УДК 338

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Специан Людмила Михайловна
ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» филиал в г. Минске Республики Беларусь
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и социального права

Аннотация
В статье дан анализ становления рынка, ориентированного на потребителя, а так же возможности его развития посредством создания долгосрочных конкурентоспособных предприятий. Приведено определение инновационной деятельности, и показаны ее составные компоненты. Представлен инновационный подход к осуществлению производственной деятельности компаний, как единственный способ поддержания высоких темпов роста производительности труда, и уровня рентабельности. Предложены рекомендации внедрения инноваций, главной целью которых выступает разработка новых продуктов и услуг.

Ключевые слова: инновационный подход, инновационный потенциал, инновация, конкурентоспособность, предприятие, рынок, эффективная система маркетинга


THE ROLE OF INNOVATION IN STRATEGY FORMATION COMPANIES

Spetsian Ludmila Michailovna
Russian State Social University, branch in Minsk Republic of Belarus
docent, PhD in Economics, docent of Department Social Work, Management and of Social Law

Abstract
The paper analyzes the formation of the market, customer-oriented, as well as the possibility of its de-velopment through the establishment of long-term competitiveness of enterprises. The definition of innova-tion, and shows its constituent components. Presented an innovative approach to the implementation of the Company's operations as the only way to maintain a high growth rate of labor productivity, and profitability. Recommendations of innovation, the main purpose of which appears to develop new products and services.

Keywords: efficient marketing system, enterprise competitiveness, innovation, innovative approach, innovative capacity, market


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Специан Л.М. Роль инноваций в формировании стратегии предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51317 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время, когда рынок освободился от подавляющего множества иностранных конкурентов, отечественные производители начали борьбу за потребителя между собой. На собственном опыте  развитые страны доказывают, что побеждает  тот, кто предпочитает действовать  на основе внедрения  инноваций, а  главной целью их стратегии выступает разработка новых продуктов и услуг.

В наибольшей степени предприимчивые бизнесмены не растерялись в рыночных условиях.  Они сумели адаптироваться к рынку и создать отделы маркетинга, которые находятся в тесной связи с потребителями. В это же время были установлены новые системы управленческого учета, которые могли показать реальную картину финансового положения предприятий. Но оказалось, что этого мало для создания долгосрочной конкурентоспособности компаний. Только инновационная деятельность может оказать существенное влияние на формирование конкурентной стратегической концепции промышленного предприятия.

В ближайшее время достижение значительных результатов в развитии инновационной сферы широкого круга предприятий является проблематичным. Это связано, по-нашему мнению,  с отсутствием опыта внедрения инноваций в условиях рынка, а так же с тем, что во времена существования административно-командной системы научно-исследовательские организации ориентировались  на выполнение государственных заказов. Кроме того, не было возможностей для самостоятельного запуска новых товаров на рынок. Ускорение интеграции науки и производства показывает, что многие проблемы возникают из-за  отсутствия инфраструктуры для поддержки горизонтальных связей между предприятиями, научными и финансовыми институтами. Немаловажную роль в этом играют финансовые и экономические трудности, «утечка мозгов» за границу, а так же старение научных кадров.

Инновационный  подход к осуществлению производственной деятельности организаций показал, что это единственный способ для поддержания высоких темпов роста производительности труда и уровня рентабельности. В связи с этим,  устраняя различного рода экономические барьеры, предприятия осуществляют самостоятельные  разработки по внедрению инновационных технологий. Осуществление технологических разработок обусловлено изменениями в деятельности предприятий, т.е. на них оказывает влияние внешний и внутренний рынок. Это отражается на поведении потребителей, развитии рынков товаров и услуг, на усилении конкуренции. Следует иметь в виду, что рынок так же влияет на общемировое развитие новых разнохарактерных технологий, на  глобализацию спроса и предложения. В мировом масштабе инновации – это необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

На формирование новых требований и вкусов  отечественных потребителей оказывают значительное влияние международные производители. Например, современные покупатели не доверяют рекламе,  весь мир характеризуется снижением производства стандартных потребительских товаров, в настоящее время становится все труднее найти два одинаковых товара. В связи с этим, повышается разнообразие рынков товаров и услуг, а это  означает, что рынок становится более дифференцированным. Поэтому уменьшается жизненный цикл продукта, значит, производство товаров осуществляется небольшими партиями, увеличивается производство не похожих друг на друга продуктов, разработанных и изготовленных для конкретных групп потребителей. Все процессы ведут к необходимости постоянного обновления существующих товаров. Опыт успешных компаний показывает, выживает тот, кто может быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.

Итак, потребность в адекватной реакции со стороны производителей к изменениям во внешней среде и усилению конкуренции, а также к увеличению разнообразия новых продуктов, сокращению времени их запуска на рынке, изменили требования потребителей к качеству товаров и услуг. Основной побудительный мотив для разработки новшеств -  желание руководства вести стратегическую деятельность, осуществляя инновации. Анализ показывает, что главной мотивацией для развития инновационной деятельности является стремление компании быть лидером, готовым выделять ресурсы для разработки новых продуктов и инноваций, готовым постоянно мотивировать весь персонал.

Деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства называется инновационной.  Она выявляет проблемы предприятия, осуществляет инновационный процесс, организацию инновационной деятельности. Руководитель компании сосредоточивается на инновационной идее, когда осознает, что производимый продукт  очень скоро устареет. В рамках предприятия или отрасли появляются внутренние источники инновационных идей: неожиданное событие, несоответствие между реальностью и нашими о ней представлениями, внезапные изменения в структуре отрасли или рынка. Существуют внешние источники инноваций, находящиеся за пределами предприятия: изменения в  демографии и ценностных установках, новые знания.

Инновационное развитие требует специфических методов национального управления, согласующихся с общими методами управления экономикой при участии государства. Их изучение на основе состояния и прогнозирования возможных перспектив развития национальной экономики позволит выработать оптимальную для России инновационную стратегию, ориентированную на высокие темпы  социально-экономического развития [1,c.19]. При этом, производство, осуществляющее инновационную деятельность,  должно быть тесно увязано с инновациями в управлении: на первый план выдвигаются социально-психологические, а не административные методы. Работник заинтересован в повышении производительности труда, потому что причастен к принятию управленческих решений, следовательно, возникает качественно новая трудовая мотивация. Персонал стремится активно участвовать  в инновационной деятельности, чтобы добиться доверия со стороны руководства, особенно это проявляется в небольших подразделениях, где укрепляется мотивация труда и поощряется инициатива. Кроме того, процесс инноваций легче продвигается в малых подразделениях, которые не связаны сложными процедурами взаимодействия решений, как по горизонтали, так и по вертикали, присущими крупным организациям.

Достижение высокого уровня жизни населения является одной из наиважнейших целей большинства государств, что достигается обеспечением продолжительного экономического роста, что означает производство качественных товаров и услуг в достаточном объеме. Успешная деятельность предприятий, их экономический рост зависят в большой степени от внедрения инновационной деятельности предприятий. Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки [2, c.28].

Вместе с тем, предприятие, занимающееся нововведениями, должно способствовать развитию предпринимательства. При этом  следует соблюдать основной организационный принцип для нововведений – создание команды единомышленников из лучших работников, которые не будут выполнять текущую работу. Тем не менее, инновационная деятельность не должна строиться на постоянной основе, важно, чтобы был назначен авторитетный работник, отвечающий  за внедрение  инноваций:  замена устаревшей продукции, оборудования, техники и технологии. Поэтому управлять предприятием следует так, чтобы в нем создавалась атмосфера восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Персонал организации сопротивляется изменениям, вызывающим  страх перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения – это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что новшества – это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха. Инновационная политика современных предприятий направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров. Поэтому используют модели предпринимательства. Первая модель классическая, при которой  предприниматель задействует внутренние резервы для роста прибыли, увеличения рентабельности, действует традиционным способом. Высокие достижения предпринимателей, работающих по этой модели, обычно связывают с протекционизмом со стороны правительства. Вторая модель – это инновационное предпринимательство, когда идет поиск путей развития предприятия, в основу которых заложены инновационные достижения, приведенные до стадии завершающего использования.

Инновации по степени новизны подразделяют на:

- базисные,  которые реализуют крупные изобретения, являются опорой для создания новых поколений и направлений развития техники;

-  улучшающие  связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

-  псевдо инновации  направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

Выбор стратегии как “меры готовности” для достижения целей в области инновационного развития предприятия зависит от инновационного потенциала. Как показывает опыт, не смотря на постоянное увеличение значимости инноваций, не все компании должны вводить новые технологии: какие-то малые предприятия не в состоянии их развивать или  предприятиям в состоянии упадка нет смысла модернизировать производство. В связи с этим необходимо определить условия, при которых компаниям целесообразно разрабатывать новые товары.

В первую очередь это, когда существует угроза устаревания существующих товаров, появляются новые потребности у  покупателей, изменяется вкус и предпочтения потребителей, уменьшается жизненный цикл товара, повышается конкуренция. Важную роль так же играют внутренние факторы, использование которых повышает эффективность инноваций: умение руководства и персонала выбирать и оценивать экономические, социальные и технологические модификации  во внешней среде; умение менеджеров ориентироваться на долгосрочную перспективу и на четкие стратегические цели; прогрессивная  система маркетинга, постоянный поиск новых предложений на рынке, способность анализировать и реализовать новые идеи.

Руководитель предприятия определяет способы  ведения инновационной деятельности, оценивая его инновационный потенциал. Разработка инновационных целей – следующий шаг организации инновационного подхода на основе использования новых технологий.  Это повышение конкурентоспособности, улучшение существующих товаров или создание нового продукта и закрепление его на рынке, снижение издержек производства и т.д. Для предприятий, важно, какую  стратегию выбрать: приобрести инновации на стороне или разрабатывать собственными силами.  Если компания устанавливает стратегическое партнерство со специальной научно-исследовательской организацией, то следует понимать, что единовременное  получение  технологии требует значительных финансовых ресурсов в течение короткого периода. При разработке же своих собственных инноваций, вы создаете свой собственный научно-исследовательский блок, что позволит избежать крупных единовременных издержек.

На наш взгляд, целесообразно отечественным предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью в больших масштабах, создать специализированные инновационные подразделения внутри своего предприятия. Это приблизит исследования к производственным возможностям и нуждам потребителя; привлечет высококвалифицированные научные кадры; сохранит коммерческую тайну. Первым шагом к созданию собственных инновационных подразделений может быть посещение предприятий,  которые имеют специализированный инновационный блок, чтобы ознакомиться с их опытом развития. Основная цель такого инновационного подразделения – проработка различных научных и технических идей для достижения инновационных целей.

Следует отметить важную роль инновационных предприятий в фундаментальных исследованиях академического и вузовского подразделений, в прикладных научных исследованиях и разработках. Это могут быть субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Предпринимательские структуры,  фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), связаны со стадией внедрения и разработкой опытных образцов. Инициаторы внедрения инноваций на базе прикладных исследований создают основные технологические, научно-технические и продуктовые нововведения.

Крупные фирмы, которые имеют достаточную ресурсную базу, квалифицированный кадровый состав, уверенные  позиции на рынках внедряют в производство научно-технические новшества. Исследователи напрямую не связывают размер фирмы с числом изобретений, например, в Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, а во Франции и Великобритании считают, что на этапе научных разработок ведущая роль принадлежит  академический и вузовский науке.

На стадии экспериментального производства, маркетинговых исследований и сбыта продукции представлен бизнес разного масштаба. Однако производство инноваций происходит на крупных и средних предприятиях, а так же в промышленных компаниях. Инновационные предприятия специализируются в зависимости от уровня новизны производимых новшеств.

Особенность инновационного развития в том, что оно базируется на потребности учитывать два несовместимых направления. Первое направление – инновационный процесс рассматривается как единый поток – от возникновения идеи до внедрения, и расширения производства. Все этапы инновационной деятельности, начиная с  основной концепции и заканчивая завоеванием рынка, тесным образом взаимосвязаны. В связи с этим системные структурные взаимодействия, которые обеспечивают последовательность этапов и непрерывность разработок во временном пространстве для обеспечения эффективности инновационного развития, имеют первостепенное значение. Эта характерная черта проявляется в условиях, когда  рыночная инфраструктура и рыночные механизмы несовершенны. Второе направление – научное познание, изобретение, промышленное решение, в сущности, непредсказуемо. Исследователи установили отсутствие взаимосвязи между возникновением научного знания, его реализацией и коммерцией. Следовательно, такое предприятие не обязательно осуществляет инновационную предпринимательскую деятельность – от научных исследований до маркетинговых разработок и продаж.

Еще одно важное условие для внедрения инноваций – эффективная система маркетинга, которая взаимодействует с конечными результатами предприятия. Эта система определяет новые требования клиентов к качеству изделий и услуг, потому что потребителям не нужны новые товары, а нужны новые преимущества в этих товарах. Обобщая эти условия, отметим, что реализация инноваций требует инновационного потенциала компании, характеризующегося как совокупность: интеллектуальных, физических, финансовых, кадровых ресурсов, а так же инфраструктуры.

Кроме того, важно оценить конечный результат внедрения инноваций. Для оценки конечного результата инновационной деятельности принимаются показатели, характеризующие качество инновационной продукции [3, с.32]. Конечный результат инновационной деятельности определяется реализацией некоторого элементарного процесса или комбинацией таких процессов. В качестве элементарного процесса инновационной деятельности рассматривается процесс распространения, являющийся результатом наращивания производства инновационной продукции.


Библиографический список
  1. Антонов, И.Ю. Стимулирование инновационного развития России в стратегическом периоде: научное издание / И.Ю. Антонов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2013.- 88 с.
  2. Дидикин, А.В. Правовое регулирование инновационной деятельности в России. Монография. Новосибирск, ОмегаПринт, 2014. – 186 с.
  3. Балычева, Ю., Панин, Б. Особенности структуры инновационного процесса российских промышленных предприятий. М.: Креативная экономика. Международный научно-практический журнал № 9 (93)’14. – 185 с.


Все статьи автора «Специан Людмила Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: