УДК 378.17

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Михайлова Светлана Владимировна1, Денисов Роман Андреевич2
1Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский приборостроительный завод, аспирант, инженер-конструктор

Аннотация
В статье проведен сравнительный анализ результатов анкетирования среди студентов из полных и неполных семей. Выявлено, что по большинству показателей студенты из неполных семей имеют сниженные характеристики социального статуса и психологических особенностей.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, полная и неполная семья, психологическое благополучие, социальные факторы, студенты


CHARACTERISTICS OF STUDENTS FROM BROKEN FAMILIES

Mikhailova Svetlana Vladimirovna1, Denisov Roman Andreevich2
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live
2Arzamas Instrument Plant, graduate student, Design Engineer

Abstract
The article provides a comparative analysis of survey results among students of complete and incomplete families. Revealed that most of the indicators, students from single-parent families have reduced social status characteristics and psychological characteristics.

Keywords: full time and part family, healthy lifestyle, psychological well-being, social factors, students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35378 (дата обращения: 29.09.2017).

Здоровье растущего организма формируется в процессе реализации  генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций. Школьники и студенты независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.  Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития.

Особой заботы заслуживают школьники и студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья.  Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.  Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие [1,2].

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала – середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

В российском законодательстве права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов [3,4].

Целью проведенного исследования стал сравнительный анализ социального статуса и психофизиологических особенностей студентов в зависимости от состава семьи.

Материалы и методы. Исследование проведено в результате сравнительного анализа «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы кафедры медподготовки и БЖД, а также в ходе учебно-воспитательного процесса изучения дисциплин, реализуемых кафедрой. Всего было обследовано  410 студентов (87 юношей и 323 девушки) 17-19 лет 1-2 курса  Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского в течение 2013/14 уч.года.   Психологические особенности студентов выявляли с применением теста-опросника САН (Самочувствие-Активность-Настроение) и теста на оптимизм (по Р.С.Немову). Определение социального статуса проводили путем анкетирования [5].

Результаты исследования.

Используя результаты ранее проведенных исследований [6] провели анализ численности студентов из неполных семей поступающих в институт в период с 2004 по 2013 год (табл.1), который показал увеличение их численности к настоящему времени (у юношей – от 14,8 до 31,2%; у девушек – от 17,8 до 26,9%). Наибольшая численность юношей из неполных семей определена в2010 г. и2013 г. (30,3% и 31,2% соответственно), а девушек – в2009 г. и2010 г. (31,9% и 28,6% соответственно).

Таблица 1. Динамика численности студентов с учетом состава семьи  за период 2004-2013 гг, %

 

год

юноши

девушки

полная семья

неполная семья

полная семья

неполная семья

2004

85,2

14,8

82,2

17,8

2005

77,4

22,6

79,5

20,5

2006

82,6

17,4

82,5

17,5

2007

82,9

17,1

82,6

17,4

2008

81,0

19,0

79,6

20,4

2009

75,0

25,0

65,1

31,9

2010

69,7

30,3

71,4

28,6

2011

72,5

27,5

76,7

23,3

2012

78,7

21,3

74,4

25,6

2013

68,8

31,2

73,1

26,9

статистика χ2=28,16  сс=9   р=0,0002 χ2=30,36  сс=9  р=0,0000

Полученные результаты свидетельствуют не только об увеличении численности молодежи из неполных семей, а также подчеркивают двойное  возрастание доли юношей из семей с одним родителем. В большинстве случаев – это семьи с одинокими матерями, что усугубляет их социальное становление и нервно-психическое развитие.

Анализ изучения численности студентов из неполных семей в зависимости от места проживания показал, что среди городских студентов их на 13,3% больше, чем среди молодежи из сельской местности (рис.1).

Рис.1. Показатели численности студентов с учетом состава семьи  и места проживания, %

Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи – тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности) [7].

Потеря родителей ведет к неспецифическим травмам. Особенно если пол ребенка совпадает с полом умершего родителя. Так как ребенку необходимо в подростковом возрасте учиться поведению, соответствующего его полу. Последствия зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития [8].

В ходе исследование провели изучение психологического благополучия у студентов на основе изучения качества самочувствия и настроения с помощью теста-опросника САН, результаты которого представлены в табл.2. У юношей из неполных семей значительно различаются оценки, характеризующие психологическое благополучие, т.е. самочувствие, настроение и чувство оптимизма. Из полных семей на 29,6% больше студентов, у которых преобладает  хорошее настроение и самочувствие и на 4,6% меньше юношей с плохим самочувствием и настроением. Среди девушек различия мало выражены.

Таблица 2. Результаты теста-опросника САН студентов

 

Юноши

Девушки

1

2

3

1

2

3

Полная семья

18,9

10,8

70,3

10,9

28,3

60,9

Неполная семья

22,2

37,0

40,7

15,1

23,3

61,6

Статистика

   χ2=7,35      c/c=2    P=0,025

χ2= 1,53        c/c=2     P=0,465

ПРИМЕЧАНИЕ:

1 — студенты, у которых преобладает плохое самочувствие и настроение;
2 — студенты, у которых доминирует изменчивое настроение или  которые сами не в состоянии оценить свое самочувствие и настроение как хорошее или плохое;
3 — студенты, у которых чаще всего доминирует хорошее самочувствие и настроение.

Оптимистов среди юношей из неполных семей  на 11,1% меньше в отличие от юношей из полных семей (табл.3). Четверть девушек  (независимо от семейного положения) характеризуется пессимистичностью. Девушки из полных семей склонных к пессимизму больше на 5,1%, чем юношей. А в неполных семьях, наоборот, – на 6,4% больше юношей. 74,3% девушек и 79,4% юношей, имеющих двух родителей, с оптимизмом относятся к окружающему миру. Среди студентов, ограниченных одним родителем это соотношение составляет 74,7% и 68,3% соответственно.

Таблица 3. Результаты теста на оптимизм у студентов в зависимости от состава семьи

 

Пессимисты

Оптимисты

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Полная семья

20,6

25,7

79,4

74,3

Неполная семья

31,7

25,3

68,3

74,7

Статистика

χ2=3,31          c/c=3

P=0,3463

χ2=2,95           c/c=3

P=0,2286

Отношение студентов к ЗОЖ характеризуется положительным настроем, но среди молодежи из неполных семей этот показатель на 4,0% ниже (табл.4). Среди них также выявлено 2,4% студентов, считающих что соблюдение правил ЗОЖ – необязательно («напрасная трата времени и денег»).

Таблица 4. Отношение студентов к ЗОЖ

Состав семьи

положительное отношение к ЗОЖ

безразличное отношение к ЗОЖ

отрицательное отношение к ЗОЖ

Полная семья

90,9

8,4

0,7

Неполная семья

86,9

10,7

2,4

Статистика

χ2=1,40   c/c=2   P=0,495

По результатам анкет определили, что в институте всего курят – 16,1%  студентов (23,2% – юношей, 8,8% – девушек), Студенты из полных семей курят в три раза меньше  (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%)  (χ2=4,83; С/С=2; р=0,0280)

Учитывая различный социальный статус студентов (состав семьи) исследовали степень соблюдения правил рационального питания (табл.5). Студентов из полных семей, имеющих сбалансированное питание в 2 раза больше (28,5% и 14,3% соответственно). Нарушение принципов рациональности в процентном соотношении у них наблюдается меньше (57,2%), чем у студентов из неполных семей (64,8%). Студенты с одним родителем чаще нарушают принципы здорового питания (64,8% и 57,2% соответственно) или вообще не следят за своим рационом (20,9% и 14,3% соответственно).

Таблица 5. Характер питания студентов в зависимости от состава семьи, %

 

Социальный статус

Рациональное и сбалансированное питание

Питание с периодическим нарушением принципов рациональности и сбалансированности продуктов

Нерациональное и не сбалансированное питание

Студенты

из полной семьи

28,5

57,2

14,3

Студенты

из неполной семьи

14,3

64,8

20,9

Таким образом, в ходе сравнительного анализа характеристик студентов из полных и неполных семей выявили:

- к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей;

- среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи;

- у студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания.

Проведенные исследования раскрывают  объективную картину социально-психологического статуса  современных студентов в конкретном  учебном заведении. По итогам проведенного исследования рекомендуется внедрение в учебно-воспитательный процесс в целях снятия нервного напряжение студентов комплекс оздоровительных мероприятий: систематические занятия физической культурой, массаж, рациональное питание, полноценный отдых и культивация положительных эмоций.


Библиографический список
  1. Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина  // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». – Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
  2. Мухина, В. С. Психология детства и отрочество: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В. С. Мухина. -М.: Ин-т практической психологии, 1998. – 488 с.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации, 2014.
  4. Федеральным Законом № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  5. Паспорт здоровья студента: методические рекомендации / Сост. Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова и др. – Арзамасский филиал ННГУ, 2012. – 20 с.
  6. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки  // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. – №4. – С.133-137.
  7. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с
  8. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: