ИЗ ИСТОРИИ ОППОЗИЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР: ЭДУАРД ЯКОВЛЕВИЧ КУЛЕШОВ

Артемова Светлана Федоровна1, Петренко Вероника Олеговна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье характеризуется деятельность диссидента Эдуарда Яковлевича Кулешова.

Ключевые слова: диссидент, оппозиция, СССР, Эдуард Яковлевич Кулешов


FROM HISTORY OF THE OPPOSITIONAL MOVEMENT IN THE USSR: EDUARD YAKOVLEVICH KULESHOV

Artyomova Svetlana Fiodorovna1, Petrenko Veronika Olegovna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article activity of the dissident Eduard Yakovlevich Kuleshov is characterized.

Keywords: opposition, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Артемова С.Ф., Петренко В.О. Из истории оппозиционного движения в СССР: Эдуард Яковлевич Кулешов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/50444 (дата обращения: 29.03.2024).

В 1974-1975 гг. рабочий комбайнового завода Эдуард Яковлевич Кулешов, 1936 года рождения, записал на магнитофонную ленту транслировавшийся западными голосами «Архипелаг ГУЛаг» и выступления А.И. Солженицына [1]. Записи хранил мастер того же завода М. Слиньков, который, без ведома Кулешова, дал их прослушать рабочему того же завода Э. Чернопятову, студенту-заочнику истфака МГУ. В свою очередь, студент передал для ознакомления эти записи своему знакомому, тоже студенту института Таганрога. В это же время Э. Чернопятов переснял «Один день Ивана Денисовича», сделал фотокопии и распространил их среди знакомых.
11 ноября 1977 г. на квартиру к Э. Чернопятову пришли милиционеры. Они сказали Э. Чернопятову, что он будто похож на заявленного в розыск бандита. В это время появился какой-то молодой человек, быстро отдал магнитофонные ленты и скрылся.
Всех находившихся в квартире увезли в городской отдел милиции для допроса. В тот же день были допрошены М. Слиньков, его супруга и Э.Я. Кулешов. Э.Я. Кулешов во время допроса, который проводился следователем КГБ, подтвердил, что это – его записи. На вопрос о цели содеянного, Кулешов ответил, что ему нравится литературный стиль А.И. Солженицына, и он сделал запись для самостоятельного анализа произведения. По его мнению, «Архипелаг ГУЛаг» – не антисоветское произведение [2].
6 декабря Э.Я. Кулешова арестовали на вокзале, когда он собирался выехать в Москву, чтобы принять участие в демонстрации 10 декабря. Несколько дней он находился в Таганроге в КПЗ, потом его перевезли в тюрьму. Параллельно с арестом у Э.Я. Кулешова и его знакомых были проведены обыски. Э.Я. Кулешова обвинили по ст. 190¹ УК РСФСР [3].
Допросы М. Слинькова и Э. Чернопятова повторились в феврале 1978 г. У М. Слинькова интересовались о знакомых Кулешова, о его занятиях, не планировал ли Кулешов написать книгу, не собирался ли он начать борьбу с советским строем, и даже как он относится к Л.И. Брежневу. Начальник Таганрогского управления комитета госбезопасности грозил М. Слинькову; утверждал, что Э.Я. Кулешов использовал М. Слинькова для сбора информации для передачи на Запад. М. Слиньков отказался от дачи показаний против Э.Я. Кулешова. Ему сделали предупреждение по указу от 25 декабря 1972 г. Э. Чернопятов дал на Э.Я. Кулешова подробную характеристику, в которой называл того «анархо-синдикалистом» и «антисоветчиком». Он также обозначил людей, с помощью которых была изготовлена фотопленка «Одного для Ивана Денисовича».
22 февраля 1978 г. прошел допрос Э.Я. Кулешова. На вопрос об отношении к А.И. Солженицыну тот опять сказал, что высоко ценит его как писателя и гражданина. Э.Я. Кулешов заявил, что считает «Архипелаг ГУЛаг» честной книгой, а на вопрос, будет ли и впредь заниматься подобными вещами, Э.Я. Кулешов ответил, что не видит в этом ничего предосудительного, но, если закон запрещает делать это, то готов подчиниться. Кулешову было сделано предупреждение по указу от 25 декабря 1972 г. [4].
6 марта в Ростове-на-Дону прошло заседание Ростовского областного суда по делу Э.Я. Кулешова, которому было предъявлено обвинение по ст. 190¹ УК РСФСР. Родным Кулешова стало известно о дате судебного заседания 1 марта от вызванных в суд свидетелей. В зал суда их допустили. Среди свидетелей были супруга Э.Я. Кулешова И.А. Чурсина, его первая супруга, знакомые М. Слиньков и А. Курбацкий.

В начале слушания Э.Я. Кулешов сказал, что не станет отвечать на вопросы судьи, пока не прочитают его заявление, которое он сам из-за сильного заикания, прочесть самостоятельно не может. Э.Я. Кулешов заявил, что в ходе следственных действий присутствовали многочисленные процессуальные нарушения, например, ст. 47 УПК РСФСР, по которой, при наличии у обвиняемого физического недостатка, адвокат должен допускаться к делу с самого начала следствия.

Судья затребовала у двух присутствовавших в зале логопедов заключение о степени заикания обвиняемого. Те подтвердили, что подсудимый страдает заиканием  той мере, которая делает необходимой помощь защитника. Затем Э.Я. Кулешов заявил отвод адвокату, которого наняла мать из-за несогласованности линии защиты. Э.Я. Кулешов настаивал на приглашении адвоката Н.Я. Нимиринской, которая отстаивала права И.С. Зисельса [5]. Э.Я. Кулешов с самого начала настаивал на этой кандидатуре, но родственникам это не передали. Суд четыре раза удалялся на совещание и, в конечном итоге, вынес решение, что в ходе следствия были нарушены уголовно-процессуальные нормы. Суд принял решение направить дело в областную прокуратуру для проведения дополнительных следственных действий [6].

После несостоявшегося суда Э.Я. Кулешова направили на амбулаторную психиатрическую экспертизу, причем к психиатру он прибыл в наручниках [7].

19 марта Э.Я. Кулешова вместе с другими сокамерниками тюрьмы в Ростове, где он находился, избили при участии заместителя начальника тюрьмы и медицинского работника. Причиной избиения послужили жалобы заключенных на условия содержания, в частности содержание 36 человек в камере, рассчитанной на 18 мест [8].
Новый суд начался 11 мая при отсутствии людей в зале. Хотя Э.Я. Кулешов требовал гласности заседания, судья заявил о закрытом формате суда, поскольку наличие посторонних в зале было бы равносильным распространению антисоветских измышлений,  которые будут рассматриваться в ходе дела. Адвокат поддержал данную позицию. В свою очередь, Кулешов отказался участвовать в процессе. Суд был продолжен. Но поскольку суд не получил ходатайства Кулешова о приглашении дополнительных свидетелей, то заседание отложили до 15 мая. Третье заседание суда прошло 15 мая. Заседание началось с ходатайства адвоката о том, чтобы процесс был публичным. Ходатайство было удовлетворено. Зал был сразу наполнен специально подготовленной публикой, среди которой было много студентов юрфака Ростовского университета. Из ближайших родственников в зал допустили лишь мать Кулешова. В первый день на процессе огласили обвинительное заключение и ходатайства подсудимого.
В обвинительном заключении Э.Я. Кулешову вменялось:
- запись на магнитофонную кассету глав произведения А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг» с передачи радиостанции «Немецкая волна» в 1974 г. и слушание данной записи вместе со своими знакомыми М. Слиньковым и А. Курбацким;
- распространение в общении с теми же гражданами «заведомо ложных измышлений…», например, что большая часть членов партии вступила в КПСС для карьеры, в настоящее время детям из рабочих семей все сложнее поступать в институты; гарантированные Конституцией СССР права и свободы зафиксированы лишь на бумаге, в Советском Союзе нет реальной политической активности народных масс и т.д.;
- распространение в беседах с сокамерниками в следственном изоляторе В. Беспаловым и С. Панченко «заведомо ложных измышлений…»;
- авторство посланий, посвященных советскому правосудию, деятельности комитета госбезопасности, в том числе, конкретно по делу Бузинникова.
Судья отклонил все прошения подсудимого. Э.Я. Кулешов виновным себя не признал и отклонил все пункты обвинения. Особо Э.Я. Кулешов пояснил, в Конституции СССР содержится много противоречий с действительностью, что в ней имеются статьи, которые исключают друг друга. Что касается книги «Архипелаг ГУЛаг», то она не является «клеветнической», поскольку в ней описываются события, которые имели место в реальности [9].
4 июля в Ростовском областном суде было возобновлено слушание дела Э.Я. Кулешова. Свидетели М. Слиньков и Душкина заявили, что показания их вынудили дать под давлением, и отказались от них. М. Слиньков, главный свидетель обвинения, сказал, что ему не позволили зафиксировать показания лично, заявил, что следователями Нецветай и Павленко были искажены его показания, а когда тот отказывался их подписывать, угрожали тюрьмой. М. Слиньков утверждал, что никаких записей «Архипелага ГУЛаг» у Э.Я. Кулешова не слушал, и никаких клеветнических измышлений тот не говорил. Судья сказал, что за дачу ложных показаний на следствии, М. Слинькова могут осудить на 7 лет лишения свободы, что не совсем соответствовало советскому законодательству. В свою очередь, М. Слиньков заявил, что действительно проявил малодушие и готов понести за это наказание. Основная часть вопросов, которые Кулешов планировал задать М. Слинькову, судьей были сняты. От своих показаний отказались и свидетели В. Беспалов и С. Панченко – заключенные, находившиеся в камере с Э.Я. Кулешовым, и ранее подтвердившие, что Э.Я. Кулешов в камере распространял «клеветнические измышления». С. Панченко говорил, что, якобы, его показания были написаны уже раньше, но он их подписал, поскольку во время следствия его избивали, и он боялся опять попасть «под молотки». С. Панченко заявил, что дополнительное обращение к прокурору, отправленное им из тюрьмы, он писал под диктовку заместителя начальника следственного изолятора. В. Беспалов сказал, что он не давал показаний против Э.Я. Кулешова, его просто заставили подписать уже написанные показания, а следователь Павленко угрожал В. Беспалову ст. 102 (злостное убийство с расстрелом). Когда В. Беспалова в сопровождении конвоя выводили из зала, тот закричал, что его можно и стрелять, и в этом вся «ваша политика». А. Курбацкий сказал, что слушал у Э.Я. Кулешова на какой-то вечеринке «куски» из «Архипелага…», но не был уверен, что это было – запись или передача, время вечеринки также не смог указать – 1977 г., 1976 г., или 1975 г. А. Курбацкий подтвердил только один эпизод высказывания им «измышлений», будто в СССР имеется коррупция, и что отсутствует справедливость.

Суд, тем не менее, не принял во внимание данные заявления свидетелей и вынес приговор – 3 года лагерей [10].
Член МХГ [11] В.А. Некипелов 18 июля написал небольшую заметку «За что осужден Эдуард Кулешов?», в которой утверждал, что материалы суда над Э.Я. Кулешовым будут сфальсифицированы; но сохранившиеся документы он направит в «Эмнисти Интернейшнэл».  30 июля члены МХГ С.В. Каллистратова и В.А. Некипелов направили обращение Генеральному Прокурору СССР «Остановить злодеяние!» по поводу обвинительного приговора Кулешова, где требовали принятия неотложных мер по восстановлению законности, попранной Ростовским судом [12].
В связи с большим количеством процессуальных нарушений в период следствия и на суде Верховный суд СССР приговор по делу Э.Я. Кулешова отменил, и направил дело на доследование [13].

Новое следствие по делу Э.Я. Кулешова завершено весной 1980 г. Э.Я. Кулешов начал знакомиться с материала дела, но у него до сих пор не имелось адвоката. Э.Я. Кулешов содержался в следственном изоляторе в Ростове-на Дону (учреждение ИЗ-59/1). Следствие вел следователь Натолока. 8 пунктов из первоначального обвинительного приговора было снято. Свидетель М. Слиньков дал показания по 3 пунктам обвинения. В январе 1980 г. прошла очная ставка Э.Я. Кулешова с его единоутробным братом А. Удодовым. После очной ставки следователь сказал Удодову, что после суда Кулешова освободят [14]. 17 мая 1980 г. Э.Я. Кулешова приговорили к 2 годам лагерей строгого режима [15]. Однако эта информация, как сообщают «Вести из СССР», вероятно, оказалась ошибочным. Э.Я. Кулешова освободили 6 декабря 1980 г. «за недоказанностью обвинения» [16].


Библиографический список
  1. Гарькин И.Н., Королева Л.А. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын о советском диссидентстве // История и археология. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/07/1094 (дата обращения: 13.03.2015).
  2. ХТС. Вып. 51 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  3. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 42-43.
  4. ХТС. Вып. 51 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  5. Артемова С.Ф., Молькин А.Н. Активист еврейского движения в СССР И.С. Зисельс // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/48760 (дата обращения: 13.03.2015).
  6. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 123.
  7. Королева Л.А., Королев А.А., Молькин А.Н. Использование психиатрии в политических целях в СССР // Политика, государство и право. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/10/1995 (дата обращения: 09.03.2015).
  8. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 135.
  9. ХТС. Вып. 53 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  10. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 142.
  11. Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 17.02.2015).
  12. ХТС. Вып. 53 // http://www.memo.ru/history/diss/chr/
  13. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 214.
  14. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 254-255.
  15. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 349.
  16. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. С. 543.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация