Состояние дорожной отрасли является показателем благосостояния и устойчивого развития экономики страны. Низкое качество и долговечность асфальтобетонного покрытия, а также качество дорожного строительства в России является постоянной проблемой [1].
Для улучшения качества дорог необходимо использовать дорожно-строительные материалы с повышенными показателями эксплуатационных характеристик и долговечностью. А высокое качество продукции и услуг, как известно, является главным фактором повышения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема может быть решена различными способами, например, путем модификации асфальтобетонных смесей различными добавками [2…7].
Однако, прежде чем принимать решение об оптимизации рецептуры и технологических режимов производства и укладки асфальтобетонных смесей, требуется детальный анализ причин возникновения возможных дефектов уложенного асфальтового покрытия. Для этого могут быть использованы различные инструменты управления качеством, представленные на рисунке 1 [8].
Рисунок 1 – Новые инструменты управления качеством
Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование. Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование. Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование [9].
Ожидаемым результатом является новое понимание требований и проблемных вопросов.
Рассмотрим применение диаграммы сродства на примере следующей проблемы: «Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия».
Основные дефекты асфальтобетонного покрытия [5]:
- волнистая поверхность – короткие волны;
- волнистая поверхность – длинные волны;
- разрыв покрытия;
- неоднородная текстура покрытия;
- неровность покрытия;
- поверхностные тени;
- недостаточное предварительное уплотнение;
- некачественный продольный стык;
- некачественный поперечный стык;
- поперечные трещины;
- сдвиг покрытия при уплотнении катком;
- «жирные» пятна на поверхности покрытия;
- следы катка;
- недостаточное уплотнение покрытия.
Чтобы определить причины выше поставленной проблемы, была создана рабочая группа из представителей разных подразделений предприятия по производству асфальтобетона ОАО «ДЭП №270» (Пензенская область, г. Каменка).
Рабочая группа методом «мозгового штурма» выявила возможные причины, которые были собраны в виде разрозненных данных.
Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия
|
||
Низкое качество смеси |
Освещенность при укладке смеси |
Неправильное хранение сырьевых материалов |
Нарушение технологии укладки |
Низкая квалификация рабочих |
Время и расстояние перевозки смеси |
Температура смеси |
Опыт рабочих |
Климатические условия |
Недостаточное количество вяжущего |
Продолжительность рабочей смены |
Загрязненность кузова автосамосвала |
Недостаточно уплотненное щебеночное основание |
Неудовлетворительное состояние или неправильная работа производственного оборудования |
Нарушение технологии загрузки смеси в автосамосвал и выгрузки из него |
Неудовлетворительное состояние или неправильная работа укладчика |
Продолжительность перерывов в работе |
Нарушение технологии производства смеси |
Состав смеси |
Периодичность контроля |
Недостаточное уплотнение смеси |
Расслоения смеси при перевозке |
Сезон работы |
Некачественная подготовка основания |
Сгруппируем данные по общим признакам (табл. 1). При этом названия общим признакам не присваиваются. Отдельные данные при последующей работе могут быть перенесены в другие группы.
Таблица 1- Классификация видов дефектов по общим признакам
Группа | Виды возможных дефектов |
Группа 1 | Низкое качество смеси |
Температура смеси | |
Недостаточное количество вяжущего | |
Состав смеси | |
Группа 2 | Нарушение технологии укладки |
Недостаточно уплотненное щебеночное основание | |
Нарушение технологии производства смеси | |
Недостаточное уплотнение смеси | |
Некачественная подготовка основания | |
Группа 3 | Неудовлетворительное состояние или неправильная работа укладчика |
Неудовлетворительное состояние или неправильная работа производственного оборудования | |
Группа 4 | Расслоения смеси при перевозке |
Время и расстояние перевозки смеси | |
Загрязненность кузова автосамосвала | |
Нарушение технологии загрузки смеси в автосамосвал и выгрузки из него | |
Группа 5 | Освещенность при укладке смеси |
Продолжительность рабочей смены | |
Продолжительность перерывов в работе | |
Сезон работы | |
Климатические условия | |
Группа 6 | Низкая квалификация рабочих |
Опыт рабочих | |
Группа 7 | Периодичность контроля |
Неправильное хранение сырьевых материалов |
Вероятные общие признаки каждой группы следующие:
группа 1 – качество смеси;
группа 2 – «…» – технология производства;
группа 3 – «…» – оборудование;
группа 4 – «…» – перевозка смеси;
группа 5 – «…» – условия работы;
группа 6 – «…» – человеческий фактор;
группа 7 – «…» – контроль.
Окончательный вариант диаграммы сродства после пересмотра состава данных каждой группы, представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Причины возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия
В качестве первостепенных мероприятий, направленных на повышение качества асфальтобетонных покрытий можно отметить совершенствование системы контроля за качеством поставляемых материалов, технологией и качеством выполнения работ.
Немаловажное значение имеет обучение персонала дорожных предприятий современным технологиям производства и укладки асфальтобетонных смесей.
Библиографический список
- Левитин И.Е. Повышение эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог [Текст] / И.Е. Левитин // Совещание по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог.- М.- 30.05.2011;
- Королев Е.В. Обоснование выбораспособа наномодифицирования асфальтобетонных смесей [Текст] /Е.В. Королев, Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова, А.П. Самошин, С.С. Иноземцев // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. -2012. -№ 4.-С. 40-43;
- Соломенцев А.Б. Классификация и номенклатура модифицирующих добавок для битумов [Текст] / А.Б. Соломенцев // Наука и техника в дорожной отрасли.–2008.-№ 1.-С. 14-16;
- Иноземцев С.С. Критериальная оценка метода модификации асфальтобетонов [Текст] / С.С. Иноземцев, В.А. Смирнов, Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Строительство – формирование среды жизнедеятельности».- М.: МГСУ.-2012. – С. 523-527;
- Технологическое обеспечение качества строительства асфальтобетонных покрытий [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://tehnorma.ru/normativbase/47/47689/index.htm#i1063085;
- Россия: проблемы дорожно-строительной отрасли [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ukrbuild.dp.ua/2011/11/05/rossiya-problemy-dorozhno-stroitelnoj-otrasli.html;
- Дорожное строительство в России – реалии, проблемы и перспективы отрасли [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vik95.ru/news/1/89.html;
- Козицына А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360;
- Новые инструменты управления качеством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hghltd.yandex.net.