Здоровье растущего организма формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций. Школьники и студенты независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития.
Особой заботы заслуживают школьники и студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья. Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие [1,2].
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала – середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
В российском законодательстве права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов [3,4].
Целью проведенного исследования стал сравнительный анализ социального статуса и психофизиологических особенностей студентов в зависимости от состава семьи.
Материалы и методы. Исследование проведено в результате сравнительного анализа «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы кафедры медподготовки и БЖД, а также в ходе учебно-воспитательного процесса изучения дисциплин, реализуемых кафедрой. Всего было обследовано 410 студентов (87 юношей и 323 девушки) 17-19 лет 1-2 курса Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского в течение 2013/14 уч.года. Психологические особенности студентов выявляли с применением теста-опросника САН (Самочувствие-Активность-Настроение) и теста на оптимизм (по Р.С.Немову). Определение социального статуса проводили путем анкетирования [5].
Результаты исследования.
Используя результаты ранее проведенных исследований [6] провели анализ численности студентов из неполных семей поступающих в институт в период с 2004 по 2013 год (табл.1), который показал увеличение их численности к настоящему времени (у юношей – от 14,8 до 31,2%; у девушек – от 17,8 до 26,9%). Наибольшая численность юношей из неполных семей определена в2010 г. и2013 г. (30,3% и 31,2% соответственно), а девушек – в2009 г. и2010 г. (31,9% и 28,6% соответственно).
Таблица 1. Динамика численности студентов с учетом состава семьи за период 2004-2013 гг, %
год |
юноши |
девушки |
||
полная семья |
неполная семья |
полная семья |
неполная семья |
|
2004 |
85,2 |
14,8 |
82,2 |
17,8 |
2005 |
77,4 |
22,6 |
79,5 |
20,5 |
2006 |
82,6 |
17,4 |
82,5 |
17,5 |
2007 |
82,9 |
17,1 |
82,6 |
17,4 |
2008 |
81,0 |
19,0 |
79,6 |
20,4 |
2009 |
75,0 |
25,0 |
65,1 |
31,9 |
2010 |
69,7 |
30,3 |
71,4 |
28,6 |
2011 |
72,5 |
27,5 |
76,7 |
23,3 |
2012 |
78,7 |
21,3 |
74,4 |
25,6 |
2013 |
68,8 |
31,2 |
73,1 |
26,9 |
статистика | χ2=28,16 сс=9 р=0,0002 | χ2=30,36 сс=9 р=0,0000 |
Полученные результаты свидетельствуют не только об увеличении численности молодежи из неполных семей, а также подчеркивают двойное возрастание доли юношей из семей с одним родителем. В большинстве случаев – это семьи с одинокими матерями, что усугубляет их социальное становление и нервно-психическое развитие.
Анализ изучения численности студентов из неполных семей в зависимости от места проживания показал, что среди городских студентов их на 13,3% больше, чем среди молодежи из сельской местности (рис.1).
Рис.1. Показатели численности студентов с учетом состава семьи и места проживания, %
Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи – тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности) [7].
Потеря родителей ведет к неспецифическим травмам. Особенно если пол ребенка совпадает с полом умершего родителя. Так как ребенку необходимо в подростковом возрасте учиться поведению, соответствующего его полу. Последствия зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития [8].
В ходе исследование провели изучение психологического благополучия у студентов на основе изучения качества самочувствия и настроения с помощью теста-опросника САН, результаты которого представлены в табл.2. У юношей из неполных семей значительно различаются оценки, характеризующие психологическое благополучие, т.е. самочувствие, настроение и чувство оптимизма. Из полных семей на 29,6% больше студентов, у которых преобладает хорошее настроение и самочувствие и на 4,6% меньше юношей с плохим самочувствием и настроением. Среди девушек различия мало выражены.
Таблица 2. Результаты теста-опросника САН студентов
|
Юноши |
Девушки |
||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Полная семья |
18,9 |
10,8 |
70,3 |
10,9 |
28,3 |
60,9 |
Неполная семья |
22,2 |
37,0 |
40,7 |
15,1 |
23,3 |
61,6 |
Статистика |
χ2=7,35 c/c=2 P=0,025 |
χ2= 1,53 c/c=2 P=0,465 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
1 — студенты, у которых преобладает плохое самочувствие и настроение;
2 — студенты, у которых доминирует изменчивое настроение или которые сами не в состоянии оценить свое самочувствие и настроение как хорошее или плохое;
3 — студенты, у которых чаще всего доминирует хорошее самочувствие и настроение.
Оптимистов среди юношей из неполных семей на 11,1% меньше в отличие от юношей из полных семей (табл.3). Четверть девушек (независимо от семейного положения) характеризуется пессимистичностью. Девушки из полных семей склонных к пессимизму больше на 5,1%, чем юношей. А в неполных семьях, наоборот, – на 6,4% больше юношей. 74,3% девушек и 79,4% юношей, имеющих двух родителей, с оптимизмом относятся к окружающему миру. Среди студентов, ограниченных одним родителем это соотношение составляет 74,7% и 68,3% соответственно.
Таблица 3. Результаты теста на оптимизм у студентов в зависимости от состава семьи
Пессимисты |
Оптимисты |
|||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
|
Полная семья |
20,6 |
25,7 |
79,4 |
74,3 |
Неполная семья |
31,7 |
25,3 |
68,3 |
74,7 |
Статистика |
χ2=3,31 c/c=3 P=0,3463 |
χ2=2,95 c/c=3 P=0,2286 |
Отношение студентов к ЗОЖ характеризуется положительным настроем, но среди молодежи из неполных семей этот показатель на 4,0% ниже (табл.4). Среди них также выявлено 2,4% студентов, считающих что соблюдение правил ЗОЖ – необязательно («напрасная трата времени и денег»).
Таблица 4. Отношение студентов к ЗОЖ
Состав семьи |
положительное отношение к ЗОЖ |
безразличное отношение к ЗОЖ |
отрицательное отношение к ЗОЖ |
Полная семья |
90,9 |
8,4 |
0,7 |
Неполная семья |
86,9 |
10,7 |
2,4 |
Статистика |
χ2=1,40 c/c=2 P=0,495 |
По результатам анкет определили, что в институте всего курят – 16,1% студентов (23,2% – юношей, 8,8% – девушек), Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%) (χ2=4,83; С/С=2; р=0,0280)
Учитывая различный социальный статус студентов (состав семьи) исследовали степень соблюдения правил рационального питания (табл.5). Студентов из полных семей, имеющих сбалансированное питание в 2 раза больше (28,5% и 14,3% соответственно). Нарушение принципов рациональности в процентном соотношении у них наблюдается меньше (57,2%), чем у студентов из неполных семей (64,8%). Студенты с одним родителем чаще нарушают принципы здорового питания (64,8% и 57,2% соответственно) или вообще не следят за своим рационом (20,9% и 14,3% соответственно).
Таблица 5. Характер питания студентов в зависимости от состава семьи, %
Социальный статус |
Рациональное и сбалансированное питание |
Питание с периодическим нарушением принципов рациональности и сбалансированности продуктов |
Нерациональное и не сбалансированное питание |
Студенты из полной семьи |
28,5 |
57,2 |
14,3 |
Студенты из неполной семьи |
14,3 |
64,8 |
20,9 |
Таким образом, в ходе сравнительного анализа характеристик студентов из полных и неполных семей выявили:
- к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей;
- среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи;
- у студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания.
Проведенные исследования раскрывают объективную картину социально-психологического статуса современных студентов в конкретном учебном заведении. По итогам проведенного исследования рекомендуется внедрение в учебно-воспитательный процесс в целях снятия нервного напряжение студентов комплекс оздоровительных мероприятий: систематические занятия физической культурой, массаж, рациональное питание, полноценный отдых и культивация положительных эмоций.
Библиографический список
- Кучма, В.Р. Влияние условий проживания, воспитания и обучения на состояние здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот / В.Р.Кучма, Н.А.Скоблина, О.Ю.Милушкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реальность и перспективы». – Ч. 2. – М., 2002. – С. 236-238.
- Мухина, В. С. Психология детства и отрочество: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов / В. С. Мухина. -М.: Ин-т практической психологии, 1998. – 488 с.
- Семейный кодекс Российской Федерации, 2014.
- Федеральным Законом № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Паспорт здоровья студента: методические рекомендации / Сост. Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова и др. – Арзамасский филиал ННГУ, 2012. – 20 с.
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. – №4. – С.133-137.
- Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В. М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 272 с
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.