ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗОНТИЧНЫХ БРЕНДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ

Артамонова Юлия Сергеевна1, Колесников Павел Васильевич2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены способы формирования региональных зонтичных брендов территориальных отраслевых кластеров и направления их эффективного развития. Использование рекомендаций по формированию региональных зонтичных брендов позволит обеспечить эффективное кластерное развитие региона и узнаваемость продукции предприятий, входящих в кластеры.

Ключевые слова: кластер, кластеризация, региональный зонтичный бренд, туристический кластер


FORMATION OF REGIONAL UMBRELLA BRANDS IN THE TERRITORIAL INDUSTRIAL CLUSTERS

Artamonova Iuliia Sergeevna1, Kolesnikov Pavel Vasilyevich2
1Penza state university of architecture and construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»
2Penza state university of architecture and construction, degree student

Abstract
The article describes the methods of formation of regional umbrella brands in the territorial industrial clusters and the direction of their effective development. Using recommendations for the establishment of regional umbrella brands will ensure effective cluster development in the region and recognition of production companies belonging to clusters.

Keywords: cluster, clustering, regional umbrella brand, tourist cluster


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование региональных зонтичных брендов территориальных отраслевых кластеров // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/46918 (дата обращения: 13.03.2024).

Продвижение продукции территориальных отраслевых кластеров осуществляется на основе формирования и развития системы маркетинга и продвижения на основе создания региональных зонтичных брендов.

Реализация работ по брендингу территориальных отраслевых кластеров осуществляется в следующей последовательности:

  1. Формирование регионального зонтичного бренда кластера
  2. Формирование положительного имиджа регионального зонтичного бренда кластера
  3. Продвижение продукции кластера на внешние рынки под региональным зонтичным брендом

Понятие «зонтичный бренд кластера»  кратко можно охарактеризовать следующим образом: группа смежной по значению продукции, имеющая единую концепцию продвижения, объединенная производителями одного территориального отраслевого кластера.

Формирование регионального зонтичного бренда кластера предполагает разработку концепции зонтичного бренда, в т.ч.  брендбука, и концепции мероприятий по его продвижению.

Разработка зонтичного бренда кластера должна осуществляться региональным центром кластерного развития, утверждаться на общем собрании кластера или на собрании Совета кластера.

Продвижение регионального зонтичного бренда осуществляется на основе участия во всероссийских и международных отраслевых выставочных мероприятиях. Подобное участие преследует две цели:

  1. Имиджевая – позиционирование кластера в экономической системе региона и  страны
  2. Коммерческая – расширение дилерской сети предприятий кластера, поиск новых клиентов, поиск новых поставщиков, технологий.

Имиджевая составляющая интересна для региональных органов государственной власти, инфраструктуры кластерного развития региона. Обеспечение имиджевой составляющей происходит за счет участия в имиджевых мероприятиях, направленных на продвижение региона и его кластерной политики. Подобные мероприятия реализуются на международном и национальном уровнях.

В коммерческой составляющей в первую очередь заинтересованы предприятия региональных отраслевых кластеров, поскольку это будет способствовать продвижению продукции предприятий.

В качестве инструментов коммерческого продвижения региональных зонтичных брендов можно выделить следующие:

  • участие в выставочных мероприятиях;
  • участие в деловых миссиях в регионах России и за рубежом;
  • вхождение в международные отраслевые ассоциации для обеспечения доступа предприятий кластеров к современным технологиям, производственным ресурсам, актуальной информации о состоянии рынков сбыта.
  • продвижение  зонтичного бренда на основе инструментов визуализации, в том числе маркировка продукции предприятий-участников кластера логотипом регионального зонтичного бренда;
  • создание и продвижение сайтов региональных кластеров и совместных каталогов продукции кластера под региональными зонтичными брендами;
  • проведение PR-компаний регионального зонтичного бренда.
  • формирование маркетинговой системы региональных отраслевых кластеров.

Совместное участие в международных и национальных выставочных мероприятиях позволит предприятиям кластеров обеспечить формирование положительного имиджа зонтичного бренда, получить новые заказы, расширить географию сбыта, найти поставщиков и партнеров.

С целью оптимизации расходов на участие в выставках возможно создание типового модульного мобильного выставочного стенда общего пользования.

Данный проект предполагаетсоздание единого стенда, который мог бы использоваться во всех мероприятиях с участием представителей кластера для ускорения сроков и сокращения бюджетов участия в каждом отдельном мероприятии.

Преимущества технологического решения:

  • Модульно-каркасная сборка позволит комбинировать различные варианты застройки и оптимизирует логистику.
  • Стандартные дизайнерские и технические решения позволят адаптировать мобильные стенд под требования любого выставочного объекта .

Для доступа к новым технологиям, создания кооперационных связей, продвижения бренда кластера на мировом уровне,  наработки новых контактов рекомендуется вступление в отраслевые ассоциации национального и международного уровня либо обеспечение с ними взаимодействия и партнерства. Важным инструментом продвижения зонтичных брендов кластеров является система маркетингового и консультационного обслуживания кластеров региона.

Таблица 1  – Система маркетингового и консультационного обслуживания кластеров

Этап

Цели

Подготовительный Проведение мониторинга восприятия зонтичного бренда
Аналитический Разработка стратегии развития регионального зонтичного бренда
Формирование механизмов продвижения бренда
Реализации Реализация стратегии развития бренда
Формирование системы управления единым региональным брендом продукции кластера
Формирование системы контроля качества товаров, объединяемых единым региональным брендом продукции кластера
Реализация мер государственной поддержки продвижения единого регионального зонтичного бренда продукции кластера
Подготовка и проведение ежегодных мероприятий по продвижению продукции кластеров
Продвижение продукции кластеров в сети Интернет

Разработка в среднесрочной перспективе единой для всех субъектов кластеров маркетинговой стратегии и механизмов позиционирования региональной продукции позволит обеспечить:

-        увеличение объема продаж продукции на межрегиональном и международном рынке;

-        формирование собственной культуры производства продукции на территории региона;

-        формирование и закрепление в сознании отечественных и зарубежных потребителей образа продукции кластера, основанного на уникальных традициях, современных технологиях и решениях;

-        расширение ассортимента продукции предприятий кластеров региона;

-               приток отечественных и иностранных инвестиций;

-               рост капитализации региональных предприятий кластеров.

Эффективное обеспечение сбыта готовой продукции, выпущенной под зонтичным брендом кластера, может быть осуществлено на основе создания единой системы сбыта. Специфика подобной системы такова, что ее возможно использовать при сбыте штучной товарной продукции.

Формирование и развитие единой сети сбыта готовой продукции кластера направлено на снижение издержек производственных субъектов кластера, оптимизацию и расширение каналов сбыта.

Создание единой системы сбыта региональной продукции кластера может быть целесообразно путем формирования независимой региональной управляющей компании, представляющей интересы производственных субъектов кластера.

Формировании единой дистрибьюторской сети в рамках реализации программ развития зонтичного бренда кластера позволит не только расширить существующую систему сбыта готовой продукции, но и сформировать эффективные инструменты и механизмы контроля качества, повысить культуру производства. Такая система в настоящее время выстраивается в кондитерском кластере Пензенской области? рассматривается возможность ее создания в кластере аквакультуры и рыбного хозяйства Астраханской области.

Создание единой системы сбыта кластера позволит:

-               модернизировать структуру сбыта готовой продукции;

-               повысить эффективность и увеличить объемы продаж;

-               оптимизировать систему каналов распределения;

-               сформировать адаптивную систему управления единым каналом дистрибуции.

В условиях нестабильной экономической ситуации и потребности в импортозамещении конкурентным преимуществом продукции области может стать формирование единого регионального зонтичного бренда.

Для регионального туристического кластера единая система сбыта может быть реализована на основе создания визит-центра.

Визит-центр . может быть создан на базе центра кластерного развития.

Цель работы Визит-центра – формирование имиджа региона как уникального туристического региона России и помощь туристам в организации досуга.

Первостепенными задачами Визит-центра могут стать должны стать:

-     Продвижение регионального центра  как привлекательного туристического центра на российском и международном туристических рынках;

-     Организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристической деятельности, отдыха жителей региона;

-     Создание единой базы данных о программах и проектах по туризму в регионе;

-     Осуществление сотрудничества с туристическими центрами России и Европы;

-     Оказание содействия заинтересованным бизнес-структурам в рекламе их товаров и услуг;

-     Участие в ежегодных российских и международных выставках, конференциях и деловых встречах.

Зонтичный бренд туристического кластера предназначен для экономии ресурсов направленных на продвижение отдельных самостоятельных брендов туристических продуктов. Дополнительным преимуществом является брендинг территории, что повышает узнаваемость продукции.


Библиографический список
  1. Артамонова Ю.С., Байнишев С.М., Ханьжов И.С. К вопросу о формировании региональной кластерной политики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14407 (дата обращения: 26.01.2015)
  2. Артамонова Ю.С., Колесников П.В. Формирование приборостроительного кластера в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12933 (дата обращения: 29.04.2014)
  3. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Колесников П.В. Реализация кластерной политики в Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13225 (дата обращения: 26.05.2014)
  4. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Организационная модель кластеров Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46055 (дата обращения: 10.02.2015)
  5. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Характеристика экономического состояния Астраханской области // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=9508 (дата обращения: 10.02.2015
  6. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева – Пенза: ПГУАС, 2012. –  264 с.
  7. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография / под. ред. Ю.С. Артамоновой, Б.Б. Хрусталева – Пенза: ПГУАС, 2013. –  230 с.
  8. Макаров, И.Н. Национальные системы управления государственно-частным партнерством / Макаров И.Н., Колесников В.В // Российское предпринимательство. – 2013. – № 13 (235). – С. 38 – 44.
  9. Марков, Л.С. Экономические кластеры: эволюционная перспектива /Марков Л.С., Петухова М.В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2013. – Т. 13, вып. 4. – С. 164-171
  10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/innovations/development/doc1248781537747
  11. Мониторинг состояния инновационного, научного, производственного, финансово-экономического потенциала территориальных кластеров и актуализация программ территориальных кластеров Астраханской области, в том числе создание (организационное проектирование) цепочек взаимодействия в интересах участников территориальных кластеров. – Астрахань, 2015.
  12. Стрельцов Д.И., Артамонова Ю.С. Особенности формирования территориально-отраслевых кластеров стройиндустрии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12969 (дата обращения: 05.05.2014)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Артамонова Юлия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация