В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проходят новые экономические отношения, коренным образом меняется налоговая система, и вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Формируются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят большие изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Бухгалтерам в процессе работы требуется применять новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли важные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.
Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации.
Бухгалтерский учет состоит из двух установленных отдела: учет исполнения бюджетов и учет имущества и их источников напрямую в самих бюджетных организациях. Специфика деятельности бюджетных организаций полагает использование правил, несколько отличающихся от правил ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Хоть функции обязанности главного бухгалтера (бухгалтера) бюджетного учреждения, а также порядок предоставления финансовой отчетности отвечает тем правилам, которые определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Наравне с коммерческими предприятиями и организациями бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности.
Бюджетные организации предполагают собой один из видов некоммерческих организаций. Критериями отнесения организации к бюджетным служат следующие показатели:
- бюджетное учреждение формируется для осуществления управленческих, культурных, научно- технических и иных функций некоммерческого характера;
- учредителями и собственниками имущества бюджетного учреждения относятся органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
- деятельность учреждения оплачивается полностью или частично за счет средств бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, муниципального) на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы);
- управление бухгалтерского учета исполнения смет расходов и доходов осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.
Все бюджетные организации значатся государственными, то есть имущество им передано собственником – государством. При этом имущество в государственных организациях находится на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Юридический статус бюджетной учреждения определяется ее учредительными документами (уставом или положением), в которых прописывается ее наименование, характер деятельности, источники формирования имущества и другие положения.
Наиболее известной организационно-правовой формой бюджетной некоммерческой организации является учреждение. Сущность ее заключается в том, что она создана учредителем на праве оперативного управления и имеет ущемленные права собственности по отношению к имуществу, переданному ей учредителем.
Основными нормативными документами для бюджетных организаций являются:
- Бюджетный кодекс РФ [1];
- при ведении бухгалтерского учета, исполнения сметы доходов и расходов по бюджетной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – рабочий план счетов, утвержденный Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н [2].
Бюджетный бухгалтерский учет – одна из наиболее емких учетных информационных систем, предназначенная для формирования и обобщения различной экономической информации о фактическом финансовом обеспечении структур государственной власти РФ, субъектов РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, местного самоуправления, бюджетных учреждений в сопоставлении с плановыми показателями.
В бюджетном учете на основе научно обоснованных процедур регистрируется, измеряется, оценивается, накапливается и группируется по определенным правилам информация о количественных и качественных параметрах обычной деятельности сектора государственного управления. Бюджетный бухгалтерский учет ориентирован на создание комплексной, достоверной и оперативной информации для подготовки бухгалтерской отчетности и данных, необходимых пользователям разного уровня для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами.
В рамках бюджетного учета формируется исчерпывающая информация о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и финансовых результатах деятельности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений. По учетным данным осуществляется контроль за соответствием хозяйственных фактов, осуществляемых в процессе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, законодательству РФ, а также за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений.
Бюджетный учет имеет ряд существенных особенностей, обусловленных казначейской системой исполнения бюджета, сметным порядком планирования и бюджетной классификацией.
Сметное планирование носит целевой характер по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации, и направлено на экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.
Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой). Казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения всех бюджетов России, предварительному и текущему контролю ведения операций со средствами федерального бюджета.
Бюджетная классификация обеспечивает расположение и группировку доходов и расходов для формирования учетной информации о составе и структуре бюджетов, их материальной базе, составе плательщиков и финансируемых из бюджета отраслей экономики и учреждений, а также о назначении бюджетных ассигнований.
Система нормативного регулирования бюджетного учета в России имеет четыре уровня. Документами прямого действия являются Бюджетный кодекс, Инструкция по бюджетному учету и Указания по применению бюджетной классификации. Бюджетный учет основан на методе начисления, позволяющем учитывать и контролировать движение и остатки любых активов и обязательств.
План счетов бюджетного учета включает в себя синтетический и аналитический разряды, код бюджетной классификации, а также классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Применение КОСГУ позволяет классифицировать для учета любые хозяйственные факты по их экономическому содержанию как по кассовому методу, так и по методу начисления.
В рамках классификации операций сектора государственного управления все операции делятся на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Такая информация позволяет оценить влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики [3].
Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях предполагает:
- План счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
- мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
- способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов, как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- методы оценки активов и обязательств;
- корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям.
Руководители несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации.
Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов учреждения в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения.
Главный бухгалтер подчиняется напрямую руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение неслужебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема работ закрепляется определенный участок.
Бухгалтерский учет в учреждении должен гарантировать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
Предоставление первичных учетных документов в бухгалтерию регулируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором сформирована эта бухгалтерия. Материально-ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.
Ряд нормативных документов устанавливает специфику организации бюджетного учета и отчетности, связанную, в основном, с исполнением смет средств, полученных как из бюджетов, так и от внебюджетных источников. Тем не менее, отличие бухгалтерского учета в бюджетных организациях от бюджетного учета скорее во внутреннем содержании учета, а методы, правила и принципы учета едины для всех организаций [4].
Экономические показатели деятельности бюджетных учреждений применяются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.
Наиболее главными показателями деятельности бюджетного учреждения следует считать :
- доходы от оказания платных услуг;
- расходы, связанные с оказанием платных услуг;
- объем бюджетного финансирования;
- расходы по бюджету;
- прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Основными этапами анализа финансового состояния являются:
На первом этапе выбирается объект, цели исследования и постановка задачи.
Второй этап. Выбор основных показателей работы организации.
Третий этап. Определение источников информации, каковыми являются данные:
- финансового учета;
- аналитического учета;
- статистического учета.
Четвертый этап. Непосредственный анализ финансового состояния.
Пятый этап. Раскрытие неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности работы организации.
Шестой этап. Определение наиболее перспективных видов внебюджетной деятельности организации на основе полученных результатов.
Седьмой этап. Разработка мероприятий организационно-экономических инноваций, способствующих повышению эффективности работы организации.
Каждый этап предложенного алгоритма исследования финансового состояния бюджетного учреждения фигурирует как самостоятельный блок, требующий более глубокой детализации и проработки. Результаты, полученные на отдельных этапах, могут быть экономически значимы как сами по себе, так и для использования в качестве исходных данных для дальнейшего анализа [5].
Библиографический список
- Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (в ред. от 22.10.2014).
- Инструкция по бюджетному учету: утверждена приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. (в ред. от 24.12.2012)
- Мизиковский Е.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебное пособие / Е.А. Мизиковский, Т.С. Маслова. – М.:Магистр; Инфра-М, 2013. – 335 с.
- Богданова М. М. Учет и отчетность в бюджетных организациях: особенности и правила // Финансовый бизнес, 2012. – № 4. – С.69-72
- Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. – № 6. – С.25-26