В настоящее время в отечественной высшей школе формируется понимание того, что именно вуз должен сформировать у выпускника те компетенции, которые позволят ему самостоятельно ориентироваться в широком спектре предметных областей, быть профессионалом и активным участником гражданского общества, что понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, психическое здоровье, что обучающий процесс в вузе требует постоянной мобилизации физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, которые необходимо постоянно восстанавливать, чтобы сохранять работоспособность, эмоциональное равновесие, психическое и соматическое здоровье, что уровень психологической культуры в студенческой и преподавательской среде, связанный с вопросами воспитания, проблемами поведения или успеваемости, правильной организацией учебного процесса, вопросами самоопределения, в том числе профессионального, проблемами в семье и в межличностных взаимодействиях, трудностями в социальной адаптации и многими другими при этом пока остается невысоким, что в студенческой среде не редки случаи проявления социально нежелательного поведения – агрессии, вредных привычек, противозаконных действий и т.п. В частности, проведенное нами [1, с. 104-120; 2, с. 27-36] в 2008 году исследование студентов 2-ого курса МАДИ (ГТУ) показало, что доля лиц с различными негативными и дезадаптирующими личностными и поведенческими особенностями в популяции студентов достаточно велика, значительное количество студентов определенно имеет проблемы в области психического здоровья, признаки зависимости от психоактивных веществ.
Исследование также показало, что значительная часть студентов заинтересованы в создании службы психологической помощи вуза и готовы пользоваться ее услугами, многие уже имеют опыт обращения за психологической помощью. Службы практической психологии (психолого-социальной помощи, социально-психологические службы, службы психологического обеспечения и т.п.) сегодня уже работают во многих вузах нашей страны. Силами своих научных кадров отдельные вузы проводят исследовательскую работу, направленную на изучение особенностей контингента студентов, поступающих для обучения на различных факультетах, закономерностей личностного и профессионального становления и развития студентов в ходе обучения в вузе, эффективности деятельности службы психологической поддержки студентов, однако знаний, необходимых для эффективной деятельности службы психологической помощи вуза, пока определенно недостаточно. В зарубежных странах, прежде всего в США и странах Европейского Союза уже существуют достаточно эффективные системы психологической поддержки образовательного процесса. Проведено и довольно большое число различных научных исследований в области психологических факторов эффективного образовательного пространства, организации действенной психологической помощи в высших учебных заведениях, в России этот зарубежный опыт изучается и анализируется. Однако системы высшего образования в нашей стране и за рубежом серьезно различаются, поэтому рекомендации иностранных специалистов по организации психолого-социальной помощи не могут напрямую лечь в основу подобной работы в нашей стране. Необходимы разработка комплексной модели эффективной службы психологической помощи российского вуза, реализация обеспечивающих эту модель масштабных исследовательских проектов. Это является не только важной и актуальной научной задачей, но и определенно имеет большую практическую значимость.
Библиографический список
- Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Учет личностных и поведенческих особенностей участников образовательного пространства технического вуза в работе службы. //Психология в вузе.-2008. – № 6. – С. 104-120.
- Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. //Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 27-36.