УДК 378:793

СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Алексеева Мария Сергеевна
Челябинский государственный педагогический университет
аспирант, ассистент кафедры английской филологии

Аннотация
В статье студенческий театр рассматривается как средство формирования социокультурной среды вуза, а также раскрываются особенности студенческого театра как способа организации социокультурной деятельности студентов педагогических вузов и формирования их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, социокультурная деятельность, социокультурная среда, студенческий театр


STUDENT THEATRE AS A MEANS OF FORMING THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF A HIGHER-EDUCATION ESTABLISHMENT

Alekseeva Maria Sergeevna
Chelyabinsk State Pedagogical University
Post-graduate, assistant of English philology department

Abstract
In this paper the student theatre is viewed as a means of forming the socio-cultural environment of a higher-education establishment, the author also reveals some peculiarities of a student theatre as a mode of arranging the socio-cultural activity of students from pedagogical higher-education establishments and forming their general cultural, general professional and professional competencies.

Keywords: general cultural competencies, general professional competencies, professional competencies, socio-cultural activity, socio-cultural environment, student theatre


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеева М.С. Студенческий театр как средство формирования социокультурной среды вуза // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39892 (дата обращения: 03.10.2017).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования организация социокультурной среды является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата [1]. Таким образом, существует необходимость создания условий социального, индивидуального развития и саморазвития личности студента, совокупность которых формирует социокультурную среду [2].

Грамотно выстроенная социокультурная деятельность способствует планомерному и всестороннему развитию личности [1], что, в конечном счете, обусловливает профессиональное становление будущих педагогов. Социокультурная деятельность «является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его» [3, с.29]

Не случайно Л.С. Выготский определяет личность человека как целостную психическую систему, в первую очередь направленную на творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений [4]. Таким образом, личность проявляется и формируется в результате социокультурной деятельности.

Согласно ФГОС ВПО одним из способов организации данной деятельности может послужить создание творческих клубов или коллективов [1]. К разновидности творческого клуба можно отнести и студенческий театр, где потребность в творческой реализации и потребность в общении выходят на первый план в формировании мотивации и становятся необходимым стимулом к началу социокультурной деятельности.

Студенческий театр как средство формирования социокультурной среды вуза способствует развитию как общекультурных, так и некоторых общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов [1].

К общекультурным компетенциям, развиваемым в студенческом театре можно отнести:

  • Способность «понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества». Работа в студенческом театре основана прежде всего на изучении того культурного контекста, в котором была создана выбранная для постановки пьеса. В ходе работы анализируются различия базовых культурных ценностей при сопоставлении с родной культурой. Разрабатывается программа поведения персонажа на основе приятия данных различий и учета особенностей культуры будущего зрителя. Кроме того, работа в студенческом театральном коллективе помогает формировать необходимые профессиональные коммуникативные навыки и умения, которые будут востребованы в рамках диалога в процессе межкультурной коммуникации.

  • Способность «логически верно выстраивать устную речь». На основе текста-образца студенты учатся выстраивать как речь персонажа, так и собственную речь, руководствуясь принципами логической целесообразности и правилами как родного, так и иностранного языка в случае постановки спектакля на иностранном языке.

  • Готовность «к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе». Работа в студенческом театральном коллективе основана на принципе уважения к своим коллегам, ответственности за общий результат и навыках бесконфликтного взаимодействия.

  • Владение «одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников». Развитие данной компетенции возможно в случае постановки спектакля на иностранном языке. Данная компетенция подразумевает совершенствование ряда специальных знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой вуза.

К общепрофессиональным компетенциям, формируемым в студенческом театре, можно отнести «владение основами речевой профессиональной культуры». В рамках работы над сценической речью предполагается развитие навыков монологической и диалогической речи, а также создаются необходимые предпосылки для совершенствования навыков профессионального общения.

В области педагогической деятельности студенческий театр способствует развитию способности «организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности». На примере работы в студенческом театре студенты, как будущие педагоги, учатся основам организации творческого процесса и особенностям развития мотивации и самоорганизации.

В области культурно-просветительской деятельности студенческий театр помогает сформировать способность «разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы». Изучение зарубежного опыта постановки выбранной пьесы, а также анализ самого постановочного процесса помогают студентам понять основы организации творческой деятельности и применить данные знания на практике.

Организация студенческого театра как средства формирования социокультурной среды основывается на использовании комплекса педагогических подходов, позволяющих раскрыть всю полноту социокультурной деятельности студентов [5, с.18]:

  • Личностный подход, основанный на естественном процессе саморазвития творческого потенциала и способностей человека, и предполагающий индивидуальную работы с каждым из студентов по «вживанию» в необходимый образ.

  • Деятельностный подход, направленный на организацию полноценной в социальном отношении жизнедеятельности студентов и организующий деятельность всего театрального коллектива. Общение в студенческом театре формирует способность к самоанализу, «человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания» [6, c.129]. Каждый студент получает возможность примерить на себя разные социальные роли и проверить свои организаторские и партнерские качества.

  • Полисубъектный (диалогический) подход, реализующий потребность личности в саморазвитии в условиях взаимоотношений с другими людьми. В студенческом театре «выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидарность» [7,c.111].

Таким образом, социокультурная деятельность в студенческом театре согласуется с принципами гуманистического воспитания, где развитие личности рассматривается как «процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других») [5,c.93]. Студенты приобщаются к социальным ценностям и приобретают на их основе соответствующие личные качества в процессе самореализации и самоутверждения, формируется их индивидуальность в результате самоорганизации и самопознания. Взаимосвязь внутреннего и внешнего планов составляют личностную гармонию и способствуют всестороннему развитию личности.

Работа студенческого театра организована как последовательность еженедельных репетиционных занятий, генеральной репетиции и самого театрального выступления, выполняющего роль оценочного средства контроля формируемых компетенций. Количество репетиций зависит от сроков подготовки к выступлению и сложности выбранного произведения.

Первая репетиция проходит в форме лабораторной работы и имеет целью ознакомление с произведением, его анализ, выбор роли каждым студентом. В качестве самостоятельной работы предполагается более детальное рассмотрение как всего произведения в целом, так и выбранной роли. В среднем на каждую репетицию (4 часа практических занятий) необходимо 2 часа самостоятельной работы, направленной на самоанализ, совершенствование актерских навыков и поиск дополнительной информации.

Каждое репетиционное занятие начинается с работы над произношением: закрепляются навыки правильной артикуляции, модуляций голоса, совершенствуется знание различных типов интонации, фразового ударения и ритма, умение синтагматического членения предложений. Важным элементом работы над речью является также постановка голоса в условиях работы на сцене и изменения темпа речи в зависимости от ситуации. Существенно обогащается словарный запас, активизируется употребление более сложных грамматических структур, раскрывается речевой потенциал студентов.

Непосредственно актерская работа включает формирование навыков эстетичных непроизвольных и произвольных движений, грамотной сценической расстановки и умения подстраиваться под случайные условия во время выступления. Кроме того, формируются такие важные психологические качества личности студента-актера, как стрессоустойчивость и эмоциональный самоконтроль. Внимание уделяется также развитию навыков работы над выражением разных типов эмоций с различной степенью использования невербальных и паравербальных средств коммуникации.

Материально-техническое обеспечение студенческого театра предполагает наличие звуковой и световой аппаратуры, декораций и костюмов. К учебно-методическому и информационному обеспечению можно отнести труды различных театральных деятелей, театральную и литературную критику, а также биографии и автобиографии известных актеров и режиссеров.

Таким образом, студенческий театр обладает необходимыми содержательным и методическим потенциалом для включения в образовательное пространство любого высшего учебного заведения, так как не только способствует формированию социокультурной среды, но и создает условия, необходимые для всестороннего развития личности, что является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с действующим стандартом [1]. Кроме того, студенческий театр как форма организации внеаудиторной социокультурной деятельности отвечает требованиям формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов. При этом театральное выступление как средство контроля формируемых компетенций выполняет не только оценочную функцию, но и обеспечивает мотивацию для развития данного вида деятельности, а значит и для преемственности и непрерывности процесса организации социокультурного пространства вуза.


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование: офиц. текст . – М., 2009. – 25 с.
  2. Пешкова, В.П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения / В.П. Пешкова // Вестник СЗО РАО. – 2013. – №1. – C.36-39.
  3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – С. 29.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : АСТ, 2008. – 672с.
  5. Григорович, Л.А., Марциновская,Т.Д. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марциновская. – М.: Гардарики, 2003. – С. 18, С. 93.
  6. Смирнов, В.И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2002. – С. 129.
  7. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. -М.: Мысль, 1978. – С. 111.


Все статьи автора «Алексеева Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: