О НЕОБХОДИМОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СЛУЖБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Елшанский Сергей Петрович1, Яковлев Владимир Александрович2
1Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии
2Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии

Аннотация
В статье обсуждается необходимость проведения исследований для обеспечения эффективной работы служб психологической помощи высших учебных заведений. В отечественной высшей школе формируется понимание того, что именно вуз должен сформировать у выпускника те компетенции, которые позволят ему самостоятельно ориентироваться в широком спектре предметных областей, быть профессионалом и активным участником гражданского общества, большую помощь в этом могут оказать службы психологической помощи вузов. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной модели эффективной службы психологической помощи российского вуза, реализации обеспечивающих эту модель масштабных исследовательских проектов.

Ключевые слова: вуз, высшее образование, высшее учебное заведение, психологическая помощь, служба психологической помощи, студенчество


ON NECESSITY OF RESEARCHES FOR MAINTENANCE OF EFFECTIVE WORK OF SERVICES OF THE PSYCHOLOGICAL HELP OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Yelshansky Serguei Petrovich1, Yakovlev Vladimir Aleksandrovich2
1Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department
2Sholokhov Moscow State University for the Humanities, MD, Docent, Professor of the General and Practical Psychology Department

Abstract
The article discusses the necessity of researches for maintenance of effective work of services of the psychological help of higher educational institutions. The understanding has been formed in the domestic higher school that the high school should generate at the graduate the competences that will allow him to be guided independently in a wide spectrum of subject domains, to be the professional and the active participant of a civil society, services of the psychological help of high schools can render the big help in it. Working out of complex model of effective service of the psychological help of the Russian high school, realization of research projects providing this model are necessary.

Keywords: higher education, higher educational institutions, psychological help, services of the psychological help, students


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Яковлев В.А. О необходимости исследований для обеспечения эффективной работы служб психологической помощи высших учебных заведений // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/01/31310 (дата обращения: 01.12.2024).

В настоящее время в отечественной высшей школе формируется понимание того, что именно вуз должен сформировать у выпускника те компетенции, которые позволят ему самостоятельно ориентироваться в широком спектре предметных областей, быть профессионалом и активным участником гражданского общества, что понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, психическое здоровье, что обучающий процесс в вузе требует постоянной мобилизации физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, которые необходимо постоянно восстанавливать, чтобы сохранять работоспособность, эмоциональное равновесие, психическое и соматическое здоровье, что уровень психологической культуры в студенческой и преподавательской среде, связанный с вопросами воспитания, проблемами поведения или успеваемости, правильной организацией учебного процесса, вопросами самоопределения, в том числе профессионального, проблемами в семье и в межличностных взаимодействиях, трудностями в социальной адаптации и многими другими при этом пока остается невысоким, что в студенческой среде не редки случаи проявления социально нежелательного поведения – агрессии, вредных привычек, противозаконных действий и т.п. В частности, проведенное нами [1, с. 104-120; 2, с. 27-36] в 2008 году исследование студентов 2-ого курса МАДИ (ГТУ) показало, что доля лиц с различными негативными и дезадаптирующими личностными и поведенческими особенностями в популяции студентов достаточно велика, значительное количество студентов определенно имеет проблемы в области психического здоровья, признаки зависимости от психоактивных веществ.

Исследование также показало, что значительная часть студентов заинтересованы в создании службы психологической помощи вуза и готовы пользоваться ее услугами, многие уже имеют опыт обращения за психологической помощью. Службы практической психологии (психолого-социальной помощи, социально-психологические службы, службы психологического обеспечения и т.п.) сегодня уже работают во многих вузах нашей страны. Силами своих научных кадров отдельные вузы проводят исследовательскую работу, направленную на изучение особенностей контингента студентов, поступающих для обучения на различных факультетах, закономерностей личностного и профессионального становления и развития студентов в ходе обучения в вузе, эффективности деятельности службы психологической поддержки студентов, однако знаний, необходимых для эффективной деятельности службы психологической помощи вуза, пока определенно недостаточно. В зарубежных странах, прежде всего в США и странах Европейского Союза уже существуют достаточно эффективные системы психологической поддержки образовательного процесса. Проведено и довольно большое число различных научных исследований в области психологических факторов эффективного образовательного пространства, организации действенной психологической помощи в высших учебных заведениях, в России этот зарубежный опыт изучается и анализируется. Однако системы высшего образования в нашей стране и за рубежом серьезно различаются, поэтому рекомендации иностранных специалистов по организации психолого-социальной помощи не могут напрямую лечь в основу подобной работы в нашей стране.  Необходимы разработка комплексной модели эффективной службы психологической помощи российского вуза, реализация обеспечивающих эту модель масштабных исследовательских проектов. Это является не только важной и актуальной научной задачей, но и определенно имеет большую практическую значимость.


Библиографический список
  1. Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Учет личностных и поведенческих особенностей участников образовательного пространства технического вуза в работе службы. //Психология в вузе.-2008. – № 6. – С. 104-120.
  2. Елшанский С.П., Абдулаева В.М., Федоров И.В. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. //Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 27-36.


Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: