Экономическое положение Волковысского уезда начало улучшаться после отмены крепостного права в 1861 г. К 1863 г. начали являться первые плоды этой реформы. Промышленность этого периода и ее развитие шло уже по капиталистическому пути. Основой для становления промышленности являются пути сообщения. Бум с возведением железнодорожных дорог достиг территории уезда в 1885 г. В этом году начинается строительство железной дороги Барановичи-Волковыск-Белосток через уезд. В результате появляются первые железнодорожные станции: Берестовица (начальник Арсений Борисович Лызлов), Волковыск (начальник Петр Эрзмирович Имшеницкий), Зельва (начальник Антон Дмитриевич Линчевский). Позже была построена железнодорожная дорога Мосты – Черемуха, превратившая Волковыск в железнодорожный узел, а в 1888 г. начато строительство паровозного депо [1, с. 6].
Создание разветвлённой системы путей сообщения в уезде содействовало развитию промышленности. Основой промышленной базы были предприятия ориентированные на переработку местного сельскохозяйственного сырья. Ещё одной особенность развития промышленности Беларуси было то, что развивалась она в небольших местечках, поэтому предприятия в основном были мелкие.
Однако на территории уезда имелось и два крупных предприятия – это паровозное депо и Красносельский цементный завод, принадлежащий акционерному обществу «Волынь». История их возникновения связана со строительством железной дороги.
Строительство паровозного депо необходимо было для обслуживания паровозов. В условиях экономического подъёма в Российской империи возрастала необходимость в энергоресурсах. Волковысский железнодорожный узел использовался как перевалочная база для транспортировки силезского угля. Кроме того он связывал центральные регионы страны с польскими землями и далее с Европой. Благодаря началу функционирования депо значительно увеличилась территория города. Было начато строительство второй части города Волковыск-Центральный, где проживали работники депо [2, с. 7]. Уже к началу первой мировой войны паровозное депо Волковыска насчитывало 455 рабочих и являлось самым крупным предприятием города [2, с. 20].
Основанный в 1897 г. на базе мелких предприятий по добыче мела в деревне Красносельский, завод первую продукцию дал перед первой мировой войной в 1913 г. В 1914 г. имел 2 электродвигателя, 2 технологические линии, печное отделение с 2 вращающимися печами, рассчитанными на производство 180 тонн клинкера в сутки. Для обжига использовали силезский уголь. Завод относился к числу крупнейших цементных предприятий в России [3, с. 32].
Приведённые данные свидетельствуют о проникновении крупного капитала в экономику Волковысского уезда, но проблемы с развитием промышленности по-прежнему оставались. В основном это было вызвано отсутствием на данной территории полезных ископаемых, а также существованием большого количества мелких предприятий, которые занимались переработкой местного сельскохозяйственного сырья. Так же причинами слабых капиталовложений можно считать сложности с открытием здесь предприятий поляками и существование запрета евреям иметь винокурни, покупать земли, строить предприятия вне городов и местечек. Такое положение выводило из экономики огромные средства, так как население уезда практически на 50% состояло из евреев.
Таблица 1. Структура промышленности и объём промышленного производства в 1860 -1900 гг.[4, с. 23-24]
Годы | Домаш
няя |
Ремеслен
ная |
Кооперативная | Мануфактурная | Фабрично-заводская | |
Удельный вес предприятий данной формы собственности в общем количестве. (%) |
1860 |
67,5 |
23,2 |
9,0 |
0,2 |
0,1 |
1871 |
54,3 |
34,9 |
10,5 |
0,2 |
0,1 |
|
1881 |
42,3 |
44,6 |
12,5 |
0,3 |
0,3 |
|
1890 |
35,7 |
48,3 |
15,0 |
0,4 |
0,6 |
|
1900 |
25,9 |
55,8 |
16,5 |
0,7 |
1,1 |
|
Удельный вес рабочих данной формы собственности в общем количестве. (%) | 1860 |
56,4 |
21,5 |
16,6 |
3,3 |
2,2 |
1871 |
45,5 |
31,8 |
17,5 |
3,1 |
2,1 |
|
1881 |
32,9 |
39,7 |
19,7 |
4,2 |
3,5 |
|
1890 |
24,6 |
40,3 |
23,4 |
5,3 |
6,4 |
|
1900 |
14,5 |
40 |
23,0 |
10,4 |
12,1 |
|
Объём продукции выпускаемой на предприятиях данной формы собственности. (%) |
1860 |
3,8 |
18,7 |
61,9 |
7,2 |
8,4 |
1871 |
3,3 |
17,3 |
59,9 |
8,6 |
10,9 |
|
1881 |
2,5 |
14,2 |
54,4 |
8,9 |
19,9 |
|
1890 |
2,2 |
13,0 |
45,5 |
10,0 |
29,3 |
|
1900 |
1,5 |
9,0 |
28,2 |
15,1 |
46,2 |
Анализ развития всех форм промышленности в 1860-1900 (см. таблицу 1) показывает, что после воссоединения Беларуси с Россией рост происходит постепенное изменение в структуре промышленности. Если в первые пореформенные годы основная продукция производилась в домашних условиях и ремесленных мастерских, то к началу ХХ в. уже на фабрично-заводских предприятиях. Однако удельный вес таких предприятий был незначительным.
С началом строительства железных дорог и использованием паровых машин начали быстро развиваться и другие отрасли промышленности. Так при росте объёмов всей промышленной продукции в 1860-1900 гг. в 6,8 раза, выпуск дреревообрабатывающей промышленности увеличился в 16 раз, химической – в 14, силикатной – в 11, металлообрабатывающей – в 7 раз. В целом за этот период объём продукции тяжёлой промышленности увеличился почти в 12 раз, а в легкой и пищевой – 6,6 раза [5, с. 48]. Во многом такому бурному росту содействовало совершенствование путей сообщения.
Отмена крепостного права способствовала развитию производительных сил, капиталистических производственных отношений, в особенности пореформенное десятилетие, когда помещичьи мануфактуры начали приходить в упадок, на купеческих мануфактурах объем продукции возрос на 69%, на фабриках – на 82%, при росте его на остальных предприятиях на 41% [5, с. 50].
В 1873-75 гг. Беларусь была охвачена первым на её территории промышленным кризисом, который выявил очень низкую покупную способность крестьянина – главного потребителя товаров массового производства. Под тяжестью высоких выкупов за реализацию реформы 1861 г. он в это время был вынужден сам изготавливать одежду, обувь, головные уборы, хозяйственный инвентарь.
К 1890 г. бурное развитие промышленности восстановилось: появились новые мануфактуры и фабрики, которые уже в 1896-97 гг. дали более 50% промышленной продукции; среднегодовой прирост за последнее десятилетие XIX в. составил в среднем 8,2%, что в 2 раза больше, чем за 30 предыдущих лет. В 1900 г. в промышленности по всей Беларуси было занято 277 тыс. человек (без промыслов – 237 тыс. чел.), которые произвели продукции на 156 млн. рублей [5, с. 39].
Таблица 2. Отраслевая структура промышленности Волковысского уезда по состоянию на 1890 г. [6, с. 127]
Характер производства |
Количество |
Сумма прибыли за год (в рублях) |
Количество рабочих |
Фабрики: |
|||
Призводство шерсти |
1 |
5 000 р. |
40 |
Покраска тканей |
5 |
360 р. |
5 |
Заводы: |
|||
Винокуренные и дрожжевые |
16 |
167 780 р. |
116 |
Пивоваренные |
4 |
2 580 р. |
8 |
Медоваренные |
4 |
2 030 р. |
4 |
Производство вина |
1 |
90 р. |
1 |
Мукомольные |
143 |
60 971 р. |
177 |
Цикорно-кофейные |
1 |
25 490 р. |
48 |
Сыроваренные |
2 |
2 680 р. |
8+ 3(детей) |
Скипидарные и смоляные |
10 |
7 930 |
20 |
Кожевенные |
9 |
26 08 р. |
20 |
Свечные |
1 |
600 р. |
1 |
Производство стекла |
1 |
14 500 р. |
18 |
Кирпичные |
13 |
4 900 р. |
18 |
Производство черепицы |
18 |
6 180 р. |
36+3(детей) |
Всего |
228 |
317 178 р. |
526 чал. |
Отраслевой анализ промышленности Волковысского уезда показывает преобладание пищевой промышленности над всеми остальными. Исходя из анализа таблицы, можно отметить, что в экономическом плане наибольшую прибыль приносили винокуренные и мукомольные предприятия. Однако все они на начало 1890-х г. относились к разряду мелких (в среднем на предприятии работало 2-3 человека).
Следует отметить, что крупные и средние промышленные предприятия Волковысского уезда уже к концу 1895 г. имели паровые двигатели. Основным способом формирования промышленной базы в уезде было преобразование помещичьих предприятий на условия новых методов хозяйствования, внедрение машин и оборудования с целью повышения производительности и увеличения прибыли. Такие подходы содействовали тому, что промышленность стала развиваться в местечках (Изабелин – суконная мануфактура, Порозово – винокуренные производства, Зельва – кожевенная мануфактура, Свислочь – завод по производству кирпича) [7, с. 18]. К началу ХХ в. окончательно определилась специализация промышленности уезда.
Подводя итог промышленного развития уезда необходимо отметить следующее: во-первых, промышленность на протяжении всего пореформенного времени носила мелкий характер с небольшими исключениями (завод в Красносельском, паровозное депо в Волковыске); во-вторых, основу этих предприятий составляли те которые были ориентированы на переработку местных видов сырья, что обуславливалось, на мой взгляд, слабыми экономическими связями и недостаточностью первоначального капитала у местных предпринимателей; в-третьих, к началу ХХ в. определяется специализация внутри самого уезда. Следует отметить, что до настоящего времени на территории Волковысского района функционируют предприятия основанные ещё в конце ХІХ – начале ХХ вв. (Красносельский цементный завод, локомотивное депо, завод по производству кирпича, литейный завод).
Библиографический список
- Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее НИАБ в Гродно) Ф.1. Оп. 6. Д. 556. Л. 12.
- НИАБ в Гродно Ф. 1. Оп. 6. Д. 1867. Л. 45.
- НИАБ в Гродно Ф. 1. Оп. 7. Д. 456. Л. 88.
- НИАБ в Гродно Ф. 1. Оп. 9. Д. 1290. Л. 120
- Абезгауз З.Е. Развитие промышленности и формирование пролетариата Белоруссии во II половине XIX в. – Мн.: Наука и техника, 1971. 179 с.
- Болбас М.Ф.Прамысловыя прадпрыемствы дарэвалюцыйнай Беларусі в 1860-1900 гг. – Мн: издательство БГУ, 1978. 312 с.
- Аляшкевіч Р.В. Ваўкавыск (гістарычны нарыс). Мн.: БГУ імя Леніна, 1974. 30 с.