Мониторинг физического развития подрастающего поколения представляет собой одну из приоритетных задач стратегии развития России. Особую актуальность эти исследования приобретают в настоящее время, поскольку в XXI веке в разных странах мира выявляются разнонаправленные тенденции изменчивости морфофункциональных показателей. Так, вначале XXI века в большинстве европейских стран отмечается стабилизация продольного роста и процессов полового созревания, при одновременном резком увеличении показателей массы тела и жирового слоя. Процесс увеличения веса приобретает столь глобальный характер, что многие исследователи говорят об «эпидемии ожирения».
Аналогичная тенденция начинает выявляться многими современными исследователями и в нашей стране. Так Година Е.З. (2011 г.) отмечает изменения у городских и сельских школьников формы и пропорций тела, более ранние сроки полового созревания, изменения в распределении подкожного жирового слоя.
Изучение направленности временных, или «секулярных» сдвигов по-прежнему вызывает у исследователей огромный интерес. Можно без преувеличения сказать, что наибольшее число публикаций в ведущих медико-биологических журналах посвящено разработке именно этой проблемы. Помимо теоретического значения для решения ряда проблем биологии человека, она имеет важную практическую составляющую, так как предполагает разработку оценочных таблиц и региональных стандартов физического развития, которые будут использоваться специалистами в области практического здравоохранения, школьной гигиены, спортивного отбора и т.д. В России в связи с происходящими в последние десятилетия процессами социально-экономических преобразований и усиливающимися тенденциями социальной стратификации проведение популяционного мониторинга показателей роста и развития представляется первоочередной, насущно необходимой задачей.
Большинство работ последнего десятилетия подробно раскрывают динамику и состояние физического развития городских школьников, но недостаточно уделяется внимание изучению особенностей морфофункционального развития и заболеваемости сельских детей и подростков. Из-за дефицита региональных нормативов физического развития на многих территориях в сельской местности пользуются нормативами для городских детей, хотя результаты многих исследований подтверждают отличие уровня физического развития сельских школьников от городских, которое вызывается влиянием факторов окружающей среды, уровнем информационных и бытовых физических нагрузок, уровнем санитарно-эпидемиологического обеспечения образовательных учреждений и др.
Антропометрические обследования детских организованных коллективов являются обязательными при проведении периодических медицинских осмотров согласно Приказу Минздрава России № 621 от 30.12.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Объективная интерпретация данных по физическому развитию возможна только при использовании современных нормативов или стандартов физического развития. При этом учитываются пространственные и временные ограничения данных нормативов, которые создаются с учетом этнической и территориальной дифференцировки, регулярно должны пересматриваться через 5-10 лет. Многочисленные исследования по проблеме изучения физического развития показали достоверность различий в показателях физического развития городских и сельских детей.
С момента создания первых стандартов физического развития для детей и подростков сельской местности Нижегородской области прошло более 40 лет. Сравнительный анализ средних показателей физического развития сельских школьников в 1967-68гг. и начала 21 столетия показал, что длина тела мальчиков по всем возрастным группам увеличилась на 4,1-9,7 см, масса тела – на 1,6-8,8 кг, окружность грудной клетки также увеличилась, но незначительно (0,1-3,6 см). Соматометрические показатели физического развития сельских девочек увеличились соответственно на 4,0-9,8 см, 1,4-8,4 кг, 0,8-6,2 см. У мальчиков 7-12 лет и у девочек 7-11 лет отметили выраженное снижение показателей мышечной силы рук. Нормативы физического развития сельских школьников Нижегородской области разрабатывались неоднократно с конца 60-х годов ХХ века. В течение этого времени произошла смена этапов секулярного тренда, пересмотрены методы оценки физического развития, границы норм и вариантов отклонений роста и развития.
Сравнительный анализ распределения антропометрических показателей городских и сельских школьников по центильным интервалам убеждает в наличии неоднозначных различий по ряду показателей: более низкие показатели длины и массы тела в большинстве возрастно-половых групп при близости значений масса/ростового индекса (кг/м2), более высокие показатели мышечной силы рук, более низкие показатели частоты сердечных сокращений и систолического артериального давления при обратной тенденции диастолического.
Все это определило необходимость создания новых корректных нормативов физического развития сельских школьников с использованием центильного метода непараметрического анализа в виде центильных шкал.
Проведенное антропометрическое обследование сельских школьников в 21 районе Нижегородской области (с севера на юг) бригадами сотрудников ФГБОУ ВПО НижГМА, Арзамасского филиала Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского и Центра здоровья для детей (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница г. Арзамаса») при участии медицинского персонала школ, подтвердило предполагаемые различия и явилось основой для создания нового стандарта физического развития сельских школьников. В ходе научно-исследовательской работы было обследовано 4619 школьников (2137 мальчиков и 2482 девочки) в возрасте 7-17 лет. Рассчитали и представили центильные возрастно-половые нормативы физического развития в виде оценочных таблиц, а также статистические параметры показателей морфофункционального развития сельских школьников [1,2]. Оценочные таблицы утверждены Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области № 1719 от 19.07.2012 года.
Регулярно проводимые массовые исследования физического развития и здоровья детей и подростков Нижегородской области на базе Центра здоровья для детей г.Арзамаса [3,4,5] дают возможность на региональном уровне выявлять у сельских школьников общие тенденции ростовых процессов, особенности морфофункциональных показателей, сформировавшиеся в условиях конкретного образа жизни и соответствующей среды обитания сельской местности.
Библиографический список
- Приказ Министерства здравоохранения Ниж.обл. № 1719 от 19.07.2012 «Об утверждении оценочных (центильных) таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области»: Оценочные таблицы физического развития сельских школьников Нижегородской области / Методические указания. – Н.Новгород, 2012. – 37 с.
- Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. – Февраль 2014. – № 2
- Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – Режим доступа: www.health-control. ru
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Информативность антропометрических скринингов по результатам оценки физического развития школьников города Арзамаса и Арзамасского района // Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №2(31). – С.98-104.
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Особенности физического развития сельских школьников Арзамасского района // Вестник Московского государственного областного университета. – №3. – 2012. – С.15-19.