Один из основополагающих векторов подготовки будущих учителей задан требованиями Профессионального стандарта, в котором закрепляется владение учителем формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п). А также умение организовывать различные виды внеурочной деятельности (игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую) [1].
В этой связи важным становится владение будущим учителем теоретическими и практическими умениями использования в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения, в том числе проектной деятельности (метода проектов).
В настоящее время типология проектов в области педагогики разработана достаточно широко (В.П. Беспалько, Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, В.П. Бедерханова, А.Иоффе, И.А. Колесникова, Е.С. Полат и др.). В основе каждой классификации – различный подход к ключевым критериями.
Такой типологический критерий как направленность работы позволяет выделить следующие типы проектов: воспитательный проект (ВП), учебный (обучающий), методический, развивающий, социальный, нормотворческий, экологический, экономический, технический.
Применительно к образовательному процессу ключевыми для нас являются воспитательный и учебный проекты. В педагогической литературе наиболее исследован учебный проект: дано определение, описано содержание и структура, выделено отличие от сходных видов деятельности, оценена педагогическая эффективность (И.А. Колесникова, М.Ю. Бухаркина М.А. Ступнитская, М.Ю. Пахомова и др.).
В сравнении с другими типами воспитательный проект описан не достаточно полно: нет единства в определении понятия, структуры, содержания, критериев оценки эффективности и т.д. Во многом это связано с особенностями процесса воспитания в целом: длительность, глубинность преобразований, необходимость диагностики на каждом этапе, индивидуальность, неравномерность, сложность разработки критериев и индикаторов оценки и др.
Дадим определение этим видам проектов, опираясь на различия в направленности работы и понятия воспитания и обучения, сформулированные в законе “Об образовании” [2].
а) в основе учебного проекта лежит специальным образом организованный процесс овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни;
б) в основе воспитательного проекта – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Получаемые обучающимся в процессе работы над проектом знания, умения, навыки, компетенции, опыт будем рассматривать как развитие тезауруса личности. Тезаурус понимается нами как информационно-семантическая структура, «полезная внутренняя информация системы о себе и среде, определяющая способность системы распознавать ситуацию и управлять собой» [3,с.16].
В рамках работы над учебным проектом расширение тезауруса происходит за счет усвоения новой информации и опыта в контексте отдельной предметной области (учебной дисциплины) или учебной проблемы, носящей междисциплинарный характер. Эффективность учебного проекта диагностируется как степень достижения оптимальных результатов, определенных целями обучения, соответствие полученных знаний и компетенций требованиям учебной программы. В рамках воспитательного проекта развитие тезауруса происходит за счет формирования нравственных ценностей, качеств, интересов, общекультурных компетенций.
К примеру, при работе над учебным проектом «Словарь русского языка. Выпуск 2050 года» обучающимся необходимо самостоятельно найти решение проблемы развития русского языка в современном обществе, применив для этого имеющиеся знания, проанализировать тенденции, учесть влияние на него других языков, сленга и т.д. Продукт такого проекта – словарь. Его содержание (наполненность, разнообразие форм, охват и т.д.), умение обучающихся применять имеющиеся знания, самостоятельный поиск новых, реалистичность прогнозов будут главными индикаторами эффективности учебного проекта.
Воздействие воспитательного проекта шире. Например, в Глазовском пединституте молодежное поисковое объединение «Новый Феникс» несколько лет реализует проект «Информационный центр «Мы помним». Цель проекта – помочь жителям Глазова в поиске родных, пропавших без вести и погибших в годы Великой Отечественной войны. Для реализации цели авторы проекта не только применяют имеющиеся знания об истории этого времени. Само обращение к событиям тех лет, участие в поисковых экспедициях, работа в архивах имеют важное воспитательное значение, формируют ценность исторической памяти, гордости за свою страну и ее защитников.
Оценить эффективность воспитательного проекта значительно сложнее, чем учебного. Это связано с особенностями процесса воспитания в целом: длительность, необходимость диагностики на каждом этапе, глубинность преобразований, индивидуальность, неравномерность, сложность разработки критериев и индикаторов оценки, разнообразие подходов к содержанию компетенций и др.
В то же время потенциал воспитательного проекта велик, что позволяет считать данный вид проектов эффективным средством развития тезауруса личности обучающегося.
Библиографический список
- Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Минтруда и социальной защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544 н. URL: http://www.ggpi.org/files/PS_pedagog.pdf(дата обращения: 09.07.2014)
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 09.07.2014)
- Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов, 1999.