УДК 711.01/.09

АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПОСЕЛКА МОКШАН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Павлинова Светлана Николаевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
аспирант кафедры "Дизайн и художественное проектирование интерьера"

Аннотация
Архитектурно-пространственная среда центров малых и средних городов Пензенской области имеет характерные композиционные и ландшафтные особенности для каждого этапа исторического развития. Историческая среда центра поселка Мокшан в настоящее время значительно разрушена и частично утрачена. Воссоздать утраченные композиции и извлечь из опыта прошлых лет «дух места», специфику архитектурно - ландшафтных и архитектурно-пространственных качеств городской среды является важной исследовательской задачей.

Ключевые слова: архитектурно-пространственная среда, архитектурное наследие, Историческая среда, исторический город, малый город


THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF THE HISTORIC CENTRE OF MOKSHAN PENZA REGION

Pavlinova Svetlana Nikolaevna
The Penza State University of Architecture and Constructions
graduate student of chair "Design and art interior designing"

Abstract
Architectural and spatial environment of the centres of small and medium towns of the Penza region has a characteristic composition and landscape features for each stage of historical development. The historic environment of the Mokshan centre currently severely damaged and partially lost. To recreate the lost compositions and to learn from past experience the "spirit of place", the specifics of architectural and landscape and architectural and spatial qualities of the urban environment is an important research task.

Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Павлинова С.Н. Архитектурная среда исторического центра поселка Мокшан Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46885 (дата обращения: 03.06.2017).

Обращение к вопросу сохранения и развития исторических центров малых и средних городов в научной литературе последних лет неслучайно. Разрушительная политика XX века по отношению к культовым сооружениям и массовая неэстетичная застройка центров городов начала XXI века привели к полной утрате целостности архитектурно-пространственной среды, потере гармонии и своеобразия. Однако малые и средние города России при их более чем скромном в большинстве случаев  экономическом положении по-прежнему составляют основу  провинциальной архитектурной истории и культуры.

На настоящий момент разработано и принято к реализации несколько масштабных проектов и программ по сохранению и возрождению городов на различных уровнях – федеральном и муниципальном. В них подчеркивается, что возрождение малых и средних городов немыслимо без восстановления их памятников истории и культуры, исторической застройки, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев. Многие из этих городов обладают значительным историко-культурным потенциалом, который в ряде случаев может стать ресурсом для развития туризма. В любом случае историко-архитектурная среда небольших городов пока еще составляет существенный пласт истории, культуры, архитектуры, самобытности, представляет значительный интерес для исследования в области архитектуры и градостроительства с целью определения путей регенерации архитектурно-пространственных качеств среды и интеграции сохранившегося наследия в жизнь современного города.

Целью научной работы, проводимой в  Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, явилось исследование архитектурно-пространственной среды  центров малых и средних городов Пензенской области в ее эволюционной динамике с установлением характерных композиционных  и ландшафтных особенностей для каждого этапа исторического развития. Предполагается, что поставленная цель  позволит не только воссоздать утраченные композиции архитектурных комплексов и ансамблей, но  и осмыслить их особенности, извлечь из опыта прошлых лет «дух места», его неповторимый облик, специфику архитектурно- ландшафтных и архитектурно-пространственных качеств каждого города.

На  территории  Пензенской области существует 8 городов, среда которых признана ценной, эти города отнесены в категорию исторических: Кузнецк, Белинский, Нижний Ломов, Городище, Сердобск, Спасск, поселок Мокшан.

В современной планировке Мокшана сохраняются черты тех исторических этапов развития города, когда он был городом-крепостью, затем «административно-судебным центром уезда». По проекту 1785 года («План Пензенского Наместничества городу Мокшану») начал формироваться центр Мокшана.  По этому плану композиционное решение центра города закреплялось регулярной сетью улиц и площадей, прямые улицы должны были идти параллельно старой крепости, то есть параллельно ее северо-восточной стороне, с юго-востока на северо-запад. По этой линии расположились улица Архангельская (ныне Советская) и  ее продолжение – улица Пензенская. Их пересекают под прямым углом Саранская (ныне Поцелуева), Просвирина (ныне Охлопкова), Ломовская  (ныне Клочкова), расположенные с юго-запада на северо-восток. План предусматривал образование трех площадей: Базарной – самой большой  в центре города и двух на окраинах – возле двух церквей –  Архангельской и Рождественской. Церкви расположены вдоль главной композиционной оси города – улиц Архангельской, Пензенской. Рядом с Рождественской церковью по плану 1785 предлагалось разместить ярмарочную площадь.  В  общей сложности центральная улица составляла    около1200 метров.  Регулярный план активно пересматривал стихийно сложившуюся живописную планировку города. Центральная Базарная площадь сохранялась на том же месте (на месте бывшей крепости), но ее конфигурация теперь представляла прямоугольник, закрепленный геометрически строго перпендикулярными улицами. В плане города площадь читалась симметрично и открывалась  на реку Мокшу.

Так к концу XVIII века оформился центр Мокшана. Заложенная планировка практически сохранилась до настоящего времени, составила основу исторического центра и основу современного развития города.

С 1803 по 1809гг в Мокшане строится каменный Богоявленский храм. Интересна архитектура церкви. Освященная в 1824г. Богоявленская церковь летом 1893г. была разобрана и 5 сентября того же года заложена новая «о двух алтарях». Проект на постройку новой каменной церкви, составленный епархиальным архитектором Эренбергом, был утвержден 25 мая 1893г. В 1929 году церковь закрыли, а в 1993 году при ней вновь был зарегистрирован приход, и началась ее реставрация.

В 1827 году на месте Архангельской деревянной церкви был построен каменный кирпичный Михайло-Архангельский храм. К строительству был привлечен архитектор И. И. Шадрин. Построенное им здание Михайло-Архангельского храма в 1884-1885 гг. (трапезная и колокольня) является ценным архитектурным сооружением, памятником русского церковного зодчества, особенно обращает на себя внимание богато декорированная колокольня. В1930 г. храм был закрыт. Южная стена трапезной была разломана: здесь был устроен широкий проход для въезда и выезда автомашин – в храме был устроен гараж. В 1951г. Михайло-Архангельская церковь была вновь открыта. С 1951-1974 гг. были проведены восстановительные работы.

В самом начале XIX века в Мокшане были построены каменные сооружения и здания присутственных мест и уездных учреждений;  некоторые из них частично сохранились: здание бывшего полицейского управления (1802г. – ныне администрация Мокшанского района), здание уездной тюрьмы (1819г. – ныне техникум механизации), здание городской управы, здание земской управы, пожарная каланча. (Присутственные места в Мокшане построены по типовому для уездных городов проекту, составленному в 1804г. академиком архитектуры А. Д. Захаровым). Сохранились здания школы и высшего начального училища. Определенный исторический облик городу придают сохранившиеся каменные купеческие дома: дом купца Быстренина (1876г, ныне – старая часть здания техникума), купца Михалкина (1885г.), купца Покидаева, купцов Миронова и Оловянникова, дом Швецова (1897г.), дом Бубнова.  Кроме того,  сохранились культовые сооружения: церковь Богоявления Господня (бывшая Никольская церковь) и Михайло-Архангельская церковь.

К концу XIX века в центральной части города строятся еще три храма – Успенский,  Александра Невского и Михаила Задонского.

Центральная Базарная площадь, формируемая тремя церквями и зданием присутственных мест, составляла единое планировочное целое с прямолинейной сеткой улиц. С юго-восточной стороны площадь ограничивалась большим сквером. С северо-восточной и северо-западной сторон площадь была ограничена регулярной застройкой, в то время как с юго-запада она ограничивалась изгибом реки Мокши. Явной доминантой площади являлась Богоявленская церковь.  Успенский храм, здание присутственных мест и церковь Александра Невского располагались в центральной части площади и формировали единый комплекс, разделяя огромную площадь на две основные части, образуя большое пространство, благодаря которому весь комплекс зданий хорошо воспринимался зрителем. Главным акцентом площади являлось сооружение пожарной каланчи. По предположению         В.И. Лебедева[4], в конце XIX в была возведена на фундаменте башни Крепости Мокшан, находившейся на северо-восточной стороне крепости. Также на площади размещались длинные торговые ряды, нарушающие силуэт площади контрастными  формами разноплановой по масштабности и объемам застройки. В этот период комплекс культовых и гражданских зданий представляет наиболее полную и завершенную картину архитектурного ансамбля центра.

В городе пока еще сохранились памятники истории и архитектуры, но современный Мокшан сильно изменился. На бывшей базарной площади перед зданием  администрации Мокшанского района (здание присутственных мест) разбит сквер.  Застроена бывшая огромная площадь около Архангельской церкви. Полностью застроена Рождественская площадь. Вместо Рождественской церкви (1747г, позже Каменный Троицкий храм, построенный в1844 г.), разрушенной в конце XX века, теперь размещается пожарная часть. Уничтожен Успенский храм, располагавшийся на Базарной площади.

Центр сформирован современными общественными зданиями, которые категорически не соотносятся с исторической   планировочной и пространственной структурой. На месте бывшей Успенской церкви построены крупные торговые здания, церковь Александра Невского в разрушенном состоянии оказалась «зажатой» дворовым пространством здания колледжа механизации. Новая архитектура  ни по масштабу, ни по художественным качествам не вписывается в контекст исторической застройки.

Значение сохранившихся сооружений (здание присутственных мест, пожарная каланча, Богоявленский храм) в композиции центральной площади утрачено. В архитектуре площади доминируют торговые здания, не отличающиеся эстетикой и дизайном, соотношение открытых и застроенных пространств, сложилось также не в пользу исторических зданий. Ансамбль площади полностью разрушен.

В связи с утратой в начале XX в. большинства культовых сооружений возникла необходимость изучить исторический архитектурный пласт, сложившийся к концу XIX века. Эта стало бы первым шагом на пути преодоления варварского отношения к своему прошлому, определения  методов сохранения и использования культурного наследия города и городского центра.

Для восстановления планировочного состояния центра города на этот период был выполнен комплексный план, совмещающий данные сохранившихся документов  (использовались съемка «Уездного города Мокшана» 1889 года и материалы по существующему состоянию города).  На план были нанесены также современные линии застройки и культовые сооружения, сохранившиеся до настоящего времени в разрушенном и руинированном состоянии.

Объемно-пространственная композиция восстанавливалась с использованием архивных фотоматериалов и гравюр, текстовых источников. Была выполнена визуальная реконструкция двух разрушенных храмов (Успенского и Александра Невского). Моделирование объемно-пространственной структуры включало также модели общественной застройки и восстановление ландшафтных участков городской среды центра. Это позволило создать наглядную картину пространственной организации центра города. Особенно интересен центр города со стороны реки Мокши в панорамном (силуэтном) восприятии.

Сохранившиеся культовые здания в современной застройке до сих пор играют значительную роль. Богоявленская церковь формирует центральную площадь, является доминантой для всего города, хорошо воспринимается со стороны въезда и в панораме города со стороны реки Мокши. Значительную роль в формировании исторического центра города играет и Михайло-Архангельская церковь. Она продолжает композицию главной улицы, завершая ансамбль исторического центра, воспринимается также в панораме со стороны реки Мокши. Прекрасные пропорции и мягкий колорит архитектуры  храма создают провинциальный образ русского города.

Вопрос о современной  архитектурной среде малого города,  и сохранности его исторического прошлого актуален в исследованиях особенностей архитектурно-градостроительного развития российских регионов. Утрата своеобразия городской среды должна быть преодолена путем поиска методов сохранения, реставрации и реновации сохранившихся элементов исторической застройки, определения принципов и приемов включения нового в структуру сложившегося.


Библиографический список
  1. Пензенская область [Электронный ресурс]: Мокшанский район [Сайт] – Пенза. – режим доступа http://inpenza.ru/mokshan/index.php
  2. Лебедев М. А. Очерки истории Пензенского края / Лебедев М. А.; ред.-составитель А. И. Дворжанский. – Пенза, 2007. – 264 с
  3. Полубояров М. С. Весь Пензенский край. Историческая топография Пензенской области / М. С. Полубояров. [Электронный ресурс] // Суслоны: История России. Краеведение. Топонимика [Сайт]. – Пенза, 2007-2013. – Режим доступа: http://suslony.ru/index.htm


Все статьи автора «Павлинова Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: