УДК 378.147

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ТЕЗАУРУСА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Куртеева Ольга Валерьевна
Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Аннотация
В статье рассматривается метод проектов. Выделено понятие "воспитательный проект". Обозначена проблема оценки эффективности воспитательного проекта в развитии тезауруса личности и способов ее решения.

Ключевые слова: воспитательный проект, воспитательный элемент, интеллект, развитие, тезаурус


MEANING OF EDUCATIONAL PROJECT IN FORMATION THESAURUS INDIVIDUAL STUDENT

Kurteeva Olga Valeryewna
Glazov State Pedagogical Institute n. a. V. G. Korolenko

Abstract
In this paper the method of projects. Highlighted the concept of "educational project". Denotes the problem of assessing the effectiveness of an educational project in the development of a thesaurus personality and ways to solve it.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куртеева О.В. Значение воспитательного проекта в формировании тезауруса личности обучающегося // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/36640 (дата обращения: 01.10.2017).

Один из основополагающих векторов подготовки будущих учителей задан требованиями Профессионального стандарта, в котором закрепляется владение учителем формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п). А также умение организовывать различные виды внеурочной деятельности (игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую) [1].

В этой связи важным становится владение будущим учителем теоретическими и практическими умениями использования в образовательном процессе активных и интерактивных  методов обучения,  в том числе проектной деятельности (метода  проектов).

В настоящее время типология проектов в области педагогики разработана достаточно широко (В.П. Беспалько,  Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, В.П. Бедерханова, А.Иоффе, И.А. Колесникова, Е.С. Полат и др.). В основе каждой классификации – различный подход к ключевым критериями.

Такой типологический критерий как направленность работы позволяет выделить следующие типы проектов: воспитательный проект (ВП), учебный (обучающий), методический, развивающий, социальный, нормотворческий, экологический, экономический, технический.

Применительно к образовательному процессу ключевыми для нас являются воспитательный и учебный проекты. В педагогической литературе наиболее исследован учебный проект: дано определение, описано содержание и структура, выделено отличие от сходных видов деятельности, оценена педагогическая эффективность (И.А. Колесникова,  М.Ю. Бухаркина М.А. Ступнитская,  М.Ю. Пахомова  и др.).

В сравнении с другими типами воспитательный проект описан не достаточно полно: нет единства в определении понятия, структуры, содержания, критериев оценки эффективности и т.д. Во многом это связано с особенностями процесса воспитания в целом: длительность, глубинность преобразований, необходимость диагностики на каждом этапе, индивидуальность, неравномерность, сложность разработки критериев и индикаторов оценки и др.

Дадим определение этим видам проектов, опираясь на различия в направленности работы и понятия воспитания и обучения,  сформулированные в законе “Об  образовании” [2].

а) в основе учебного проекта лежит специальным образом организованный процесс овладения обучающимися знаниями,  умениями, навыками и компетенциями, приобретение опыта деятельности,  развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни;

б) в основе воспитательного проекта  – деятельность,  направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых  в обществе правил и норм поведения в интересах человека,  семьи, общества и государства.

Получаемые обучающимся в процессе работы над проектом знания,  умения, навыки, компетенции, опыт будем рассматривать как развитие тезауруса личности. Тезаурус понимается нами как информационно-семантическая структура, «полезная внутренняя информация системы о себе и среде, определяющая способность системы распознавать ситуацию и управлять собой» [3,с.16].

В рамках работы над учебным проектом расширение тезауруса происходит за счет усвоения новой информации и опыта в контексте отдельной предметной области (учебной дисциплины) или учебной проблемы, носящей междисциплинарный характер. Эффективность учебного проекта диагностируется как степень достижения оптимальных результатов, определенных целями обучения, соответствие полученных знаний и компетенций требованиям учебной программы. В рамках  воспитательного  проекта развитие тезауруса происходит за счет формирования нравственных ценностей, качеств, интересов, общекультурных компетенций.

К примеру, при работе над учебным проектом «Словарь русского языка. Выпуск 2050 года» обучающимся необходимо самостоятельно найти решение проблемы развития русского языка в современном обществе, применив для этого имеющиеся знания, проанализировать тенденции, учесть влияние на него других языков,  сленга  и т.д. Продукт такого проекта – словарь. Его содержание (наполненность, разнообразие форм, охват и т.д.), умение обучающихся применять имеющиеся знания, самостоятельный поиск новых, реалистичность прогнозов будут главными индикаторами эффективности учебного проекта.

Воздействие воспитательного проекта шире. Например, в Глазовском пединституте молодежное поисковое объединение «Новый Феникс» несколько лет реализует проект «Информационный центр «Мы помним». Цель проекта  – помочь жителям Глазова в поиске родных, пропавших  без  вести и погибших в годы Великой Отечественной войны. Для реализации цели авторы проекта не только применяют имеющиеся знания об истории этого времени. Само обращение к событиям тех лет,  участие в поисковых экспедициях,  работа в архивах имеют важное воспитательное значение,  формируют ценность исторической памяти, гордости за свою  страну и ее защитников.

Оценить эффективность воспитательного проекта значительно сложнее, чем учебного. Это связано с особенностями процесса воспитания в целом: длительность, необходимость диагностики на каждом этапе, глубинность преобразований, индивидуальность, неравномерность, сложность разработки критериев и индикаторов оценки, разнообразие подходов к содержанию компетенций и др.

В то же время потенциал воспитательного проекта велик,  что позволяет считать данный вид проектов эффективным средством развития тезауруса личности обучающегося.


Библиографический список
  1. Профессиональный стандарт педагога,  утвержден приказом Минтруда и социальной защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544 н. URL: http://www.ggpi.org/files/PS_pedagog.pdf(дата обращения: 09.07.2014)
  2. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 09.07.2014)
  3. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов,  1999.

 



Все статьи автора «Olga Kurteeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: