В последнее десятилетие в России тема инноваций, инновационной активности различных организаций стала особенно актуальной. В наше время инновации стали важным источником экономического роста, в некоторых странах обеспечивают 80-90% прироста валового продукта. Активная инновационная деятельность реального сектора экономики гарантирует высокую эффективность производства и рост уровня жизни.
В силу разных причин инновационная активность российских предприятий и других организаций остается на достаточно низком уровне. Доля России мировом секторе науки мала, не превышает 0,5 %. В то время как в США – 36%, Японии – 30%, Германии – 16%, Китая – 6%. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет не более 2,5% промышленного экспорта России. В США этот показатель составляет около 33%, столько же в Китае. На долю отечественного производства приходится не более 1% всех станков, закупаемых российским бизнесом.
На фоне низкой инновационной активности российских предприятий положительные тенденции наблюдаются в сфере вузовской науки, которая стала небольшим «оазисом» в национальном секторе исследований и разработок в последнее десятилетие. На фоне сокращения кадров в остальных секторах науки, прежде всего, в академическом, вузовская наука выступила практически единственно возможной потенциальной точкой роста и соответственно местом приложения государственных инвестиций, даже несмотря на сравнительно невысокую результативность научной деятельности в университетах.
Вузовскую науку можно рассматривать как совокупность организаций, структурных подразделений, научных коллективов, занимающихся исследованиями и разработками. При этом вузовская наука представлена не только образовательными учреждениями высшего профессионального образования. К ней также относятся и другие специализированные организации: научно-исследовательские институты, конструкторские, проектно-конструкторские организации, опытные предприятия и другие. По данным официальной статистики, в настоящее время общее число таких специализированных организаций не превышает сто единиц.
В последние годы государством предприняты значительные усилия, направленные на поддержку вузовской науки. В большей степени эти усилия связаны с финансовой поддержкой исследовательской деятельности в секторе высшего профессионального образования.
За период 2007–2012 гг. общий размер финансирования научно-исследовательских программ ведущих университетов из средств федерального бюджета составил 75,9 млрд рублей. На поддержку 29 Национальных исследовательских университетов за 2009–2012 гг. из средств федерального бюджета было направлено 34,8 млрд рублей, в том числе в 2009 г. – 2,9 млрд рублей, в 2010 г. – 9,2 млрд рублей, в 2011 г. – 10,7 млрд рублей, в 2012 г. – 11,9 млрд рублей. В фундаментальных исследованиях вузов большая часть внутренних текущих затрат (56%) приходится на естественные науки, 15,5% – на технические исследования и 15% на общественные [1].
Таким образом, характерной тенденцией развития вузовского сектора отечественной науки в период с 2000 года является увеличение объема внутренних затрат на исследования и разработки в более чем три раза. Доля вузов в расходах на науку в стране достигла 7.1% в 2009 г., в 2011 г. – 9,0%, в 2012 г. – 9,3%. К 2015 г. планируется рост доли вузов до 11,4%. Для сравнения, в развитых странах в секторе высшего образования выполняется около 17% затрат на инновации и разработки, в 27 странах – членах ЕС – 23.1% [1].
В результате государственной поддержки увеличилось число вузов, выполняющих исследования почти на 30% за десятилетие. Выросла возможность приобретать уникальное оборудование, позволяющее проводить исследования по широкому кругу научных направлений. Некоторые университеты имеют несколько уникальных стендов и установок, например: Южный федеральный университет, Московский энергетический институт – по четыре УСУ, Московский государственный институт электронной техники, Томский политехнический университет – по три УСУ и т.д. Наибольшее число установок задействованы в исследованиях в области энергетики и энергосбережения, нанотехнологий, рационального природопользования.
Увеличилось количество малых инновационных предприятий, созданных с участием вузов. Например, в Томском политехническом университете создано 38 таких предприятий. Объем НИОКР малых предприятий составляет 59,1 млн. руб.
Выросло количество полученных патентов, подаются заявки на получение зарубежных патентов. Выполняются проектные работы для сторонних заказчиков. В ТПУ за 2012 год Опытное производство при ПКИ выполнило 16 проектных работ для сторонних заказчиков, с привлечение внебюджетных средств около 30 млн. рублей. Рост доли внебюджетных источников финансирования, а также возможность коммерциализации научных разработок имеют важное значение для роста активности вузовского сектора в проведении научных исследований [2].
Из года в год растет, пусть и небольшими темпами, численность занятых исследованиями и разработками. В среднем на макроуровне удельный вес исследователей вузовской науки в общем количестве исследователей прирастает ежегодно на 0,1-0,3 процентных пункта, в отдельные года преодолевался 10-процетный рубеж. Наиболее значительный сдвиг в структуре исследователей произошел в 2007 году, когда удельный вес исследователей в вузовской науке увеличился на 0,8 п.п и в 2010 г., когда общая численность занятых исследованиями и разработками увеличилась на 4,8 тыс. чел. и составила 53,29 тыс. чел., в том числе исследователей – 38,64 тыс. человек, вернувшись к уровню 1995 года [3].
Если проводить сравнения, то состав исследователей вузовской науки сопоставим, например, с общей численностью исследователей подведомственных научных организаций Федерального космического агентства (29,7 тыс. чел. в 2010 г.), в 7 раз превышает численность исследователей, занятых в научных организациях ОАО «Газпром» и ОАО «Лукойл» (соответственно 3 тыс. чел. и 2 тыс. чел. в 2010 году), но в 2 раза меньше корпуса исследователей государственных академий наук (76,8 тыс. чел.).
Для поддержки научных исследований и разработок, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах, научных центрах и научных учреждениях государственных академий наук постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 учреждены гранты Правительства Российской Федерации, выделяемые на конкурсной основе.
Начиная с 2013 г. гранты Правительства Российской Федерации выделяются в размере до 90 млн рублей каждый на проведение научных исследований в течение трех лет с возможностью продления проведения научных исследований еще на два года. При этом необходимым условием для принятия решения о выделении гранта является привлечение исследователями внебюджетных средств для проведения научных исследований в размере не менее 25% размера гранта Правительства Российской Федерации [4].
В апреле 2013 г. Совет по грантам Правительства России определил сорок два победителя третьего открытого конкурса на получение грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований.
Создание режима наибольшего благоприятствования вузовской науке несомненно способствует позитивным преобразованиям в ней, однако, на наш взгляд, имеет и не совсем положительные моменты. Один из них проявляется в том, что на фоне роста бюджетных средств на исследования и разработки в научно-исследовательском секторе без того незначительный вклад частного капитала продолжает сокращаться. А ведь именно бизнес сектор, включающий предприятия, производящие инновационные продукты, по мнению большинства ученых, выступает первичным элементом национальной инновационной системы.
Сфера научных исследований – очень важный, но лишь один из многих элементов инновационной системы. Это означает, что любые преобразования, нацеленные на повышение отдачи от науки в реальном производстве, не должны ограничиваться организациями, ведущими фундаментальные либо прикладные НИОКР. Выбор путей реформирования сферы НИОКР должен, с одной стороны быть сопряжен с преобразованиями других элементов национальной инновационной сферы, а с другой учитывать специфику самих научных исследований в России [5].
На фоне многих других стран в России вклад вузов в проведение НИОКР минимален. Например, в Италии, где совокупные расходы на НИОКР по отношению к ВВП находятся примерно на российском уровне, вклад университетской науки в четыре раза больше. В большинстве стран ОЭСР расходы вузов на НИОКР достигают 0,4-0,5% ВВП. В результате сторонники подъема вузовской науки в России ратуют за дальнейший перенос центра тяжести из научно-исследовательских институтов в вузы. Однако, на наш взгляд, это не даст положительного эффекта.
Таблица 1 – Роль вузов в России и других странах
Страна |
Доля расходов на НИОКР, 2009 г., % от ВВП |
|
всего |
в вузах |
|
Россия |
1,24 |
0,09 |
США |
2,87 |
0,39 |
ЕС в целом |
2,02 |
0,48 |
Германия |
2,82 |
0,50 |
Великобритания |
1,85 |
0,52 |
Франция |
2,27 |
0,47 |
Италия |
1,26 |
0,38 |
Япония |
3,36 |
0,45 |
Китай |
1,70 |
0,14 |
Южная Корея |
3,57 |
0,40 |
Источник: Индикаторы науки: 2013: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
Одной из проблем вузовской науки России является отсутствие мониторинга и оценки результатов, получаемых от научной деятельности вузов. В отличие от некоторых развитых стран, в России не существует специальных институтов научных ревизоров, хотя увеличение финансирования вузовской науки приводит к необходимости создания подобных организаций и оценки результатов университетских исследований. Такая сеть научных ревизоров может стать одним из инструментов государственной научно-технической политики, направленной на стимулирование результативности научных исследований в вузах.
Перед университетской наукой, как правило, не ставятся высокие исследовательские задачи. Для прорывных исследовательских проектов существует корпоративная наука. Университетские исследователи, в отличие от корпоративной науки, обладают большей степенью научной свободы и занимаются в основном инициативными работами, для реализации которых выдаются гранты.
Вузовская наука не должна существовать сама по себе. В вузах готовят не только специалистов с высшим образованием, но и поддерживают кадровый потенциал отечественной науки, корпоративной и академической. Такие межсекторальные научные связи могут быть институализированы на договорной основе в виде кафедр, созданных вузами в научных организациях, и лабораторий, образованных научными организациями в университетах [6].
Наука и образование – это два равноправных партнера, сохранивших высокий потенциал для обеспечения государства новыми знаниями и высокопрофессиональными кадрами. При этом практическое применение научных разработок и знаний определяет достижение конечной цели деятельности субъектов интеграции – науки и образования. Промышленность должна быть заинтересована в использовании достижений науки, получении кадров, способных обеспечивать реализацию этих достижений. Необходимо добиться такого взаимодействия, чтобы отношение промышленности, бизнеса являлось главным индикатором «эффективности интеграции», качества подготовки кадров, степени ориентации науки на реальное производство.
Интеграция науки и образования является важным фактором, обеспечивающим, с одной стороны, приток кадров в научные организации, с другой – повышение качества образовательного процесса за счет привлечения ведущих ученых к преподавательской деятельности, а также повышение уровня исследований, проводимых как в научных организациях, так и в образовательных учреждениях.
Библиографический список
- Финансирование фундаментальных исследований. [Официальный сайт «Совет по науке и образованию»]. URL: http:// http://www.snto.ru/index.php
- Индикаторы науки: 2013: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 400с.
- Научная деятельность ТПУ сегодня [Официальный сайт «НИТПУ»].URL: http://tpu.ru/research/sci-history/modern-sci/
- Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации» [Официальный сайт компании «Гарант»]. URL: http://base.garant.ru/12174930/#ixzz3CpppmoDf
- Воробьёва В. В. Формирование экономики знаний в России в процессе модернизации системы образования // Вестник ТГПУ. 2013. Вып. 12. (140). С.83-88.
- Кузнецов А. Организационные меры для повышения эффективности научных исследований в России// Вопросы экономики. 2013. №3. С.83-93.