Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание психологической помощи старшим подросткам в профессиональном самоопределении. Анализ и структурирование теоретического материала по проблеме исследования профессионального самоопределения позволяют сделать вывод, что профессиональное самоопределение складывается из психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии.
Исследование уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии состоит из следующих этапов:
- Диагностический этап, включающий проведение констатирующего эксперимента, сбор и анализ данных об участниках исследования.
- Этап организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии.
- Обобщающий этап, включающий сбор и анализ данных, полученных в результате проведения формирующего эксперимента.
Для исследования уровня психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии использована диагностическая методика «Жизненное предназначение» О. И. Моткова. Методика О. И. Моткова основывается на понятии «жизненные предназначения» - это изначально заданные природные ориентации человека, его общая жизненная направленность, выражающая предрасположенность к определенному типу функционирования, стилю деятельности, типу отношений к себе, людям и Миру в целом [1].
Кроме выявления содержания жизненных предназначений, данная методика уделяет большое внимание факторам, организующий процесс реализации жизненных предназначений, а также осознанность и вовлеченность учащихся в осуществление жизненных предназначений. Данными факторами являются действенность жизненных предназначений, гармоничность жизненных предназначений и конструктивность жизненных предназначений. Таким образом, результаты факторов методики позволяют выявить уровень психологической готовности и способности старших подростков к выбору профессии до и после организации психолого-педагогического сопровождения.
В результате проведения констатирующего эксперимента с помощью методики «Жизненное предназначение» О. И. Моткова получены следующие результаты:
- Действенность жизненных предназначений: высокий и средний уровень имеют 32% учащихся, низкий уровень имеют 36% учащихся, т. е. у учащихся отмечается недостаточная активность осуществления жизненных предназначений.
- Гармоничность жизненных предназначений: средний уровень имеют 37% учащихся, средний уровень – 45% учащихся, низкий уровень – 18% учащихся. Гармоничность жизненных предназначений складывается из локуса контроля, осознанности жизненных предназначений и веры в осуществление жизненных предназначений. Таким образом, большинство учащихся имеют благоприятный уровень конструктивности жизненных предназначений.
- Конструктивность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 32% учащихся, средний уровень имеют 32% учащихся, низкий уровень 36%. Таким образом, у большинства учащихся определенных противоречия и сомнения, что способствует нерешительности и отсутствию высокой активности в реализации действий.
При организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии необходимо найти альтернативное решение в случае наличия противоречий и разногласий между требованиями выбранной профессии и способностями и возможностями учащегося.
В основе психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии лежит комплекс упражнений, направленных на профессиональное просвещение, профессиональное информирование и самостоятельную деятельность учащихся, а также планирование будущей деятельности совместно с учащимися по осуществлению профессиональных планов. Данные занятия можно разделить на следующие категории:
- Занятия, включающие упражнения, направленные на самопознание.
- Занятия, включающие упражнения, направленные на привлечение учащихся к теме профессионального самоопределения.
- Занятия, включающие упражнения, направленных на самостоятельную деятельность учащихся.
- Занятия, включающие упражнения, направленные формирование профессиональных планов.
В результате организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии и проведения формирующего эксперимента были получены следующие данные по методике «Жизненное предназначение» О. И. Моткова:
- Действенность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 34% учащихся, средний уровень имеют 36% учащихся, низкий уровень имеют 30% учащихся, активность осуществления жизненных предназначений имеет тенденцию к повышению уровня.
- Гармоничность жизненных предназначений: средний уровень имеют 39% учащихся, средний уровень – 45% учащихся, низкий уровень – 16% учащихся. Таким образом, благоприятный уровень конструктивности жизненных предназначений характеризуется определенной стабильностью.
- Конструктивность жизненных предназначений: высокий уровень имеют 32% учащихся, средний уровень имеют 41% учащихся, низкий уровень 27%. В результате проведенного исследования выявлено увеличение осознанности и активности осуществления жизненных предназначений, что означает наличие у учащихся представлений о себе в профессиональной деятельности, а также наличие высокого и среднего уровня психологической готовности и способности учащихся к выбору профессии.
До, во время и после организации психолого-педагогического сопровождения необходимо проведение профессиональной консультации. На первоначальном этапе и во время организации психолого-педагогического сопровождения профессиональные консультации должны быть направлены на получении знаний и представлений учащимися о себе, профессиональных склонностей и возможных вариантов выбора профессии. На заключительном этапе ключевым моментом психолого-педагогического сопровождения должны стать психолого-педагогические рекомендации по выбору профессии, необходимых учебных предметов и экзаменов, возможно и профессионального учебного заведения. В организации психолого-педагогического сопровождения старших подростков в выборе профессии необходимо участие и вовлечение всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения, приглашенных специалистов.
Библиографический список
- Мотков О. И. Методика “Жизненное предназначение” [Электронный ресурс] URL: http://www.ucheba.com/index.htm/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/m_prednaznachenie.htm (дата обращения: 01.05.2014)