УДК 65

ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ершов Григорий Евгеньевич
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Институт холода и биотехнологий

Аннотация
В настоящей статье анализу подверглось текущее положение предприятия автомобилестроительной отрасли ОАО «АВТОВАЗ». В качестве инструмента для реализации процесса был выбран SWOT-анализ. По итогам анализа сформулированы основные пути повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Ключевые слова: автомобилестроительная отрасль, конкурентоспособность предприятия, СВОТ-анализ, управление конкурентоспособностью, факторы внешней среды


IDENTIFICATION OF WAYS OF MANAGEMENT BY COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

Ershov Grigoriy Evgenevich
Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, Institute of Refrigeration and Biotechnology

Abstract
In the present article the current position of the enterprise of the automotive industry of JSC «AVTOVAZ» underwent the analysis. As the tool for realization of process SWOT-analysis was chosen. Following the results of the analysis the main ways of increase of competitiveness of the studied enterprise are formulated.

Keywords: automotive industry, competitiveness of the enterprise, environment factors, management of competitiveness, SWOT-analysis


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ершов Г.Е. Выявление путей управления конкурентоспособностью предприятия автомобилестроительной отрасли // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33268 (дата обращения: 02.06.2017).

Все без исключения компании, существующие на рынке, различными способами пытаются повысить уровень собственной конкурентоспособности. От того, насколько компания конкурентоспособна, зависят конечные результаты её деятельности. Неконкурентоспособные организации рано или поздно, если не примут мер, вынуждены будут завершить своё существование или же работать, генерируя убытки.

В данной статье будет произведён анализ существующего положения дел на автомобилестроительном предприятии, а затем выявлены пути повышения его конкурентоспособности в современных условиях. Объектом исследования выбран крупнейший автомобильный производитель Российской Федерации, а за счёт альянса с «Renault-Nissan» один из самых больших в Европе ОАО «АВТОВАЗ» [1].

Как известно автомобилестроительная отрасль переживает не лучшие времена. Это связано в первую очередь с тем, что от мирового экономического кризиса подобные высокотехнологичные отрасли, производящие дорогостоящие товары пострадали наиболее ощутимо. Даже несмотря на то, что после пиковой фазы кризиса произошло некоторое восстановление экономики, докризисного уровня достичь не удалось и по итогам 2013 года [2]. В таких условиях ещё большее значение приобретает способность отдельных предприятий вести успешную конкурентную борьбу, прежде всего за счёт выпускаемой продукции. Между тем автомобили, произведённые российскими компаниями, в частности АВТОВАЗОМ практически не могут полноценно конкурировать с зарубежными аналогами. Главным образом это касается рынка легковых автомобилей, потому как с коммерческой техникой дела обстоят лучше. К сожалению, устранению возникшей ситуации долгое время не уделялось должного внимания. Это привело к накоплению целого ряда проблем, в том числе системного характера.

Очевидно, что для повышения конкурентоспособности АВТОВАЗА необходимо принимать меры уже в ближайшие годы, иначе отставание от иностранных конкурентов будет только нарастать. Эта задача очень не простая и требует больших финансовых вливаний, но другого выхода у исследуемого объекта вероятно нет. Для того чтобы сформулировать конкретные методы повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ», необходимо проанализировать внешнюю и внутреннюю среду данного предприятия. В качестве инструмента исследования выбран SWOT-анализ, который широко применяется при решении подобных задач [3, с.70]. Прежде чем построить полноценную матрицу SWOT рассмотрим внешние факторы, которые влияли на предприятие в 2013 году фактически и могут повлиять потенциально в дальнейшем (Табл.1) [4, с.30-32]:

Таблица 1. Внешние факторы влияния на деятельность ОАО «АВТОВАЗ» в 2013 году

Как видно из приведённой таблицы в минувшем году со стороны внешней среды на ОАО «АВТОВАЗ» влияло множество факторов. Причём большинство из них оказывали негативное воздействие. Ближайшие перспективы, также не выглядят обнадёживающими. Очевидно, необходимо что-то противопоставлять внешней среде для повышения конкурентоспособности, но для этого у предприятия должен быть определённый потенциал. Для выявления потенциала построим матрицу SWOT-анализа, которая позволит сформировать пути управления конкурентоспособностью (Табл. 2):

Таблица 2. SWOT-анализ ОАО «АВТОВАЗ»

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что главной областью, которая может выступить источником повышения конкурентоспособности ОАО «АВТОВАЗ» является производимая продукция. Предлагаются следующие основные пути повышения конкурентоспособности данного предприятия, через продукцию и потребителя:

1)Обновление продукции (модельного ряда). Конечным итогом производственной деятельности является именно товар, а в случае с АВТОВАЗОМ – автомобили. Потребителей мало волнуют внутренние проблемы компании, зато выпускаемая продукция всегда на виду. Именно по данной составляющей деятельности Волжского Автомобильного Завода клиенты могут определить, стоит тратить деньги на автомобили LADA, или же лучше приобрести автомобили конкурентов.

2)Вторым важным шагом для развития модельного ряда должен стать выход компании на новые сегменты. Это вполне естественный путь для мировых автомобильных производителей, если они хотят расти и завоёвывать новых покупателей. Главным препятствием для АВТОВАЗА здесь является имидж бюджетного автопроизводителя, не способного на выпуск более дорогой продукции. Поэтому процесс выхода в новые сегменты должен быть постепенным и не стоит стремиться, сразу выпускать автомобили «Бизнес» и «Премиум» класса.

3)Повышение качества продукции. АВТОВАЗ в первую очередь конкурирует с другими производителями за счёт более низких цен. Однако для того, чтобы быть по-настоящему конкурентоспособным и выходить на новые сегменты, этого не достаточно. Важнейшей характеристикой продукции автомобильных компаний, которые успешно работают на мировом рынке, является высокое качество. В связи с этим АВТОВАЗУ жизненно необходимо также повышать его уровень. Именно за этот показатель многие осуждают продукцию автогиганта, а главным образом очередь недовольные клиенты. Для повышения качества выпускаемых автомобилей необходимо усилить контроль на всех стадиях производства, более грамотно и комплексно подходить к выбору поставщиков, возможно, закупить более современное оборудование и тщательнее отбирать персонал с последующим обучением.

4)Улучшение потребительских характеристик продукции. Кроме качества на восприятие автомобилей также оказывают влияние и другие факторы: дизайн интерьера и экстерьера, уровень оснащения, разнообразие опций и комплектаций, безопасность, экологичность, цена на обслуживание. Если с ценой на обслуживание у АВТОВАЗА всё хорошо, то по остальным характеристикам есть множество нареканий. Очевидно, что данные недостатки надо устранить.

5)Повышение уровня гарантийного обслуживания. Автомобиль является очень сложным механизмом, который рано или поздно ломается, особенно если имеет низкое качество. В связи с этим важным аспектом конкурентоспособности является качество гарантийного обслуживания автомобилей. В этом вопросе у АВТОВАЗА не такое большое отставание от других брендов, но очевидно оно имеет место быть. Основные нарекания по гарантийному обслуживанию у клиентов вызывают необоснованные отказы в ремонте, некачественный ремонт, недостаточно квалифицированные работники. Все эти проблемы можно решить более жёстким контролем со стороны компании над дилерами. Также будет нелишней более чёткая формулировка гарантийных случаев, чтобы у недобросовестных дилеров было меньше поводов не правомерно отказывать в ремонте.

6)Увеличение контроля над рынком автомобильных запчастей или организация продаж через собственные торговые точки. На сегодняшний день довольно остро стоит проблема низкокачественных автомобильных запчастей для «ЛАДА», а нередко вовсе поддельных. Покупка потребителями такой продукции сказывается, в том числе и на репутации самой компании, ведь люди не всегда знают, что причина поломки машины именно в плохих запчастях. Поэтому необходимо повышать контроль хотя бы над крупными торговыми точками, которые распространяют детали к автомобилям марки «ЛАДА». Поскольку это достаточно непростой процесс, одним из выходов может стать развитие собственных подконтрольных компании торговых точек.

7)Развитие дилерской сети. Важнейшим связующим звеном между автомобильным производством и клиентами являются официальные дилеры, поэтому АВТОВАЗУ необходимо расширять дилерскую сеть в тех регионах, которые имеют недостаточное количество точек продаж. Кроме расширения дилерской сети нужно улучшать и качество обслуживания в ней на всех этапах. Для того чтобы новые дилеры появлялись нужно пересмотреть систему мотивации,  а для повышения качества обслуживания необходимо более жёстко их контролировать. Одним из путей улучшения в данном вопросе может стать увеличение количества собственных фирменных точек продаж, которые будут напрямую связаны с АВТОВАЗОМ. Такие дилерские салоны будет гораздо проще приводить к единым стандартам обслуживания и контролировать.

8)Повышение важности мнения потребителей. Целевой аудиторией любого производителя являются клиенты, поэтому всё, что делается в плане улучшения товаров, в первую очередь чувствуют на себе именно эти люди. Они же способны оценить продукцию с точки зрения потребительских свойств. Так что АВТОВАЗУ для повышения конкурентоспособности необходимо усилить маркетинговые исследования рынка и в особенности исследования мнения потребителей. Стоит например зайти на крупный интернет – форум по автомобилям «ЛАДА» и без серьёзных финансовых затрат узнать, с какими проблемами сталкиваются обычные люди и какие недостатки они выявляют в процессе эксплуатации автомобилей.

9)Внедрение более привлекательных кредитных условий, а кроме того собственной программы утилизации старых автомобилей. Как известно, закончились некоторые мощные государственные программы поддержки АВТОВАЗА. Это неизбежно начало сказываться на уровне продаж компании, причём негативно. Мерами, которые бы помогли компенсировать падение продаж вследствие отмены государственных программ могут стать: развитие доступной для потребителя корпоративной программы кредитования, более комплексное проведение стимулирующих продажи акций и запуск корпоративной программы утилизации старых автомобилей.

Необходим также комплекс мер для минимизации последствий, которые могут возникнуть вследствие воздействия внешних факторов, перечисленных ранее:

1)Планирование производства автомобилей «ЛАДА» в зависимости от потребностей рынка;

2)Повышение уровня информированности потребителей о продукте;

3)Поиск альтернативных поставщиков материалов и комплектующих, снижение издержек и повышение качества поставляемых ТМЦ;

4)Взаимодействие с органами государственной власти в области внедрения программ по развитию автомобильной промышленности и обновлению российского автопарка;

5)Наращивание объемов производства путём вывода на рынок новых моделей «ЛАДА» на собственных и заимствованных платформах альянса «Renault-Nissan»;

6)Оптимизация себестоимости новых моделей за счёт унификации узлов и агрегатов;

7)Развитие дополнительных сборочных производств;

8)Обновление модельного ряда в соответствии с требованиями корпоративных клиентов. Также необходимо внедрение с последующим развитием корпоративных программ по государственным закупкам и реализации автомобилей юридическим лицам;

9)Контроль исполнения сроков технического перевооружения предприятия, оптимизация логистических процессов и контроль уровня качества, а также сроков поставки автокомпонентов и запчастей.

Предложенные меры не являются исчерпывающими, потому как для комплексного повышения конкурентоспособности подобного предприятия необходимо улучшать, в том числе другие области деятельности и бизнес-процессы. В долгосрочной перспективе это возможно, но на сегодняшний день наиболее реальным выглядит путь повышения конкурентоспособности именно за счёт продукции и клиентского сервиса. Стоит отметить, что на предприятии уже начали решать данную задачу, в том числе благодаря кооперации с Renault и Nissan, пусть даже процесс является достаточно медленным.


Библиографический список
  1. В 2013 году автомобильный рынок России снизился на 5% (AEB) // http://www.aebrus.ru/upload/iblock/274/sales-in-december_2013_rus_final.pdf
  2. АВТОВАЗ становится частью международного альянса производителей автомобилей // http://www.pfo.ru/?id=51242
  3. Столбов С.В. SWOTанализ как инструмент оценки конкурентоспособности организации // Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной заочной научно-практической конференции №3 за март 2014 года
  4. Ежеквартальный отчёт ОАО «АВТОВАЗ» за 4 квартал 2013 года – [Электронный ресурс] URL: http://www.avtovaz.ru/files/rep4-2013.pdf
  5. Юлия К. Автопром сдали в утиль // «Российская газета» – столичный выпуск №6213 (237) за 2013 год
  6. Реализация программы льготного автокредитования будет завершена в декабре 2013 года // http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/auto/258
  7. Елена К. Программу утилизации старых авто закрывают // «Российская газета» – [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/04/19/avto-site.html
  8. Подписаны соглашения о новых условиях промсборки автомобилей // http://www.gazeta.ru/auto/2011/06/06_a_3654777.shtml
  9. Шамина Л.К., Ершов Г.Е. О проблемах конкурентоспособности экономик российских моногородов // Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, вып. 13 / Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012.- 364 с.
  10. Тарас Ф. В России вводится экологический класс “Евро-5″ // «Российская газета» – [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/01/01/klass-site.html
  11. Нормы Евро-4 вводятся в России // http://авто-информ.рф/news/362-normy-evro-4-vvodjatsja-v-rossii


Все статьи автора «Григорий»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: