УДК 159.99

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Остроумова Екатерина Вячеславовна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал
студентка 5 курса историко-филологического факультета

Аннотация
Ценностные ориентации человека оказывают влияние на развитие личности и регулируют деятельность человека в социуме. Ценностные ориентации студентов младших и старших курсов имеют существенные различия, причиной которых являются закономерности возрастного развития. В статье исследуется динамика изменений в ценностях личности.

Ключевые слова: личность, развитие, самоопределение, социум, ценности, Ценностные ориентации


DYNAMICS OF STUDENTS’ VALUE ORIENTATIONS IN THE STUDY PROCESS

Ostroumova Ekaterina Vyacheslavovna
Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, Arzamas branch
the 5-year student of the historical-philological faculty

Abstract
Human value orientations influence development of personality and regulate the activity of a man in society. There is a significant difference between value orientations of junior and senior students caused by the age-related evolution of mental patterns. The article investigates the changes in dynamics of personal values.

Keywords: personality, self-determination, self-development, society, Value orientations, values


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Остроумова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51068 (дата обращения: 02.06.2017).

В современном российском обществе наблюдается обострение множества социальных проблем, что в свою очередь происходит из-за смены сложившихся социальных ценностей и устоев. Все это не может не отразиться на гражданах нашей страны, и особенно на подрастающем поколении, период взросления которого происходит в столь тяжелое для общества время. Так, все ярче проявляется тенденция потери многими представителями молодого поколения ценностных ориентаций. Это связано, прежде всего, с тем, что нестабильность политической, экономической и социальной обстановки не позволяет обществу формировать новые моральные ценности, которые могли бы регулировать социальное поведение человека и общества в целом. Важно указать на то, что ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности, отражают отношение человека к окружающему миру и самому себе, а, следовательно, непосредственно влияют на нашу жизнь.

Задача будущих преподавателей состоит, прежде всего, в том, что они обязаны помочь подросткам найти оптимальные цели в жизни, создать систему ценностных ориентаций, которые позволили бы им благотворно жить и трудиться. Кроме того, необходимо научить их перестраивать, совершенствовать свои ценностные ориентации, подстраиваясь под постоянно меняющийся менталитет общества. Необходимо исследовать, как происходят изменения в системе ценностных ориентаций студентов, выявить причины и факторы, влияющие на их эволюцию.

Ценностные ориентации (ЦО) оказывают большое влияние на развитие личности человека.  Они представляют собой психологические образования, организованные иерархично и складывающиеся в систему. Они также являются неотъемлемыми элементами в структуре личности.  Ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Они становятся частью сознания. Также, они выступают в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

Система ценностных ориентаций оказывается связующим элементом между внутренними установками человека и социальными нормами. Она регулирует активность человека в социуме, помогает ему соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. К. Роджерс справедливо утверждает, что человек удовлетворяет свои потребности только при соответствии способов достижения какой-либо цели его системе ценностей [9, с. 56]. С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Согласно ее исследованиям, ценностные ориентации представляют собой «канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [1, с. 63].

Развитие личности происходит тогда, когда общественные ценности сталкиваются с ценностными ориентациями отдельно взятого индивидуума. Разрешение конфликта нравственного характера является движущей силой гармоничного развития личности. Подобные столкновения происходят в наиболее актуальных для индивидуума сферах жизнедеятельности. Д.А. Леонтьев отмечает, что внутренние противоречия выступают как механизм особого движения в сознании, приводящего к развитию личности посредством ее самоактуализации, которая может быть достигнута только посредством разрешения внутренних конфликтов в ценностной сфере личности. Таким образом, ценностные ориентации являются в первую очередь механизмом личностного роста и саморазвития, носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

Основной экспериментальной базой исследования явился АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В эксперименте участвовало 15 студентов первого курса и 15 студентов пятого курса историко-филологического факультета специальности «Иностранный язык».
В работе использовались эмпирические методы исследования, в частности, анкетирование. В качестве психодиагностической методики использовался «Ценностный опросник С. Шварца», адаптированный Э.Г. Патрикеевой. В данном опроснике студентам были предложены 11 ценностей, которые им нужно было оценить по степени значимости по шкале от 0 до 6 [7, с. 143]. В перечень ценностей вошли:
•           отдых, удовольствия;
•           умение обращаться с деньгами;
•           духовное богатство;
•           помощь другим;
•           любовь к близким;
•           познание истины;
•           высокий социальный статус;
•           признание и уважение;
•           социальная активность;
•           окружение;
•           здоровье.

В ходе нашего исследования выяснилось, что для студентов первого курса, как и для студентов пятого курса, наиболее важными являются любовь близких, их окружение и здоровье. Именно эти ценности были отмечены ими как наиболее важные (таблица 1, рис. 1). Почти все опрошенные поставили самые высокие баллы при оценке этих пунктов.Таблица 1

Иерархия ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов АФ ННГУ

Ценности

1 курс

5 курс

1 – отдых, удовольствия

3,6

2,47

2 – умение обращаться с деньгами

4

4,6

3 – духовное богатство

3,8

4,73

4 – помощь другим

4,93

4,2

5 – любовь к близким

5,2

5,3

6 – познание истины

3,8

3,93

7 – высокий социальный статус

3,73

3,73

8 – признание и уважение

4

3,46

9 – социальная активность

3,6

2,53

10 – окружение

5,2

4,86

11 – здоровье

5,2

5,4

Рис. 1. Особенности ЦО студентов 1 и 5 курсов АФ ННГУ.

На второй позиции оказались такие параметры как: умение обращаться с деньгами, познание истины, высокий социальный статус, духовное богатство и помощь другим.

Остальные ЦО были оценены несколько ниже, однако именно здесь студенты показали динамику развития ценностных ориентаций более явно. Такие ценности как отдых, признание и социальная активность были признаны пятым курсом менее значимыми, в то время как первый курс присвоил им более высокие баллы.

Это связано с тем, что в силу своего возрастного развития и неокончательной сформированности личности студенты первого курса придают большее значение своему окружению и сфере общения. Положительный психологический климат является важным фактором и условием формирования гармоничной личности. На первых годах обучения в институте студенты все еще проходят последние стадии юношеского этапа развития, т.е. этапа самоопределения и формирования самосознания. Здесь они усваивают новые социальные роли, и сфера их жизнедеятельности значительно расширяется. Именно поэтому они нуждаются в поддержке окружающих и признании. На последних курсах обучения в ВУЗе студенты переходят на следующий этап возрастного развития, они перестают уделять столь большое внимание общественному мнению и концентрируются на достижении конкретных целей. Первостепенное значение здесь приобретают потребность в самореализации и профессиональная деятельность.

Таким образом, ценностные ориентации студентов младших и старших курсов имеют существенные особенности по ряду параметров; причиной данных изменений являются закономерности возрастного развития. Так, к завершению периода обучения в ВУЗе происходит переход от одного возрастного этапа к другому: юношеский возраст постепенно замещается взрослостью, когда у индивидуума окончательно складывается система убеждений, ценностей, происходит профессиональное самоопределение, и он начинает сознательно формировать себя как личность.

Нельзя не принять во внимание тот факт, что подрастающее поколение является представителем демографического обрыва, берущего свое начало в 90х годах ХХ века. Социальная обстановка этого времени сильно сказалась на детях, родившихся во время экономического, политического и социального кризиса. Так, кандидат экономических наук Виктор Переведенцев справедливо отмечает, что «с демографической точки зрения ничего хорошего для России не стоит ожидать… Ее доля в населении мира упадет почти в два раза (с нынешних 2,4 до 1,3%). Причем оно будет очень старым, с преобладанием женщин (89 мужчин на 100 женщин). Подобное развитие событий негативно повлияет на возможности участия страны во всех мировых процессах, ее позиции в международной экономической конкуренции будут подорваны, качество рабочей силы понизится, “нагрузка пенсионерами” на работающее население сильно возрастет…» [8].

Таким образом, на подрастающее поколение ложится большой груз ответственности за будущее нашей страны. Молодежь более чем кто-либо нуждается в общении, признании и защите, поэтому долг преподавателей состоит в том, чтобы в нужное время оказать помощь, поддержку и соответствующее влияние на развитие,  формирование личности молодого человека.


Библиографический список
  1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984. – Т.5. – № 5. – С. 63-70.
  2. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М., 1992. – 17 с.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. —446 с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
  6. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 304 с.
  7. Патрикеева Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи: монография/ Э.Г. Патрикеева; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 155 с.
  8. Переведенцев В. Наше демографическое будущее /В.Переведенцев // журнал Человек и труд. – 2001. – № 5. – С.18-23.
  9. Роджерс  К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 320 с.
  10. Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.


Все статьи автора «Остроумова Екатерина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: