной системы обнаружения вторжений. Математика программных систем: Межвуз. сб. науч. ст. – Пермь: Перм. ун-т, 2006. – C. 123-134.