В современном российском обществе наблюдается обострение множества социальных проблем, что в свою очередь происходит из-за смены сложившихся социальных ценностей и устоев. Все это не может не отразиться на гражданах нашей страны, и особенно на подрастающем поколении, период взросления которого происходит в столь тяжелое для общества время. Так, все ярче проявляется тенденция потери многими представителями молодого поколения ценностных ориентаций. Это связано, прежде всего, с тем, что нестабильность политической, экономической и социальной обстановки не позволяет обществу формировать новые моральные ценности, которые могли бы регулировать социальное поведение человека и общества в целом. Важно указать на то, что ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности, отражают отношение человека к окружающему миру и самому себе, а, следовательно, непосредственно влияют на нашу жизнь.
Задача будущих преподавателей состоит, прежде всего, в том, что они обязаны помочь подросткам найти оптимальные цели в жизни, создать систему ценностных ориентаций, которые позволили бы им благотворно жить и трудиться. Кроме того, необходимо научить их перестраивать, совершенствовать свои ценностные ориентации, подстраиваясь под постоянно меняющийся менталитет общества. Необходимо исследовать, как происходят изменения в системе ценностных ориентаций студентов, выявить причины и факторы, влияющие на их эволюцию.
Ценностные ориентации (ЦО) оказывают большое влияние на развитие личности человека. Они представляют собой психологические образования, организованные иерархично и складывающиеся в систему. Они также являются неотъемлемыми элементами в структуре личности. Ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Они становятся частью сознания. Также, они выступают в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.
Система ценностных ориентаций оказывается связующим элементом между внутренними установками человека и социальными нормами. Она регулирует активность человека в социуме, помогает ему соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. К. Роджерс справедливо утверждает, что человек удовлетворяет свои потребности только при соответствии способов достижения какой-либо цели его системе ценностей [9, с. 56]. С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. Согласно ее исследованиям, ценностные ориентации представляют собой «канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [1, с. 63].
Развитие личности происходит тогда, когда общественные ценности сталкиваются с ценностными ориентациями отдельно взятого индивидуума. Разрешение конфликта нравственного характера является движущей силой гармоничного развития личности. Подобные столкновения происходят в наиболее актуальных для индивидуума сферах жизнедеятельности. Д.А. Леонтьев отмечает, что внутренние противоречия выступают как механизм особого движения в сознании, приводящего к развитию личности посредством ее самоактуализации, которая может быть достигнута только посредством разрешения внутренних конфликтов в ценностной сфере личности. Таким образом, ценностные ориентации являются в первую очередь механизмом личностного роста и саморазвития, носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
Основной экспериментальной базой исследования явился АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В эксперименте участвовало 15 студентов первого курса и 15 студентов пятого курса историко-филологического факультета специальности «Иностранный язык».
В работе использовались эмпирические методы исследования, в частности, анкетирование. В качестве психодиагностической методики использовался «Ценностный опросник С. Шварца», адаптированный Э.Г. Патрикеевой. В данном опроснике студентам были предложены 11 ценностей, которые им нужно было оценить по степени значимости по шкале от 0 до 6 [7, с. 143]. В перечень ценностей вошли:
• отдых, удовольствия;
• умение обращаться с деньгами;
• духовное богатство;
• помощь другим;
• любовь к близким;
• познание истины;
• высокий социальный статус;
• признание и уважение;
• социальная активность;
• окружение;
• здоровье.
В ходе нашего исследования выяснилось, что для студентов первого курса, как и для студентов пятого курса, наиболее важными являются любовь близких, их окружение и здоровье. Именно эти ценности были отмечены ими как наиболее важные (таблица 1, рис. 1). Почти все опрошенные поставили самые высокие баллы при оценке этих пунктов.Таблица 1
Иерархия ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов АФ ННГУ
Ценности |
1 курс |
5 курс |
1 – отдых, удовольствия |
3,6 |
2,47 |
2 – умение обращаться с деньгами |
4 |
4,6 |
3 – духовное богатство |
3,8 |
4,73 |
4 – помощь другим |
4,93 |
4,2 |
5 – любовь к близким |
5,2 |
5,3 |
6 – познание истины |
3,8 |
3,93 |
7 – высокий социальный статус |
3,73 |
3,73 |
8 – признание и уважение |
4 |
3,46 |
9 – социальная активность |
3,6 |
2,53 |
10 – окружение |
5,2 |
4,86 |
11 – здоровье |
5,2 |
5,4 |
Рис. 1. Особенности ЦО студентов 1 и 5 курсов АФ ННГУ.
На второй позиции оказались такие параметры как: умение обращаться с деньгами, познание истины, высокий социальный статус, духовное богатство и помощь другим.
Остальные ЦО были оценены несколько ниже, однако именно здесь студенты показали динамику развития ценностных ориентаций более явно. Такие ценности как отдых, признание и социальная активность были признаны пятым курсом менее значимыми, в то время как первый курс присвоил им более высокие баллы.
Это связано с тем, что в силу своего возрастного развития и неокончательной сформированности личности студенты первого курса придают большее значение своему окружению и сфере общения. Положительный психологический климат является важным фактором и условием формирования гармоничной личности. На первых годах обучения в институте студенты все еще проходят последние стадии юношеского этапа развития, т.е. этапа самоопределения и формирования самосознания. Здесь они усваивают новые социальные роли, и сфера их жизнедеятельности значительно расширяется. Именно поэтому они нуждаются в поддержке окружающих и признании. На последних курсах обучения в ВУЗе студенты переходят на следующий этап возрастного развития, они перестают уделять столь большое внимание общественному мнению и концентрируются на достижении конкретных целей. Первостепенное значение здесь приобретают потребность в самореализации и профессиональная деятельность.
Таким образом, ценностные ориентации студентов младших и старших курсов имеют существенные особенности по ряду параметров; причиной данных изменений являются закономерности возрастного развития. Так, к завершению периода обучения в ВУЗе происходит переход от одного возрастного этапа к другому: юношеский возраст постепенно замещается взрослостью, когда у индивидуума окончательно складывается система убеждений, ценностей, происходит профессиональное самоопределение, и он начинает сознательно формировать себя как личность.
Нельзя не принять во внимание тот факт, что подрастающее поколение является представителем демографического обрыва, берущего свое начало в 90х годах ХХ века. Социальная обстановка этого времени сильно сказалась на детях, родившихся во время экономического, политического и социального кризиса. Так, кандидат экономических наук Виктор Переведенцев справедливо отмечает, что «с демографической точки зрения ничего хорошего для России не стоит ожидать… Ее доля в населении мира упадет почти в два раза (с нынешних 2,4 до 1,3%). Причем оно будет очень старым, с преобладанием женщин (89 мужчин на 100 женщин). Подобное развитие событий негативно повлияет на возможности участия страны во всех мировых процессах, ее позиции в международной экономической конкуренции будут подорваны, качество рабочей силы понизится, “нагрузка пенсионерами” на работающее население сильно возрастет…» [8].
Таким образом, на подрастающее поколение ложится большой груз ответственности за будущее нашей страны. Молодежь более чем кто-либо нуждается в общении, признании и защите, поэтому долг преподавателей состоит в том, чтобы в нужное время оказать помощь, поддержку и соответствующее влияние на развитие, формирование личности молодого человека.
Библиографический список
- Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. – 1984. – Т.5. – № 5. – С. 63-70.
- Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М., 1992. – 17 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. —446 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
- Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 304 с.
- Патрикеева Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи: монография/ Э.Г. Патрикеева; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2008. – 155 с.
- Переведенцев В. Наше демографическое будущее /В.Переведенцев // журнал Человек и труд. – 2001. – № 5. – С.18-23.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – 320 с.
- Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.- сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.