Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования организация социокультурной среды является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата [1]. Таким образом, существует необходимость создания условий социального, индивидуального развития и саморазвития личности студента, совокупность которых формирует социокультурную среду [2].
Грамотно выстроенная социокультурная деятельность способствует планомерному и всестороннему развитию личности [1], что, в конечном счете, обусловливает профессиональное становление будущих педагогов. Социокультурная деятельность «является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его» [3, с.29]
Не случайно Л.С. Выготский определяет личность человека как целостную психическую систему, в первую очередь направленную на творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений [4]. Таким образом, личность проявляется и формируется в результате социокультурной деятельности.
Согласно ФГОС ВПО одним из способов организации данной деятельности может послужить создание творческих клубов или коллективов [1]. К разновидности творческого клуба можно отнести и студенческий театр, где потребность в творческой реализации и потребность в общении выходят на первый план в формировании мотивации и становятся необходимым стимулом к началу социокультурной деятельности.
Студенческий театр как средство формирования социокультурной среды вуза способствует развитию как общекультурных, так и некоторых общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов [1].
К общекультурным компетенциям, развиваемым в студенческом театре можно отнести:
-
Способность «понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества». Работа в студенческом театре основана прежде всего на изучении того культурного контекста, в котором была создана выбранная для постановки пьеса. В ходе работы анализируются различия базовых культурных ценностей при сопоставлении с родной культурой. Разрабатывается программа поведения персонажа на основе приятия данных различий и учета особенностей культуры будущего зрителя. Кроме того, работа в студенческом театральном коллективе помогает формировать необходимые профессиональные коммуникативные навыки и умения, которые будут востребованы в рамках диалога в процессе межкультурной коммуникации.
-
Способность «логически верно выстраивать устную речь». На основе текста-образца студенты учатся выстраивать как речь персонажа, так и собственную речь, руководствуясь принципами логической целесообразности и правилами как родного, так и иностранного языка в случае постановки спектакля на иностранном языке.
-
Готовность «к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе». Работа в студенческом театральном коллективе основана на принципе уважения к своим коллегам, ответственности за общий результат и навыках бесконфликтного взаимодействия.
-
Владение «одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников». Развитие данной компетенции возможно в случае постановки спектакля на иностранном языке. Данная компетенция подразумевает совершенствование ряда специальных знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой вуза.
К общепрофессиональным компетенциям, формируемым в студенческом театре, можно отнести «владение основами речевой профессиональной культуры». В рамках работы над сценической речью предполагается развитие навыков монологической и диалогической речи, а также создаются необходимые предпосылки для совершенствования навыков профессионального общения.
В области педагогической деятельности студенческий театр способствует развитию способности «организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности». На примере работы в студенческом театре студенты, как будущие педагоги, учатся основам организации творческого процесса и особенностям развития мотивации и самоорганизации.
В области культурно-просветительской деятельности студенческий театр помогает сформировать способность «разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы». Изучение зарубежного опыта постановки выбранной пьесы, а также анализ самого постановочного процесса помогают студентам понять основы организации творческой деятельности и применить данные знания на практике.
Организация студенческого театра как средства формирования социокультурной среды основывается на использовании комплекса педагогических подходов, позволяющих раскрыть всю полноту социокультурной деятельности студентов [5, с.18]:
-
Личностный подход, основанный на естественном процессе саморазвития творческого потенциала и способностей человека, и предполагающий индивидуальную работы с каждым из студентов по «вживанию» в необходимый образ.
-
Деятельностный подход, направленный на организацию полноценной в социальном отношении жизнедеятельности студентов и организующий деятельность всего театрального коллектива. Общение в студенческом театре формирует способность к самоанализу, «человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания» [6, c.129]. Каждый студент получает возможность примерить на себя разные социальные роли и проверить свои организаторские и партнерские качества.
-
Полисубъектный (диалогический) подход, реализующий потребность личности в саморазвитии в условиях взаимоотношений с другими людьми. В студенческом театре «выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидарность» [7,c.111].
Таким образом, социокультурная деятельность в студенческом театре согласуется с принципами гуманистического воспитания, где развитие личности рассматривается как «процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других») [5,c.93]. Студенты приобщаются к социальным ценностям и приобретают на их основе соответствующие личные качества в процессе самореализации и самоутверждения, формируется их индивидуальность в результате самоорганизации и самопознания. Взаимосвязь внутреннего и внешнего планов составляют личностную гармонию и способствуют всестороннему развитию личности.
Работа студенческого театра организована как последовательность еженедельных репетиционных занятий, генеральной репетиции и самого театрального выступления, выполняющего роль оценочного средства контроля формируемых компетенций. Количество репетиций зависит от сроков подготовки к выступлению и сложности выбранного произведения.
Первая репетиция проходит в форме лабораторной работы и имеет целью ознакомление с произведением, его анализ, выбор роли каждым студентом. В качестве самостоятельной работы предполагается более детальное рассмотрение как всего произведения в целом, так и выбранной роли. В среднем на каждую репетицию (4 часа практических занятий) необходимо 2 часа самостоятельной работы, направленной на самоанализ, совершенствование актерских навыков и поиск дополнительной информации.
Каждое репетиционное занятие начинается с работы над произношением: закрепляются навыки правильной артикуляции, модуляций голоса, совершенствуется знание различных типов интонации, фразового ударения и ритма, умение синтагматического членения предложений. Важным элементом работы над речью является также постановка голоса в условиях работы на сцене и изменения темпа речи в зависимости от ситуации. Существенно обогащается словарный запас, активизируется употребление более сложных грамматических структур, раскрывается речевой потенциал студентов.
Непосредственно актерская работа включает формирование навыков эстетичных непроизвольных и произвольных движений, грамотной сценической расстановки и умения подстраиваться под случайные условия во время выступления. Кроме того, формируются такие важные психологические качества личности студента-актера, как стрессоустойчивость и эмоциональный самоконтроль. Внимание уделяется также развитию навыков работы над выражением разных типов эмоций с различной степенью использования невербальных и паравербальных средств коммуникации.
Материально-техническое обеспечение студенческого театра предполагает наличие звуковой и световой аппаратуры, декораций и костюмов. К учебно-методическому и информационному обеспечению можно отнести труды различных театральных деятелей, театральную и литературную критику, а также биографии и автобиографии известных актеров и режиссеров.
Таким образом, студенческий театр обладает необходимыми содержательным и методическим потенциалом для включения в образовательное пространство любого высшего учебного заведения, так как не только способствует формированию социокультурной среды, но и создает условия, необходимые для всестороннего развития личности, что является одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с действующим стандартом [1]. Кроме того, студенческий театр как форма организации внеаудиторной социокультурной деятельности отвечает требованиям формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов. При этом театральное выступление как средство контроля формируемых компетенций выполняет не только оценочную функцию, но и обеспечивает мотивацию для развития данного вида деятельности, а значит и для преемственности и непрерывности процесса организации социокультурного пространства вуза.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование: офиц. текст . – М., 2009. – 25 с.
- Пешкова, В.П. Педагогические ресурсы социально-культурной среды образовательного учреждения / В.П. Пешкова // Вестник СЗО РАО. – 2013. – №1. – C.36-39.
- Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – С. 29.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : АСТ, 2008. – 672с.
- Григорович, Л.А., Марциновская,Т.Д. Педагогика и психология / Л.А. Григорович, Т.Д. Марциновская. – М.: Гардарики, 2003. – С. 18, С. 93.
- Смирнов, В.И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2002. – С. 129.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. -М.: Мысль, 1978. – С. 111.
Количество просмотров публикации: Please wait