УДК 796.011.1

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАЖНЕНИЙ НА ГИБКОСТЬ И СИЛУ У СТУДЕНТОК 18-20 ЛЕТ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Устинов Игорь Евгеньевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, институт ГУСЭ
доцент кафедры физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье представлены результаты упражнений на гибкость и силу. Не выявлено достоверных изменений результатов тестов силы (F=3,22; Ρ > 0,05) и гибкости (F=0,96; Ρ > 0,05) студенток первого, второго и третьего курса. Взаимосвязь результатов в упражнениях на гибкость и силу у студенток 18-20 лет (N=40) составляет ρ=0,3747 (Ρ<0,05).

Ключевые слова: гибкость, корреляция, сила, студентки


RELATIONSHIP OF THE RESULTS OF EXERCISES ON THE FLEXIBILITY AND STRENGTH OF FEMALE STUDENTS AGED 18-20 YEARS OLD WHO ARE NOT GOING IN FOR SPORTS

Ustinov Igor' Evgen'evich
Saint -Petersburg State Economic University, Institute GUSE
senior lecturer, the candidate of pedagogical sciences

Abstract
The article presents the results of exercise on flexibility and strength. No significant changes in test results of strength (F=3,22; Ρ > 0,05) and flexibility (F=0,96; Ρ > 0,05) of female students first, second and third course. Relationship of the results of exercises on the flexibility and strength of female students aged 18-20 years (N = 40) is ρ = 0,3747 (Ρ <0,05).

Keywords: strength, flexibility, relationship, female students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Устинов И.Е. Взаимосвязь результатов упражнений на гибкость и силу у студенток 18-20 лет, не занимающихся спортом // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/29900 (дата обращения: 20.11.2016).

ВВЕДЕНИЕ

 Совершенствование гибкости и силовых возможностей является одним из приоритетных направлений физического воспитания студенток  в высшем учебном заведение [1].

Способность выполнять двигательные действия с околопредельной амплитудой предопределяет успешность выполнения многих скоростно-силовых упражнений. Во многом, именно от развития гибкости и подвижности суставов зависит конечный результат обучения различным техническим элементам. Хорошо развитые мышцы брюшного пресса играют определяющую роль в формировании красивой и правильной осанки, а также обеспечивают благоприятное течение беременности, родов, скорейшее восстановление в послеродовой период. Помимо этого, мышцы брюшного пресса отвечают за формирование зоны талии и подтянутый внешний вид. Это определяет актуальность изучения  таких двигательных способностей как активная гибкость  и скоростная выносливость мышц брюшного пресса у студенток высших учебных заведений.

Цель исследования: выявить насколько студентки, успешные в сдаче норматива на гибкость, будут показывать хорошие результаты  при сдаче упражнений на пресс с лимитом времени. Другими словами, есть ли взаимосвязь между  способностями, обеспечивающими успех в этих видах двигательной активности. 

На данный момент взаимосвязь между этими двигательными способностями еще недостаточно изучена. С одной стороны, ограничение гибкости уменьшает уровень проявления силы, скоростных и координационных качеств, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономичности работы, часто является причиной повреждения мышц и связок [2]. С другой стороны, установлено, что показатели, оценивающие гибкость и скоростно-силовые способности, являются независимыми друг от друга переменными.  Отсутствие взаимосвязи на достоверном уровне выявлено при анализе результатов выполнения наклона вперед из исходного положения сидя и упражнений на мышцы пресса [3]. Дополнительно стоит отметить сложность тех процессов, которые отвечают за проявление даже одной и той же способности. Например, в исследованиях подвижности суставов, проведенных Ф.Л.Доленко [4 С.159] установлено, что ни один из показателей размаха движений, взятый отдельно, не может дать представление о гибкости человека.  Выявлено отсутствие достоверной взаимосвязи одних и тех же форм гибкости в  суставах верхних и нижних конечностей. В тоже время, взаимосвязь активной и пассивной форм гибкости в одних и тех же суставах находится на высоком уровне как у спортсменов, так и у тех, кто не занимается спортом.

В нашем исследование были взяты для изучения два наиболее распространенных контрольных норматива для студенток высшего учебного заведения – упражнение на оценку развития мышц брюшного пресса (подъем туловища из положения лежа на спине руки за головой) и гибкости (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке). Это наиболее доступные и апробированные виды физических упражнений, которые широко применяются при тестировании студенток высшей школы для  оценивания скоростной выносливости мышц брюшного пресса и активной гибкости [5,6].  Необходимо отметить, что как в одном, так и в другом двигательном действие используются мышцы брюшного пресса и движения проводятся  в тазобедренном суставе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследование принимали участие студентки Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в возрасте 18-20 лет (N=40), не занимающиеся в момент исследования спортом и не имеющие противопоказаний к сдаче контрольных нормативов.

Перед исследованием выполнялась стандартная разминка, включающая в себя легкий бег в течение 5 минут, упражнения на гибкость и подвижность у гимнастической стенке (в том числе и наклоны вперед).

Для тестирования гибкости использовался наклон вперед из исходного положения стоя на гимнастической скамейке. Упражнение оценивалось преподавателем. При наклоне необходимо было зафиксировать конечное положение на несколько секунд. Наклон вперед должен был выполняться плавно, без рывков и без помощи рук. Сгибать ноги в коленях при наклоне  запрещалось. Для тестирования скоростной выносливости использовалось упражнение “подъем туловища из исходного положения лежа на спине руки за головой, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов”. Упражнение на мышцы брюшного пресса выполнялись в парах. Один – выполнял упражнение, другой – фиксировал ноги и подсчитывал количество выполнений. Считалось количество полных подниманий, когда испытуемый касался локтями коленей. Временной промежуток (30 секунд) для выполнения упражнения задавал преподаватель.  

Статистическая обработка результатов тестирования проводилась с использованием программы «StatPlus». Диаграммы созданы в программе  Libre Office 4.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты тестирования студенток 1-3 курсов представлены в таблице №1.

Таблица № 1 Результаты упражнений на гибкость и скоростную выносливость у женщин 18-20 лет

Гибкость (наклон вперед стоя на гимнастической скамейки)

курс

n

X (см)

σ

V (%)

F расчетное

Ρ

1

13

14,38

5,06

35,17

0,96

Ρ > 0,05

2

12

13,33

6,43

48,22

3

15

11,8

3,3

27,96

Скоростная выносливость мышц брюшного пресса (сгибание туловища из положения лежа на спине руки за головой за 30 секунд)

курс

n

X (количество раз)

σ

V (%)

F расчетное

Ρ

1

13

25,08

5,28

21,07

3,22

Ρ > 0,05

2

12

23,67

4,25

17,96

3

15

21,2

2,51

11,85

Среднегрупповые значения  (по тесту наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке), полученные в нашем исследование, сопоставимы с результатами, полученными при тестирование гибкости девушек в других нефизкультурных вузах  Санкт-Петербурга  [7]. Отсутствие серьезных отличий  было зафиксировано также при сравнение наших результатов с результатами тестирования спортсменок, специализирующихся в видах спорта, которые не предъявляют повышенные требования к гибкости (баскетбол, волейбол, гандбол) [8]. Схожие  результаты, связанные с отсутствием достоверных различий у студенток 1-3 курсов по аналогичным тестам гибкости и силы, были получены в нашем предыдущем исследование,  но на большем объеме выборки [9]. Это является свидетельством типичности нашей выборки и будет положительно сказываться на объективности результатов.

Использование однофакторного дисперсионного анализа не выявило достоверных различий среднегрупповых значений по скоростной выносливости мышц брюшного пресса и гибкости у студенток 1-3 курсов.

Это позволило нам объединить все данные в один массив для вычисления взаимосвязи между результатами упражнений на гибкость (наклон вперед) и скоростную выносливость (сгибание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 секунд).

Более наглядно среднегрупповые значения по контрольным упражнениям представлены на диаграмме № 1.

Диаграмма 1: Средние результаты упражнений на гибкость и скоростную выносливость по курсам

На диаграмме №1 визуально прослеживается тенденция ухудшения результатов физических упражнений от младших курсов к старшим.  К сожалению, наше исследование не отвечает на вопрос о том, следствием чего является данная тенденция  снижения результатов (снижения мотивации или ухудшение физической подготовленности).  Наиболее явно снижение результатов прослеживается по тесту подъем туловища за 30 секунд. 

Наряду со среднегрупповыми значениями тенденция снижения присутствует и при анализе коэффициентов вариаций.

Более наглядно коэффициенты вариаций среднегрупповых значений по контрольным упражнениям представлены на диаграмме № 2.

Диаграмма 2: Коэффициенты вариаций среднегрупповых значений упражнений на гибкость и скоростную выносливость по курсам

Визуализация коэффициентов вариации (диаграмма №2) позволяет предположить, что у студенток старших курсов наступает адаптация к зачетным требованиям и снижение мотивации к выполнению контрольного упражнения с максимальной интенсивностью (подъем туловища). Это проявляется в меньшем разбросе результатов контрольных упражнений. Особенно это заметно при сопоставление диаграммы №1 и №2. И средние результаты, и коэффициенты вариации от первого курса к третьему существенно снижаются. Это может быть свидетельством отсутствия мотивации у более сильных студенток к выполнению контрольного упражнения в максимальном режиме из-за отсутствия стимула (упражнение изучено, получив высокий результата в тесте нет возможности раньше получить зачет).  За счет такого адаптивного поведения более сильных студенток могут снижаться к старшим курсам и среднегрупповые результаты и их вариативность.

Для выбора коэффициента корреляции была построена диаграмма рассеяния (диаграмма № 3).  Визуально по диаграмме №3 можно зафиксировать неоднородность выборки, что проявляется в большом разбросе результатов контрольных упражнений.  Небольшой объем выборки и отсутствие четкой линейности предопределило использование коэффициента Спирмена для выявления тесноты взаимосвязи между результатами двух контрольных упражнений.

Диаграмма 3: Рассеяние результатов контрольных упражнений  “наклон  вперед и “подъем  туловища за 30 секунд”

Было выявлено, что взаимосвязь результатов в упражнениях на гибкость (наклон вперед из исходного положения стоя на гимнастической скамейке) и скоростную выносливость (подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты под углом 90 градусов) у женщин 18-20 лет (N=40) составляет ρ=0,3747 (Ρ<0,05).

ВЫВОДЫ

Исходя из полученных данных, можно высказать предположение, что между результатами двух физических упражнений существует слабая, но статистически достоверная взаимосвязь. Однако, для утверждения о том, что студентка более успешная в одном упражнение будет также успешна и в другом не достаточен объем выборки. Скорее всего, можно говорить о том, что студентки, которые лучше выполняют упражнение “подъем туловища” выполняли в своей жизни больший объем физических упражнений, в числе которых была разминка, где встечались упражнения как силовой направленности, так и упражнения на гибкость. Этим и объясняется хотя и достоверный, но очень малый (с учетом объема выборки) коэффициент взаимосвязи. В дальнейших исследованиях необходимо увеличить объем выборки и дифференцировать студенток по уровню физической  подготовленности.  Это может  привести к более линейной форме взаимосвязи и выбору более мощного коэффициента корреляции Пирсона, что обеспечит большую объективность исследования.


Библиографический список
  1. Подчасова Е.С. Определение оптимальных методик развития гибкости у студенток = Definition of Optimum Procedures of Development of Flexibility at Students / Подчасова Е.С. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / [под ред. Ермакова С.С.] ; М-во образования и науки Украины, Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). – Харьков, 2008. – N 3. – С. 93-97. HTTP://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2008N3/p93-98.htm
  2. Туманян Г.С., Харацидис С.К. Гибкость как физическое качество // Теория и практика физической культуры. – 1998. – №2.- 48-50 с.
  3. Борилкевич В.Е., Антоник Г.И., Косарева О.Н., Меркулова О.АОценка информативности батареи тестов программы Аэрофитнесс/Актуальные проблемы физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшей школы: материалы 50 межвузовской научно-методической конференции. СПб., 2001. C. 56-57.
  4. Доленко Ф. Л. Спорт и суставы. М.: Физкультура и спорт, 2005. 288c
  5. Бондаренко Е.В. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой / Е.В. Бондаренко, Ю.Т. Ревякин // Теория и практика физ. культуры : Тренер : журнал в журнале. – 2006. – N 9. – С. 37-38. HTTP://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N9/p37-38.htm
  6. Бойко А.Л. Воздействие шейпинг-тренировки психомоторной направленности на развитие гибкости и силовых качеств = Influence Shaping-exercises psychomotor direction on the development of flex and force qualities / Бойко А.Л., Смовженко А.Н. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / Харьков. гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. худож.-пром. ин-т). – Харьков, 2007. – N 3. – С. 8-15. HTTP://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2007N3/p8-15.htm
  7. Богданов О.А. Сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности студенток, поступивших в РГПУ [Российский государственный педагогический университет] им. А.И. Герцена в 1983 и 2005 гг. / О.А. Богданов, В.С. Кунарев, В.Я. Комисова // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – N 9. – С. 55-56. HTTP://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N9/p55-56.htm
  8. Цыбиз Г.Г. Изменения гибкости при различных физических нагрузках = Modifications of flexibility at different exercise stresses / Цыбиз Г.Г. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). – Харьков, 2004. – N 4. – С. 89-95. HTTP://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2004N4/p89-95.htm
  9. Устинов И.Е., Кириллова Е.Г. Физическое здоровье студенток и его оценивание // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 4 (14). С. 32-40.



Все статьи автора «Устинов Игорь Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация