УДК 616.1-053.2

ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ ТАБЛИЦ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Михайлова Светлана Владимировна
Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского
преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности

Аннотация
В статье представлены актуальность и научное обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегород-ской области с применением центильного метода. Регулярно проводимые массовые исследования физического развития и здоровья дают возможность на региональном уровне выявлять у сельских школьников общие тенденции ростовых процессов, сформировавшиеся в условиях сельской местности.

Ключевые слова: антропометрические обследования, оценочные таблицы, сельские школьники, физическое развитие, центильный метод


THE RATIONALE FOR DEVELOPING ASSESSMENT TABLES PHYSICAL DEVELOPMENT OF RURAL SCHOOLCHILDREN NIZHNY NOVGOROD REGION

Mikhailova Svetlana Vladimirovna
Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky
Teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live

Abstract
The article presents the relevance and scientific substantiation of development of assessment tables of physical development of rural students of the Nizhny Novgorod region with the use of centile method. Regular mass of research of physical development and health have the opportunity at the regional level to reveal that rural schoolchildren, the General trends of growth processes, formed in conditions of rural areas.

Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова С.В. Обоснование разработки оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/33047 (дата обращения: 02.06.2017).

Мониторинг физического развития подрастающего поколения представляет собой одну из приоритетных задач стратегии развития России. Особую актуальность эти исследования приобретают в настоящее время, поскольку в XXI веке в разных странах мира выявляются разнонаправленные тенденции изменчивости морфофункциональных показателей. Так, вначале XXI века в большинстве европейских стран отмечается стабилизация продольного роста и процессов полового созревания,  при одновременном резком увеличении показателей массы тела и жирового слоя. Процесс увеличения веса приобретает столь глобальный характер, что многие исследователи говорят об «эпидемии ожирения».

Аналогичная тенденция начинает выявляться многими современными исследователями и в нашей стране. Так Година Е.З. (2011 г.) отмечает  изменения у городских и сельских школьников формы и пропорций тела, более ранние сроки полового созревания, изменения в распределении подкожного жирового слоя.

Изучение направленности временных, или «секулярных» сдвигов по-прежнему вызывает у исследователей огромный интерес. Можно без преувеличения сказать, что наибольшее число публикаций в ведущих медико-биологических журналах посвящено разработке именно этой проблемы. Помимо теоретического значения для решения ряда проблем биологии человека, она имеет важную практическую составляющую, так как предполагает  разработку оценочных таблиц и региональных стандартов физического развития,  которые будут использоваться специалистами в области практического здравоохранения, школьной гигиены, спортивного отбора и т.д. В России в связи с происходящими в последние десятилетия процессами социально-экономических преобразований и усиливающимися тенденциями социальной стратификации проведение популяционного мониторинга показателей роста и развития представляется первоочередной, насущно необходимой задачей.

Большинство работ последнего десятилетия подробно раскрывают динамику и состояние физического развития городских школьников, но недостаточно уделяется внимание изучению особенностей  морфофункционального развития и заболеваемости сельских детей и подростков. Из-за дефицита региональных нормативов физического развития на многих территориях в сельской местности пользуются нормативами для городских детей, хотя результаты многих исследований подтверждают отличие уровня физического развития сельских школьников от городских, которое вызывается влиянием факторов окружающей среды, уровнем информационных и бытовых физических нагрузок, уровнем санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др.

Антропометрические обследования детских организованных коллективов являются обязательными при проведении периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минздрава России № 621 от 30.12.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Объективная интерпретация данных по физическому развитию возможна только при использовании современных нормативов или стандартов физического развития.  При этом учитываются пространственные и временные ограничения данных нормативов, которые создаются с учетом этнической и территориальной дифференцировки, регулярно должны пересматриваться через 5-10 лет. Многочисленные исследования по проблеме изучения физического развития  показали достоверность различий в показателях физического развития городских и сельских детей.

С  момента создания первых стандартов физического развития для детей и подростков сельской местности Нижегородской области прошло более 40 лет. Сравнительный анализ средних показателей физического развития сельских школьников в 1967-68гг. и начала 21 столетия показал, что длина тела мальчиков  по всем возрастным группам  увеличилась на 4,1-9,7 см, масса тела – на 1,6-8,8 кг, окружность грудной клетки также увеличилась, но незначительно (0,1-3,6 см). Соматометрические показатели  физического развития сельских девочек увеличились соответственно на 4,0-9,8 см, 1,4-8,4 кг, 0,8-6,2 см. У мальчиков 7-12 лет и у девочек 7-11 лет отметили выраженное снижение показателей мышечной силы рук. Нормативы физического развития сельских школьников Нижегородской области разрабатывались неоднократно с конца 60-х годов ХХ века.  В течение этого времени произошла смена этапов секулярного тренда, пересмотрены методы оценки физического развития, границы норм и вариантов отклонений роста и развития.

Сравнительный анализ распределения антропометрических показателей городских и сельских школьников по центильным интервалам убеждает в наличии неоднозначных различий по ряду показателей: более низкие показатели длины и массы тела в большинстве возрастно-половых групп при близости значений масса/ростового индекса (кг/м2), более высокие показатели мышечной силы рук, более низкие показатели частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления при обратной тенденции диастолического.

Все это определило необходимость создания новых корректных нормативов физического развития сельских школьников с использованием центильного метода непараметрического анализа в виде центильных шкал.

Проведенное антропометрическое обследование сельских школьников в 21 районе Нижегородской области (с севера на юг) бригадами сотрудников ФГБОУ ВПО НижГМА, Арзамасского филиала Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского и Центра здоровья для детей  (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница г. Арзамаса») при участии медицинского персонала школ, подтвердило предполагаемые различия и явилось основой для создания нового стандарта физического развития сельских школьников. В ходе научно-исследовательской работы было обследовано 4619 школьников (2137 мальчиков и 2482 девочки) в возрасте 7-17 лет. Рассчитали и представили центильные возрастно-половые нормативы физического развития в виде оценочных таблиц, а также статистические параметры показателей морфофункционального развития сельских шко­ль­ников [1,2]. Оценочные таблицы утверждены Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области № 1719 от 19.07.2012 года.

Регулярно проводимые массовые исследования физического развития и здоровья детей и подростков Нижегородской области на базе Центра здоровья для детей г.Арзамаса  [3,4,5]  дают возможность на региональном уровне выявлять у сельских школьников общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни  и соответствующей среды обитания сельской местности.


Библиографический список
  1. Приказ Министерства здравоохранения Ниж.обл. № 1719 от 19.07.2012 «Об утверждении оценочных (центильных) таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области»: Оценочные таблицы физического развития сельских школьников Нижегородской области / Методические указания. – Н.Новгород, 2012. – 37 с.
  2. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2
  3. Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – Режим доступа: www.health-control. ru
  4. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района // Альманах «Новые исследования»  - М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №2(31).  – С.98-104.
  5. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района  // Вестник Московского государственного областного университета. – №3. – 2012. – С.15-19.


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: