УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ И СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Филиппова Екатерина Сергеевна
Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация
В данной статье отражены результаты исследования уровня психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии до и после организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии.

Ключевые слова: выбор профессии, жизненное предназначение, профессиональное самоопределение, психологическая готовность, психолого-педагогическое сопровождение, способность к выбору


RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL READINESS AND ABILITY OF OLDER ADOLESCENTS TO THE CHOICE OF A PROFESSION AS A RESULT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Filippova Ekaterina Sergeevna
Chelyabinsk State Pedagogical University

Abstract
This article presents the results of the research level of psychological readiness and ability of students to the choice of profession before and after the organization of psycho-pedagogical support older adolescents in choosing a profession.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппова Е.С. Исследование уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии как результата психолого-педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41659 (дата обращения: 29.09.2017).

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание психологической помощи старшим подросткам в профессиональном самоопределении.  Анализ и структурирование теоретического материала по проблеме исследования профессионального самоопределения позволяют сделать вывод, что профессиональное самоопределение складывается из психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии.

Исследование уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии состоит из следующих этапов:

  1. Диагностический этап, включающий проведение констатирующего эксперимента, сбор и анализ данных об участниках исследования.
  2. Этап организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии.
  3. Обобщающий этап, включающий  сбор и анализ данных, полученных в результате проведения формирующего эксперимента.

Для исследования уровня психологической готовности  и способности старших подростков к выбору профессии использована диагностическая методика «Жизненное предназначение» О. И. Моткова. Методика О. И. Моткова основывается на понятии «жизненные предназначения» - это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом [1].

Кроме выявления содержания жизненных предназначений, данная методика уделяет большое внимание факторам, организующий процесс реализации жизненных предназначений,  а также осознанность и  вовлеченность учащихся в осуществление жизненных предназначений. Данными факторами являются действенность жизненных предназначений, гармоничность жизненных предназначений и конструктивность жизненных предназначений. Таким образом, результаты факторов методики позволяют выявить уровень психологической готовности  и способности старших подростков к выбору профессии до и после организации психолого-педагогического сопровождения.

В результате проведения констатирующего эксперимента с помощью методики «Жизненное предназначение» О. И. Моткова получены следующие результаты:

- Действенность жизненных предназначений: высокий и средний уровень имеют 32% учащихся, низкий уровень имеют 36% учащихся, т. е. у учащихся отмечается недостаточная активность осуществления жизненных предназначений.

- Гармоничность жизненных предназначений: средний уровень имеют 37% учащихся, средний уровень – 45% учащихся, низкий уровень – 18% учащихся. Гармоничность жизненных предназначений складывается из локуса контроля, осознанности жизненных предназначений и веры в осуществление жизненных предназначений. Таким образом, большинство учащихся имеют благоприятный уровень конструктивности жизненных предназначений.

- Конструктивность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 32% учащихся, средний уровень имеют 32% учащихся, низкий уровень 36%. Таким образом, у большинства учащихся определенных противоречия и сомнения, что способствует нерешительности и отсутствию высокой активности в реализации действий.

При организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии необходимо найти альтернативное решение в случае наличия противоречий и разногласий между требованиями выбранной профессии и способностями и возможностями учащегося.

В основе психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии лежит комплекс упражнений, направленных на профессиональное просвещение, профессиональное информирование и самостоятельную деятельность учащихся, а также планирование будущей деятельности совместно с учащимися по осуществлению профессиональных планов. Данные занятия можно разделить на следующие категории:

  1. Занятия, включающие упражнения, направленные на самопознание.
  2. Занятия, включающие упражнения, направленные на привлечение учащихся к теме профессионального самоопределения.
  3. Занятия, включающие упражнения, направленных на самостоятельную деятельность учащихся.
  4. Занятия, включающие упражнения, направленные формирование профессиональных планов.

В результате организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии и проведения формирующего эксперимента были получены следующие данные по методике «Жизненное предназначение» О. И. Моткова:

- Действенность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 34% учащихся, средний уровень имеют 36% учащихся, низкий уровень имеют 30% учащихся, активность осуществления жизненных предназначений имеет тенденцию к повышению уровня.

- Гармоничность жизненных предназначений: средний уровень имеют 39% учащихся, средний уровень – 45% учащихся, низкий уровень – 16% учащихся. Таким образом, благоприятный уровень конструктивности жизненных предназначений характеризуется определенной стабильностью.

- Конструктивность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 32% учащихся, средний уровень имеют 41% учащихся, низкий уровень 27%. В результате проведенного исследования выявлено увеличение осознанности и активности осуществления жизненных предназначений, что означает наличие у учащихся представлений о себе в профессиональной деятельности, а также наличие высокого и среднего уровня психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии.

До, во время и после организации психолого-педагогического сопровождения необходимо проведение профессиональной консультации. На первоначальном этапе и во время организации психолого-педагогического сопровождения профессиональные консультации должны быть направлены на получении знаний и представлений учащимися о себе, профессиональных склонностей и  возможных вариантов выбора профессии. На заключительном этапе ключевым моментом психолого-педагогического сопровождения должны стать психолого-педагогические рекомендации по выбору профессии, необходимых учебных предметов и экзаменов,  возможно и профессионального учебного заведения. В организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии необходимо участие и вовлечение всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения, приглашенных специалистов.


Библиографический список
  1. Мотков О. И. Методика “Жизненное предназначение” [Электронный ресурс] URL: http://www.ucheba.com/index.htm/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/m_prednaznachenie.htm (дата обращения: 01.05.2014)


Все статьи автора «Ekaterina Filippova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: