УДК 658.56

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФЕКТОВ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Петрин Денис Валерьевич1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, магистр техники и технологии
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент
3Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, к.т.н., доцент

Аннотация
Основной проблемой дорожного строительства является низкое качество и долговечность асфальтобетонных покрытий. Для выявления причин возникновения дефектов асфальтобетонных покрытий в работе предлагается использовать диаграмму сродства, которая способствует выявлению основных нарушений в технологическом процессе путем сбора, обобщения и анализа информации.

Ключевые слова: асфальтобетонная смесь, асфальтобетонное покрытие, диаграмма сродства


THE ANALYSIS OF THE REASONS OF OCCURRENCE OF DEFECTS OF ASPHALT-CONCRETE PRODUCTS

Petrin Denis Valeryevich1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, master of technics and technology
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
The main problem of road construction is the low quality and durability of asphalt-concrete pavements. For identify the causes of occurrence of defects of asphalt-concrete pavements in the work it is proposed to use the affinity diagram, which facilitates to the identification of the major violations in the technological process by gathering, generalization and analysis of information.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петрин Д.В., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Анализ причин возникновения дефектов асфальтобетонных покрытий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33935 (дата обращения: 28.09.2017).

Состояние дорожной отрасли является показателем благосостояния и устойчивого развития экономики страны. Низкое качество и долговечность асфальтобетонного покрытия, а также качество дорожного строительства в России является постоянной проблемой [1].

Для улучшения качества дорог необходимо использовать дорожно-строительные материалы с повышенными показателями эксплуатационных характеристик и долговечностью. А высокое качество продукции и услуг, как известно, является главным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема может быть решена различными способами, например, путем модификации асфальтобетонных смесей различными добавками [2…7].

Однако, прежде чем принимать решение об оптимизации рецептуры и технологических режимов производства и укладки асфальтобетонных смесей, требуется детальный анализ причин возникновения возможных дефектов уложенного асфальтового покрытия. Для этого могут быть использованы различные инструменты управления качеством, представленные на рисунке 1 [8].

Рисунок 1 – Новые инструменты управления качеством

Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование. Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование. Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование [9].

Ожидаемым результатом является новое понимание требований и проблемных вопросов.

Рассмотрим применение диаграммы сродства на примере следующей проблемы: «Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия».

Основные дефекты асфальтобетонного покрытия [5]:

- волнистая поверхность – короткие волны;

- волнистая поверхность – длинные волны;

- разрыв покрытия;

- неоднородная текстура покрытия;

- неровность покрытия;

- поверхностные тени;

- недостаточное предварительное уплотнение;

- некачественный продольный стык;

- некачественный поперечный стык;

- поперечные трещины;

- сдвиг покрытия при уплотнении катком;

- «жирные» пятна на поверхности покрытия;

- следы катка;

- недостаточное уплотнение покрытия.

Чтобы определить причины выше поставленной проблемы, была создана рабочая группа из представителей разных подразделений предприятия по производству асфальтобетона ОАО «ДЭП №270» (Пензенская область, г. Каменка).

Рабочая группа методом «мозгового штурма» выявила возможные причины, которые были собраны в виде разрозненных данных.

Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия

Низкое качество смеси

Освещенность при укладке смеси

Неправильное хранение сырьевых материалов

Нарушение технологии укладки

Низкая квалификация рабочих

Время и расстояние перевозки смеси

Температура смеси

Опыт рабочих

Климатические условия

Недостаточное количество вяжущего

Продолжительность рабочей смены

Загрязненность кузова автосамосвала

Недостаточно уплотненное щебеночное основание

Неудовлетворительное состояние или неправильная работа производственного оборудования

Нарушение технологии загрузки смеси в автосамосвал и  выгрузки из него

Неудовлетворительное состояние или неправильная работа укладчика

Продолжительность перерывов в работе

Нарушение технологии производства смеси

Состав смеси

Периодичность контроля

Недостаточное уплотнение смеси

Расслоения смеси при перевозке

Сезон работы

Некачественная подготовка основания

 Сгруппируем данные по общим признакам (табл. 1). При этом названия общим признакам не присваиваются. Отдельные данные при последующей работе могут быть перенесены в другие группы.

 Таблица 1- Классификация видов дефектов по общим признакам

Группа Виды возможных дефектов
Группа 1 Низкое качество смеси
Температура смеси
Недостаточное количество вяжущего
Состав смеси
Группа 2 Нарушение технологии укладки
Недостаточно уплотненное щебеночное основание
Нарушение технологии производства смеси
Недостаточное уплотнение смеси
Некачественная подготовка основания
Группа 3 Неудовлетворительное состояние или неправильная работа укладчика
Неудовлетворительное состояние или неправильная работа  производственного оборудования
Группа 4 Расслоения смеси при перевозке
Время и расстояние перевозки смеси
Загрязненность кузова автосамосвала
Нарушение технологии загрузки смеси в автосамосвал и  выгрузки из него
Группа 5 Освещенность при укладке смеси
Продолжительность рабочей смены
Продолжительность перерывов в работе
Сезон работы
Климатические условия
Группа 6 Низкая квалификация рабочих
Опыт рабочих
Группа 7 Периодичность контроля
Неправильное хранение сырьевых материалов

Вероятные общие признаки каждой группы следующие:

группа 1 – качество смеси;

группа 2 – «…» – технология производства;

группа 3 – «…» – оборудование;

группа 4 – «…» – перевозка смеси;

группа 5 – «…» – условия работы;

группа 6 – «…» – человеческий фактор;

группа 7 – «…» – контроль.

 Окончательный вариант диаграммы сродства после пересмотра состава данных каждой группы, представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия

В качестве первостепенных мероприятий, направленных на повышение качества асфальтобетонных покрытий можно отметить совершенствование системы контроля за качеством поставляемых материалов, технологией и качеством выполнения работ.

Немаловажное значение имеет обучение персонала дорожных предприятий современным технологиям производства и укладки асфальтобетонных смесей.


Библиографический список
  1. Левитин И.Е. Повышение эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог [Текст] / И.Е. Левитин // Совещание по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог.- М.- 30.05.2011;
  2. Королев Е.В. Обоснование выбораспособа наномодифицирования асфальтобетонных смесей [Текст] /Е.В. Королев, Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, А.П. Самошин, С.С. Иноземцев // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2012. -№ 4.-С. 40-43;
  3. Соломенцев А.Б. Классификация и номенклатура модифицирующих добавок для битумов [Текст] / А.Б. Соломенцев // Наука и техника в дорожной отрасли.–2008.-№ 1.-С. 14-16;
  4. Иноземцев С.С. Критериальная оценка метода модификации асфальтобетонов [Текст] / С.С. Иноземцев, В.А. Смирнов, Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Строительство – формирование среды жизнедеятельности».- М.: МГСУ.-2012. – С. 523-527;
  5. Технологическое обеспечение качества строительства асфальтобетонных покрытий [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://tehnorma.ru/normativbase/47/47689/index.htm#i1063085;
  6. Россия: проблемы дорожно-строительной отрасли [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ukrbuild.dp.ua/2011/11/05/rossiya-problemy-dorozhno-stroitelnoj-otrasli.html;
  7. Дорожное строительство в России – реалии, проблемы и перспективы отрасли [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vik95.ru/news/1/89.html;
  8. Козицына А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360;
  9. Новые инструменты управления качеством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hghltd.yandex.net.


Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: