УДК 33

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Сергеева Юлия Анатольевна
Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

Аннотация
В статье рассматривается организация бухгалтерского учета и анализ деятельности бюджетных учреждений.

Ключевые слова: анализ деятельности бюджетных учреждений, бюджетная отчетность, бюджетные организации, бюджетный учет, смета доходов и расходов


ACCOUNTING AND FINANCIAL ANALYSIS OF BUDGETARY INSTITUTIONS

Sergeeva Yuliya Anatolevna
Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
This article is about accounting and financial analysis of budgetary institutions.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева Ю.А. Организация бухгалтерского учета и анализ деятельности бюджетных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40860 (дата обращения: 02.06.2017).

В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проходят новые экономические отношения, коренным образом меняется налоговая система, и  вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Формируются  акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят большие изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Бухгалтерам в процессе работы требуется  применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли важные  изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.

Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Бухгалтерский  учет состоит из двух установленных отдела: учет исполнения бюджетов и учет имущества и их источников напрямую  в самих бюджетных организациях. Специфика деятельности бюджетных организаций полагает  использование правил, несколько отличающихся от правил ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Хоть функции обязанности главного бухгалтера (бухгалтера) бюджетного учреждения, а также порядок предоставления финансовой отчетности отвечает тем правилам, которые определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Наравне  с коммерческими предприятиями и организациями бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности.

Бюджетные организации предполагают собой один из видов некоммерческих организаций. Критериями отнесения организации к бюджетным служат следующие показатели:

- бюджетное учреждение формируется  для осуществления управленческих, культурных, научно- технических и иных функций некоммерческого характера;

- учредителями и собственниками имущества бюджетного учреждения относятся органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

- деятельность учреждения оплачивается полностью или частично за счет средств бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, муниципального) на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы);

- управление бухгалтерского учета исполнения смет расходов и доходов осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.

Все бюджетные организации значатся государственными, то есть имущество им передано собственником – государством. При этом имущество в государственных организациях находится на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Юридический статус бюджетной учреждения  определяется ее учредительными документами (уставом или положением), в которых прописывается  ее наименование, характер деятельности, источники формирования имущества и другие положения.

Наиболее известной  организационно-правовой формой бюджетной некоммерческой организации является учреждение. Сущность  ее заключается в том, что она создана учредителем на праве оперативного управления и имеет ущемленные права собственности по отношению к имуществу, переданному ей учредителем.

Основными нормативными документами для бюджетных организаций являются:

- Бюджетный кодекс РФ [1];

- при ведении бухгалтерского учета, исполнения сметы доходов и расходов по бюджетной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – рабочий план счетов, утвержденный Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н [2].

Бюджетный бухгалтерский учет – одна из наиболее емких учетных ин­формационных систем, предназначенная для формирования и обоб­щения различной экономической информации о фактическом финан­совом обеспечении структур государственной власти РФ, субъектов РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, местного самоуправления, бюджетных учреждений в сопоставлении с плановыми показателями.

В бюджетном учете на основе научно обоснованных процедур ре­гистрируется, измеряется, оценивается, накапливается и группирует­ся по определенным правилам информация о количественных и каче­ственных параметрах обычной деятельности сектора государственного управления. Бюджетный бухгалтерский учет ориентирован на созда­ние комплексной, достоверной и оперативной информации для под­готовки бухгалтерской отчетности и данных, необходимых пользова­телям разного уровня для максимально эффективного управления го­сударственными (муниципальными) финансами.

В рамках бюджетного учета формируется исчерпывающая инфор­мация о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и финансовых результатах деятельности органов государственной вла­сти, органов управления государственных внебюджетных фондов, мест­ного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений. По учетным данным осуществляется контроль за соответствием хозяйст­венных фактов, осуществляемых в процессе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, законодательству РФ, а также за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений.

Бюджетный учет имеет ряд существенных особенностей, обуслов­ленных казначейской системой исполнения бюджета, сметным поряд­ком планирования и бюджетной классификацией.

Сметное планирование носит целевой характер по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации, и направлено на экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.

Казначейство России является федеральным органом исполни­тельной власти (федеральной службой). Казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения феде­рального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения всех бюдже­тов России, предварительному и текущему контролю ведения опера­ций со средствами федерального бюджета.

Бюджетная классификация обеспечивает расположение и группи­ровку доходов и расходов для формирования учетной информации о составе и структуре бюджетов, их материальной базе, составе платель­щиков и финансируемых из бюджета отраслей экономики и учрежде­ний, а также о назначении бюджетных ассигнований.

Система нормативного регулирования бюджетного учета в России имеет четыре уровня. Документами прямого действия являются Бюд­жетный кодекс, Инструкция по бюджетному учету и Указания по при­менению бюджетной классификации. Бюджетный учет основан на ме­тоде начисления, позволяющем учитывать и контролировать движе­ние и остатки любых активов и обязательств.

План счетов бюджетного учета включает в себя синтетический и аналитический разряды, код бюджетной классификации, а также классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Применение КОСГУ позволяет классифицировать для уче­та любые хозяйственные факты по их экономическому содержанию как по кассовому методу, так и по методу начисления.

В рамках классификации операций сектора государственного управления все операции делятся на текущие (доходы и расходы), ин­вестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Такая ин­формация позволяет оценить влияние деятельности сектора государ­ственного управления на другие секторы экономики [3].

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях предполагает:

- План счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

- мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;

- способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов, как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

- методы оценки активов и обязательств;

- корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям.

Руководители несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.

Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.

Главный бухгалтер подчиняется напрямую  руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и  своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение  неслужебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок.

Бухгалтерский учет в учреждении должен гарантировать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

Предоставление первичных учетных документов в бухгалтерию регулируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором сформирована  эта бухгалтерия. Материально-ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.

Ряд нормативных документов устанавливает специфику организации бюджетного учета и отчетности, связанную, в основном, с исполнением смет средств, полученных как из бюджетов, так и от внебюджетных источников. Тем не менее, отличие бухгалтерского учета в бюджетных организациях от бюджетного учета скорее во внутреннем содержании учета, а методы, правила и принципы учета едины для всех организаций [4].

Экономические показатели деятельности бюджетных учреждений применяются  в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

Наиболее главными  показателями деятельности бюджетного учреждения следует считать :

- доходы от оказания платных услуг;

- расходы, связанные с оказанием платных услуг;

- объем бюджетного финансирования;

- расходы по бюджету;

- прибыль (убыток) от оказания платных услуг.

Основными этапами анализа финансового состояния являются:

На первом этапе выбирается объект, цели исследования и постановка задачи.

Второй этап. Выбор основных показателей работы организации.

Третий этап. Определение источников информации, каковыми являются данные:

- финансового учета;

- аналитического учета;

- статистического учета.

Четвертый этап. Непосредственный анализ финансового состояния.

Пятый этап. Раскрытие неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности работы организации.

Шестой этап. Определение наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности организации на основе полученных результатов.

Седьмой этап. Разработка мероприятий организационно-экономических инноваций, способствующих повышению эффективности работы организации.

Каждый этап предложенного алгоритма исследования финансового состояния бюджетного учреждения фигурирует  как самостоятельный блок, требующий более глубокой детализации и проработки. Результаты, полученные на отдельных этапах, могут быть экономически значимы как сами по себе, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа [5].


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (в ред. от 22.10.2014).
  2. Инструкция по бюджетному учету: утверждена прика­зом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. (в ред. от 24.12.2012)
  3. Мизиковский Е.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебное пособие / Е.А. Мизиковский, Т.С. Маслова. – М.:Магистр; Инфра-М, 2013. – 335 с.
  4. Богданова М. М. Учет и отчетность в бюджетных организациях: особенности и правила // Финансовый бизнес, 2012. – № 4. – С.69-72
  5. Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. – № 6. – С.25-26


Все статьи автора «Сергеева Юлия Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: