УДК 378.147

ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

Даськова Юлия Викторовна1, Даськова Кристина Эдуардовна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка группы ДС-41

Аннотация
Статья рассматривает творческую самостоятельность студента-дизайнера, как важный фактор социальной, профессиональной и личной самореализации. На основе анализа научных исследований понятия "творческая самостоятельность" выявлены существенные признаки и характеристики. С учетом особенности будущей профессии для дизайнеров были выделены структурные компоненты, на развитие которых необходимо сделать акцент в процессе профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность дизайнера, творческая самостоятельность


CONCEPT OF CREATIVE INDEPENDENCE OF A CONTEXT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DESIGNER

Daskova Yulia Viktorovna1, Daskova Christina Eduardovna2
1Penza state University of architecture and construction, Teacher of the chair of design and art design of interior
2Penza state University of architecture and construction, student gr. DS-41

Abstract
Article considers creative independence of the student's designer as an important factor of social, professional and personal self-realization. On the basis of the analysis of scientific researches of the concept "creative independence is shown" essential signs and features. In view of feature of future profession for designers structural components on which development it is necessary to place emphasis during a vocational education of students, were assigned.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Понятие творческой самостоятельности в контексте профессиональной деятельности дизайнера // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33595 (дата обращения: 29.09.2017).

Современный этап развития дизайнерского образования в России связан с кардинальными изменениями в общественной и экономической жизни как следствие этих изменений с социальным заказом на подготовку специалистов в области дизайна. Утверждается приоритет творческой личности дизайнера, способной к поиску новаторских подходов в решении проектных проблем и критической оценке деятельности, обладающей   инициативой и самостоятельностью, умеющей  гибко применять знания и опыт.  В связи с этим особое значение в подготовке дизайнеров является формирования и развитие творческой самостоятельности. Творческая самостоятельность в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности дизайнера рассматривается нами как одно из ведущих профессионально важных качеств. Цель данного исследования заключается в рассмотрении творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в учебном процессе вуза как важного фактора, позволяющего им в дальнейшем стать социальным, профессиональным и лично самореализованным человеком. Основные задачи исследования – определить понятие и структуру творческой самостоятельности.

Проблема творческой самостоятельности является одним из самых актуальных вопросов изучения. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов,  В. В. Сериков, С. Медник, И. Я. Лернер, М. Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П. И. Пидкасистый, В. Б. Бондаревского, Н. В. Бордовской, М. Г. Гарунова, П. Кравчука, В. И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В. И. Андреева, В. А. Горский, Я. А. Пономарев и др.).

Исследования формирования и развития творческой деятельности дают определение творчества с учетом единства интеллектуальных и специальных способностей и подчеркивают, что творчество тесно связано без активности и самостоятельности человека в деятельности.

Существует ряд подходов к определению понятия  «творческая самостоятельность». Приведем некоторые из них.

Творческая самостоятельность:

- не только владение определенной системой знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения творческих задач, умение предвидеть конечные результаты своей деятельности [1].

- умение самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию,  видение новой функции объекта в отличие от традиционной, построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту и т.д. [2].

-  интегральное качество личности, характеризующегося способностью самостоятельно ставить цель учебно-профессиональной деятельности и прогнозировать ее творческое решение, актуализировать необходимые знания и способы ее достижения, планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью [3].

-   созидающую деятельность, включающую в себя как результаты деятельности (конкретные продукты, идеи), так и сам процесс, в котором активизируется специфический стиль деятельности (Дрозина В.В., Качалов А.В. и др.) [4].

Творчество рассматривается как стиль деятельности учащегося, совпадающей с его способностями к  данному предмету, нацеленных на экстраполяцию и саморазвитие способностей к творчеству, а не только на ее приобретение. Формирование и развитие творческой самостоятельности подразумевает – формирование и развитие творчества в регулярной деятельности обучающихся, рассматривающее становление созидающей творческой деятельности  [5]. Структура и компонентный состав творческой самостоятельности разработывали П.И.Пидкасистый, В.Б.Бондаревский, М.Г.Гарунов, В.В. Дрозина и др. В составе творческой самостоятельности ими выделяются следующие элементы: целеполагание, определение предмета деятельности, выбор средств деятельности, исполнение намеченных  действий, проведение самоконтроля и самоанализа результатов  [6]. Если в процессе самостоятельной деятельности хотя бы одни из элементов отсутствует (т.е. не является самостоятельным), то это говорит о том, что деятельность студентов не обладает творческим самостоятельным характером.  Карнаухова И.Б. в своем диссертационном исследовании формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуально-рефлексивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности [7]. Существенными признаками творческой самостоятельности являются: потребность в новых знаниях, желание овладеть методами и средствами их добывания; критический подход к самостоятельной деятельности и деятельности и суждениям других людей; возможность высказывать собственную точку зрения; умение самостоятельно мыслить; умение самостоятельно добывать новые знания и использовать их для дальнейшего саморазвития и практической деятельности.

В.В. Дрозина, И.П. Калошина, М.Г. Гарунов, А.В. Качалов и др.  выделяют следующие структурные компоненты творческой самостоятельности: научные знания, познавательно-самостоятельное творчество, творческое мышление, творческая самостоятельная деятельность.

Н.Ю. Ермилова трактует творческую самостоятельность как целостною систему его личностных и профессиональных качеств, проявляемых им в ходе профессионального самостановления (самотворчества). Л.Ю. Круглова формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности [8].

Основываясь на анализе выше приведенных  определений понятия «творческая самостоятельность», мы считает, что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления,  наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией  отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи.  В этой связи становится необходимым,  расширить  понятие «творческая самостоятельность»,  обосновать ее содержание в контексте деятельности дизайнера.

Дизайн выделился в самостоятельный вид художественной деятельности в период становления промышленного производства предметов, до того являвшихся делом кустарных ремесленных производств (посуда, мебель, ковроткачество, ювелирное дело, внешняя и внутренняя отделка помещений и т.д.). Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство. Современный дизайн, будучи влиятельным видом проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии и материалы, не только  создает комфортную и привлекательную среду для человека, но и изменяет ее, существующие коммуникации, внутренний мир человека, воспитывая эстетический вкус [9].

Е.А. Климов предложил психологическую классификацию профессий. Им выделено пять классов отношений: 1) «человек- живая природа»; 2) «человек – техника и неживая природа»; 3) «человек – человек»; 4) «человек – знаковая система»; 5) «человек – художественный образ» [10]. Дизайнер – это человек, погруженный в мир художественных образов. Деятельность дизайнера представляет собой сложный синтез труда изобретателя, ученого и художника, где очень важную роль играет мышление. Она направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Направленность деятельности дизайнера позволила нам, отнести его профессию в соответствии с вышеизложенной классификацией Е.А. Климова типу «человек – художественный образ». Необходимым условием успешной профессиональной деятельности дизайнера является способность представить и запомнить в уме образ,  отвечающий первоначально поставленной задаче, а также умения представить его доступным способом для других членов профессиональной команды так, чтобы его можно было обсуждать и разрабатывать дальше. Дизайнер как специалист взаимодействует с огромной системой  окружающего мира, начиная от средовой организации этого мира до выстраивания психологических и коммуникативных отношений внутри человеческого общества. Он не только взаимодействует, но и является центральным звеном в системе отношений с окружающим миром [11]. Творческая деятельность дизайнера  лежит в области проектирования и предполагает прохождение ряда последовательных стадий: накопление информации, поиск идеи-замысла, выбор проблемы и разработка проекта. Процесс проектирования в дизайне предполагает прохождение следующих этапов: формирование мыслительного образа, осмысление будущей композиции, предшествующее непосредственной работе по ее воплощению в материале [12]. Творческая самостоятельность дизайнера представляет собой сквозную составляющую профессиональной деятельности, т.е. имеет место на всех этапах проектирования, отражает в себе функции и задачи этих этапов. Дизайнер не просто проектирует вещь (или процесс),  отталкиваясь от функции или формы будущего изделия, а видит при этом проблему целиком с различных сторон, видит связи между ее частями, способен выявить техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств, способен осознанно форсировать творческое воображение и преодолевать стереотипы [13].

Таким образом, дизайнеру предоставляется большое поле свободы для творчества, но дизайнерское творчество – это методически организованный процесс, имеющий определенное содержание и последовательность действий. Творческая природа дизайнерского проектирования заключается в характере ее содержания, в котором есть  цель, есть средства, есть технология проектной деятельности, а результат каждого проекта неожидан и непредсказуем.  Результат каждый раз формируется из комплекса исходных условий, как авторская концепция. В основе дизайнерского проектирования лежат научно-исследовательские и художественно творческие методы. Профессиональное творчество дизайнера опирается на его профессионально-нормативный опыт – соответствующие знания, умения и навыки [15].  Исходя из этого, творческая самостоятельность является специфической характеристикой проектной деятельности дизайнера и характеризуется наличием творческого мышления,  способностью студента-дизайнера планировать, организовывать и координировать проектную деятельность, критически анализировать, перерабатывать и использовать полученную информацию, в постоянно изменяющихся  профессиональных  условиях.  В соответствии с этапами проектной деятельности, в составе творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить следующие умения:  умения входить в проблему (добывать, анализировать информацию), умений решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать  деятельность, находить новые способы решения), умения  презентовать конечный результат (стремление к оригинальности, новизне, способность к выявлению рациональных способов решения проблемы) [14, 15].  Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров выступает одним из важных условий становления профессионального специалиста в области дизайна. Овладение творческой профессией дизайнера происходит  не только при обучении в вузе, но   и продолжается в процессе дальнейшей практической работы. Дизайн-подготовка в вузе, прежде всего, направлена на развитие личности студента, навыков комбинированного мышления и умения генерировать множество творческих идей.


Библиографический список
  1. Усова В.П. Архитектуно-дизайнерское проектирование: методические указания для специальности 27030265, Дизайн архитектурной среды/ сост. Усова В.П. – Ульяновск: УлГТУ – 2006. -20 с
  2. Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа – схема анализа деятельности/ статья в журнале «Директор школы» – Издательская фирма «Сентябрь» -  №6, 2003 г.
  3. Филоненко Л.А. О развитии творческой самостоятельности учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. / Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – www. omsk.edu. -  2006
  4. Красильникова М.Д. Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников / М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко // Вопросы образования. – 2005. -№1. –275 с.
  5. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. – 316 с.
  6. Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  7. Комский Д.М. Основы теории творчества – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1993. – 77с.
  8. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ Новое в жизни, науке, технике/ серия «Педагогика и психология»/ издательство «Знание». -  №1, 1978. – 48 с.
  9. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике: Учебное пособие. Омск, 1993, 156 с
  10. Кришталь Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров/ Обучение – № 7/78- 2010 г.
  11. Арефиева О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике. – автореферат диссертации на соискание ученой степени канн. Пед. Наук. – Магнитогорск,  2007 – 21 с.
  12. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности/ А.М. Новиков. – М., 1981. – 324 с
  13. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Деловая игра “Жизненная стратегия творческой личности”. – Рига, Изд. ЦК ЛКСМ, Латвия, 1987
  14.  Полтавская М.Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2007. – 181 с.
  15. Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125
  16. Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению “Дизайн”// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. – 2014. № 1 (7). С. 165-168


Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: