Современный этап развития дизайнерского образования в России связан с кардинальными изменениями в общественной и экономической жизни как следствие этих изменений с социальным заказом на подготовку специалистов в области дизайна. Утверждается приоритет творческой личности дизайнера, способной к поиску новаторских подходов в решении проектных проблем и критической оценке деятельности, обладающей инициативой и самостоятельностью, умеющей гибко применять знания и опыт. В связи с этим особое значение в подготовке дизайнеров является формирования и развитие творческой самостоятельности. Творческая самостоятельность в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности дизайнера рассматривается нами как одно из ведущих профессионально важных качеств. Цель данного исследования заключается в рассмотрении творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в учебном процессе вуза как важного фактора, позволяющего им в дальнейшем стать социальным, профессиональным и лично самореализованным человеком. Основные задачи исследования – определить понятие и структуру творческой самостоятельности.
Проблема творческой самостоятельности является одним из самых актуальных вопросов изучения. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов, В. В. Сериков, С. Медник, И. Я. Лернер, М. Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П. И. Пидкасистый, В. Б. Бондаревского, Н. В. Бордовской, М. Г. Гарунова, П. Кравчука, В. И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В. И. Андреева, В. А. Горский, Я. А. Пономарев и др.).
Исследования формирования и развития творческой деятельности дают определение творчества с учетом единства интеллектуальных и специальных способностей и подчеркивают, что творчество тесно связано без активности и самостоятельности человека в деятельности.
Существует ряд подходов к определению понятия «творческая самостоятельность». Приведем некоторые из них.
Творческая самостоятельность:
- не только владение определенной системой знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения творческих задач, умение предвидеть конечные результаты своей деятельности [1].
- умение самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой функции объекта в отличие от традиционной, построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту и т.д. [2].
- интегральное качество личности, характеризующегося способностью самостоятельно ставить цель учебно-профессиональной деятельности и прогнозировать ее творческое решение, актуализировать необходимые знания и способы ее достижения, планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью [3].
- созидающую деятельность, включающую в себя как результаты деятельности (конкретные продукты, идеи), так и сам процесс, в котором активизируется специфический стиль деятельности (Дрозина В.В., Качалов А.В. и др.) [4].
Творчество рассматривается как стиль деятельности учащегося, совпадающей с его способностями к данному предмету, нацеленных на экстраполяцию и саморазвитие способностей к творчеству, а не только на ее приобретение. Формирование и развитие творческой самостоятельности подразумевает – формирование и развитие творчества в регулярной деятельности обучающихся, рассматривающее становление созидающей творческой деятельности [5]. Структура и компонентный состав творческой самостоятельности разработывали П.И.Пидкасистый, В.Б.Бондаревский, М.Г.Гарунов, В.В. Дрозина и др. В составе творческой самостоятельности ими выделяются следующие элементы: целеполагание, определение предмета деятельности, выбор средств деятельности, исполнение намеченных действий, проведение самоконтроля и самоанализа результатов [6]. Если в процессе самостоятельной деятельности хотя бы одни из элементов отсутствует (т.е. не является самостоятельным), то это говорит о том, что деятельность студентов не обладает творческим самостоятельным характером. Карнаухова И.Б. в своем диссертационном исследовании формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуально-рефлексивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности [7]. Существенными признаками творческой самостоятельности являются: потребность в новых знаниях, желание овладеть методами и средствами их добывания; критический подход к самостоятельной деятельности и деятельности и суждениям других людей; возможность высказывать собственную точку зрения; умение самостоятельно мыслить; умение самостоятельно добывать новые знания и использовать их для дальнейшего саморазвития и практической деятельности.
В.В. Дрозина, И.П. Калошина, М.Г. Гарунов, А.В. Качалов и др. выделяют следующие структурные компоненты творческой самостоятельности: научные знания, познавательно-самостоятельное творчество, творческое мышление, творческая самостоятельная деятельность.
Н.Ю. Ермилова трактует творческую самостоятельность как целостною систему его личностных и профессиональных качеств, проявляемых им в ходе профессионального самостановления (самотворчества). Л.Ю. Круглова формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности [8].
Основываясь на анализе выше приведенных определений понятия «творческая самостоятельность», мы считает, что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи. В этой связи становится необходимым, расширить понятие «творческая самостоятельность», обосновать ее содержание в контексте деятельности дизайнера.
Дизайн выделился в самостоятельный вид художественной деятельности в период становления промышленного производства предметов, до того являвшихся делом кустарных ремесленных производств (посуда, мебель, ковроткачество, ювелирное дело, внешняя и внутренняя отделка помещений и т.д.). Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство. Современный дизайн, будучи влиятельным видом проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии и материалы, не только создает комфортную и привлекательную среду для человека, но и изменяет ее, существующие коммуникации, внутренний мир человека, воспитывая эстетический вкус [9].
Е.А. Климов предложил психологическую классификацию профессий. Им выделено пять классов отношений: 1) «человек- живая природа»; 2) «человек – техника и неживая природа»; 3) «человек – человек»; 4) «человек – знаковая система»; 5) «человек – художественный образ» [10]. Дизайнер – это человек, погруженный в мир художественных образов. Деятельность дизайнера представляет собой сложный синтез труда изобретателя, ученого и художника, где очень важную роль играет мышление. Она направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Направленность деятельности дизайнера позволила нам, отнести его профессию в соответствии с вышеизложенной классификацией Е.А. Климова типу «человек – художественный образ». Необходимым условием успешной профессиональной деятельности дизайнера является способность представить и запомнить в уме образ, отвечающий первоначально поставленной задаче, а также умения представить его доступным способом для других членов профессиональной команды так, чтобы его можно было обсуждать и разрабатывать дальше. Дизайнер как специалист взаимодействует с огромной системой окружающего мира, начиная от средовой организации этого мира до выстраивания психологических и коммуникативных отношений внутри человеческого общества. Он не только взаимодействует, но и является центральным звеном в системе отношений с окружающим миром [11]. Творческая деятельность дизайнера лежит в области проектирования и предполагает прохождение ряда последовательных стадий: накопление информации, поиск идеи-замысла, выбор проблемы и разработка проекта. Процесс проектирования в дизайне предполагает прохождение следующих этапов: формирование мыслительного образа, осмысление будущей композиции, предшествующее непосредственной работе по ее воплощению в материале [12]. Творческая самостоятельность дизайнера представляет собой сквозную составляющую профессиональной деятельности, т.е. имеет место на всех этапах проектирования, отражает в себе функции и задачи этих этапов. Дизайнер не просто проектирует вещь (или процесс), отталкиваясь от функции или формы будущего изделия, а видит при этом проблему целиком с различных сторон, видит связи между ее частями, способен выявить техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств, способен осознанно форсировать творческое воображение и преодолевать стереотипы [13].
Таким образом, дизайнеру предоставляется большое поле свободы для творчества, но дизайнерское творчество – это методически организованный процесс, имеющий определенное содержание и последовательность действий. Творческая природа дизайнерского проектирования заключается в характере ее содержания, в котором есть цель, есть средства, есть технология проектной деятельности, а результат каждого проекта неожидан и непредсказуем. Результат каждый раз формируется из комплекса исходных условий, как авторская концепция. В основе дизайнерского проектирования лежат научно-исследовательские и художественно творческие методы. Профессиональное творчество дизайнера опирается на его профессионально-нормативный опыт – соответствующие знания, умения и навыки [15]. Исходя из этого, творческая самостоятельность является специфической характеристикой проектной деятельности дизайнера и характеризуется наличием творческого мышления, способностью студента-дизайнера планировать, организовывать и координировать проектную деятельность, критически анализировать, перерабатывать и использовать полученную информацию, в постоянно изменяющихся профессиональных условиях. В соответствии с этапами проектной деятельности, в составе творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить следующие умения: умения входить в проблему (добывать, анализировать информацию), умений решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать деятельность, находить новые способы решения), умения презентовать конечный результат (стремление к оригинальности, новизне, способность к выявлению рациональных способов решения проблемы) [14, 15]. Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров выступает одним из важных условий становления профессионального специалиста в области дизайна. Овладение творческой профессией дизайнера происходит не только при обучении в вузе, но и продолжается в процессе дальнейшей практической работы. Дизайн-подготовка в вузе, прежде всего, направлена на развитие личности студента, навыков комбинированного мышления и умения генерировать множество творческих идей.
Библиографический список
- Усова В.П. Архитектуно-дизайнерское проектирование: методические указания для специальности 27030265, Дизайн архитектурной среды/ сост. Усова В.П. – Ульяновск: УлГТУ – 2006. -20 с
- Якиманская И.С. Личностно ориентированная школа – схема анализа деятельности/ статья в журнале «Директор школы» – Издательская фирма «Сентябрь» - №6, 2003 г.
- Филоненко Л.А. О развитии творческой самостоятельности учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. / Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – www. omsk.edu. - 2006
- Красильникова М.Д. Оценка работодателями качества профессиональной подготовки работников / М.Д. Красильникова, Н.В. Бондаренко // Вопросы образования. – 2005. -№1. –275 с.
- Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. – 316 с.
- Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
- Комский Д.М. Основы теории творчества – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1993. – 77с.
- Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ Новое в жизни, науке, технике/ серия «Педагогика и психология»/ издательство «Знание». - №1, 1978. – 48 с.
- Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике: Учебное пособие. Омск, 1993, 156 с
- Кришталь Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров/ Обучение – № 7/78- 2010 г.
- Арефиева О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике. – автореферат диссертации на соискание ученой степени канн. Пед. Наук. – Магнитогорск, 2007 – 21 с.
- Новиков, А.М. Методология учебной деятельности/ А.М. Новиков. – М., 1981. – 324 с
- Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Деловая игра “Жизненная стратегия творческой личности”. – Рига, Изд. ЦК ЛКСМ, Латвия, 1987
- Полтавская М.Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2007. – 181 с.
- Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125
- Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению “Дизайн”// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. – 2014. № 1 (7). С. 165-168