СИСТЕМА НОРМИРОВАНИЯ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ АГЕНТСТВА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ США

Голубничий Артем Александрович1, Замулина Мария Владимировна2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, магистрант кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Аннотация
В статье рассматривается система нормирования выбросов в атмосферный воздух, разработанная Агентством по охране окружающей среды США. Анализируются основные подходы к реализации системы. Рассматривается понятие риска и остаточного риска и его реализация при внедрении наилучших из доступных технологий.

Ключевые слова: атмосферный воздух, наилучшие доступные технологии, норматив выброса, остаточный риск, риск


RATIONING SYSTEM OF AIR EMISSIONS UNITED STATES ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY

Golubnichiy Artem Aleksandrovich1, Zamulina Marija Vladimirovna2
1Katanov Khakass State University, Assistant at the Depatment of Engineer Ecology and Bases of Production
2Katanov Khakass State University, Student of the Department of Computing Software and Automated Systems

Abstract
In this paper we consider a system of rationing of air emissions, developed by United States Environmental Protection Agency. Analyzes the main approaches to the implementation of the system. The concept of risk and residual risk and its realization in the implementation of best available technologies.

Keywords: air, emission standard, residual risk, the best available technology


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голубничий А.А., Замулина М.В. Система нормирования выбросов в атмосферу Агентства по охране окружающей среды США // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/45763 (дата обращения: 14.03.2024).

Процесс гармонизации российских стандартов нормирования и показателей качества атмосферного воздуха в соответствии с международными нормами и правилами в настоящее время является сложной задачей. Анализируя принципы нормирования качества атмосферного воздуха в России [1] и США [2,3] можно сделать вывод об общности направлений, к которым можно отнести: обеспечение охраны здоровья населения и благоприятных условий жизни, а также сохранение окружающей среды. Тем не менее, реализация вышеназванных направлений, в области загрязнения атмосферного воздуха, отличается как в зависимости от юридической силы стандартов и нормативов, так и от количественных показателей этих нормативов (установленных нормативов качества атмосферного воздуха).

Процессы интеграции в различных областях знаний на фоне усиления влияния международных организаций, в том числе в той или иной степени связанных с экологией, таких как ВОЗ, ЮНЕП и т.д., создает основу для сближения нормативных уровней воздействия (концентраций веществ) в разных странах.

Необходимость гармонизации и пересмотра стандартов качества атмосферного воздуха на современном этапе связана с новыми данными в области эпидемиологии и системы оценок риска.

Основным отличием ряда развитых стран в области нормирования качества атмосферы является привязка не только к человеку и населению в целом, как объекту изучения влияний загрязнений, но и к другим живым организмам, обладающим меньшей сопротивляемостью к загрязнению, т.е. определенно рода экологические эффекты. Например, в США стандарты качества воздуха, влияющие на здоровье человека, называются первичными, а предупреждающие негативные последствия для экосистем – вторичными. В странах Европейского региона разработка экологических нормативов ведется уже с учетом влияния на элементы экосистемы, включая воздействия на разные звенья трофической цепи (растения, животных). Необходимость внедрения этих нормативов связана с пагубным воздействием на отдельные элементы экосистемы, при концентрациях значительно ниже в сравнении с опасными для человека.

Количество разработанных нормативов и их содержательная часть (перечень веществ и значение показателей) отличается в различных странах. Так федеральное законодательство США при определении загрязнения атмосферного воздуха базируется на «criteria pollutants» – шести индикаторах загрязняющих веществ в атмосфере: озон, твердые частицы, оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, свинец. В соответствии с актом Clean Air Act принятым в 1990 году [2] для вышеназванных веществ устанавливаются национальные нормативы стандарта качества атмосферного воздуха (NAAQS) при этом данные нормативы постоянно пересматриваются в сторону уменьшения [4].

Помимо шести индикаторов Агентством по охране окружающей среды США (EPA) разработаны нормативные уровни еще для 189 веществ представляющих наибольшую опасность для здоровья населения [2]. Также Агентство публикует ежегодные базы данных, включающие более 600 веществ, выбрасываемых различными источниками с описанием их токсикологических свойств. Предприятия, являющиеся источниками выбросов этих веществ согласно формам и инструкции об инвентаризации токсичных веществ (Toxic Chemical Release Inventory Reporting Forms and Instructions) [5] обязаны ежегодно отчитываться о выбросах при их наличии.

При определении и пересмотре нормативов учитывается уровень развития технологий. Соответственно нормативы в большей части принимаются в соответствии с наилучшими доступными технологиями, как в уровне очистки загрязнений, так и в разработке экологизированных технологий. Однако в тех случаях если существующие технологии в очистки тех или иных процессов не достаточны, то стоит говорить о наличии остаточного риска. Так поправками к Акту о чистом воздухе США, Агентство по охране окружающей среды разработало стратегию Integrated Urban Air Toxics Strategy, в рамках которой установление стандарта на основании НДТ является лишь первым этапом, на втором этапе оценивается остаточный риск после введения стандарта НДТ [6]. При этом если значение остаточного риска выше приемлемого, то в течение 2–8 лет должны быть разработаны меры по снижению риска посредством введения альтернативных технологий. В 1999 году Агентство по охране окружающей среды представило Конгрессу США подробную процедуру оценки остаточного риска.

Методология оценки риска при внедрении показателей НДТ включает определении остаточного риска на территории с проживающим населением после внедрения методов регулирования выбросов. Данный подход естественно стимулирует разработку мер по снижению загрязнений и развитие новых технологий, и модернизацию отраслей производства


Библиографический список
  1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. (в ред. от 29.12.2014)
  2. The Clean Air Act [As Amended Through P.L. 108–201, February 24, 2004]
  3. Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Процесс разработки и принятия национальных стандартов качества атмосферного воздуха США // Гуманитарные научные исследования. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9351 (дата обращения: 21.01.2015).
  4. Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Изменение показателей «criteria pollutants» в законодательстве США // Политика, государство и право. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2254 (дата обращения: 21.01.2015).
  5. Toxic Chemical Release Inventory Reporting Forms and Instructions. Revised 2012 Version. Section 313 of the Emergency Planning and Community Right-to-Know Act
  6. Integrated Urban Air Toxics Strategy. Published in the Federal Register on July 19, 1999


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация