Процесс гармонизации российских стандартов нормирования и показателей качества атмосферного воздуха в соответствии с международными нормами и правилами в настоящее время является сложной задачей. Анализируя принципы нормирования качества атмосферного воздуха в России [1] и США [2,3] можно сделать вывод об общности направлений, к которым можно отнести: обеспечение охраны здоровья населения и благоприятных условий жизни, а также сохранение окружающей среды. Тем не менее, реализация вышеназванных направлений, в области загрязнения атмосферного воздуха, отличается как в зависимости от юридической силы стандартов и нормативов, так и от количественных показателей этих нормативов (установленных нормативов качества атмосферного воздуха).
Процессы интеграции в различных областях знаний на фоне усиления влияния международных организаций, в том числе в той или иной степени связанных с экологией, таких как ВОЗ, ЮНЕП и т.д., создает основу для сближения нормативных уровней воздействия (концентраций веществ) в разных странах.
Необходимость гармонизации и пересмотра стандартов качества атмосферного воздуха на современном этапе связана с новыми данными в области эпидемиологии и системы оценок риска.
Основным отличием ряда развитых стран в области нормирования качества атмосферы является привязка не только к человеку и населению в целом, как объекту изучения влияний загрязнений, но и к другим живым организмам, обладающим меньшей сопротивляемостью к загрязнению, т.е. определенно рода экологические эффекты. Например, в США стандарты качества воздуха, влияющие на здоровье человека, называются первичными, а предупреждающие негативные последствия для экосистем – вторичными. В странах Европейского региона разработка экологических нормативов ведется уже с учетом влияния на элементы экосистемы, включая воздействия на разные звенья трофической цепи (растения, животных). Необходимость внедрения этих нормативов связана с пагубным воздействием на отдельные элементы экосистемы, при концентрациях значительно ниже в сравнении с опасными для человека.
Количество разработанных нормативов и их содержательная часть (перечень веществ и значение показателей) отличается в различных странах. Так федеральное законодательство США при определении загрязнения атмосферного воздуха базируется на «criteria pollutants» – шести индикаторах загрязняющих веществ в атмосфере: озон, твердые частицы, оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, свинец. В соответствии с актом Clean Air Act принятым в 1990 году [2] для вышеназванных веществ устанавливаются национальные нормативы стандарта качества атмосферного воздуха (NAAQS) при этом данные нормативы постоянно пересматриваются в сторону уменьшения [4].
Помимо шести индикаторов Агентством по охране окружающей среды США (EPA) разработаны нормативные уровни еще для 189 веществ представляющих наибольшую опасность для здоровья населения [2]. Также Агентство публикует ежегодные базы данных, включающие более 600 веществ, выбрасываемых различными источниками с описанием их токсикологических свойств. Предприятия, являющиеся источниками выбросов этих веществ согласно формам и инструкции об инвентаризации токсичных веществ (Toxic Chemical Release Inventory Reporting Forms and Instructions) [5] обязаны ежегодно отчитываться о выбросах при их наличии.
При определении и пересмотре нормативов учитывается уровень развития технологий. Соответственно нормативы в большей части принимаются в соответствии с наилучшими доступными технологиями, как в уровне очистки загрязнений, так и в разработке экологизированных технологий. Однако в тех случаях если существующие технологии в очистки тех или иных процессов не достаточны, то стоит говорить о наличии остаточного риска. Так поправками к Акту о чистом воздухе США, Агентство по охране окружающей среды разработало стратегию Integrated Urban Air Toxics Strategy, в рамках которой установление стандарта на основании НДТ является лишь первым этапом, на втором этапе оценивается остаточный риск после введения стандарта НДТ [6]. При этом если значение остаточного риска выше приемлемого, то в течение 2–8 лет должны быть разработаны меры по снижению риска посредством введения альтернативных технологий. В 1999 году Агентство по охране окружающей среды представило Конгрессу США подробную процедуру оценки остаточного риска.
Методология оценки риска при внедрении показателей НДТ включает определении остаточного риска на территории с проживающим населением после внедрения методов регулирования выбросов. Данный подход естественно стимулирует разработку мер по снижению загрязнений и развитие новых технологий, и модернизацию отраслей производства
Библиографический список
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04 мая 1999 г. (в ред. от 29.12.2014)
- The Clean Air Act [As Amended Through P.L. 108–201, February 24, 2004]
- Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Процесс разработки и принятия национальных стандартов качества атмосферного воздуха США // Гуманитарные научные исследования. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9351 (дата обращения: 21.01.2015).
- Голубничий А.А., Замулина М.В. (2015) Изменение показателей «criteria pollutants» в законодательстве США // Политика, государство и право. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2254 (дата обращения: 21.01.2015).
- Toxic Chemical Release Inventory Reporting Forms and Instructions. Revised 2012 Version. Section 313 of the Emergency Planning and Community Right-to-Know Act
- Integrated Urban Air Toxics Strategy. Published in the Federal Register on July 19, 1999